Новая Зара как авиасимулятор
АрхивОфисные приложения (архив)Вы никогда не хотели полетать на самолете? А под Windows? Да еще на компьютере с весьма скромными ресурсами? Фантастика, скажете вы, под Windows ничего не летает. Ошибаетесь! Новая программка Xara X для векторной графики позволяет летать с комфортом.
Если Corel Draw—это тяжелый боинг, который к тому же часто падает, а Illustrator—шаттл, который не падает, но требует поистине космических ресурсов для взлета, то Xara X—это маленький персональный самолет класса люкс, взлетающий с любой площадки, будь это хоть лужайка перед домом.
Независимо от того, 486 у вас компьютер или Pentium IV на гигагерц, вы можете работать в Xara X с крутыми эффектами и интерактивными инструментами. Программа очень легкая, в минимальных системных требованиях указывается 486 компьютер и 12 Мбайт памяти. На такой машине я еще не тестировал программу, но работал на системе класса Ciryx P200+ c 32 Мбайтами памяти. Что я скажу? Я запускал Word 97, Internet Explorer 5, одновременно слушал MPEG-музыку на WinAmp 2.72 и еще работал в Xara Х, интенсивно используя эффекты. Любой другой редактор векторной или растровой графики тормозил бы безбожно в таких условиях. Xara X же обеспечивала устойчивую высоту полета. Перерисовка эффектов происходила буквально мгновенно.
По набору эффектов Xara X не уступает любому современному пакету векторной графики: Illustrator 9, Corel 10, Deneba Canvas, одновременно превосходя их по скорости работы. Коротко пробегусь по тому, что можно делать с помощью Xara X. Во-первых, создавать векторные объекты (кривые, прямоугольники, эллипсы, полигоны, текст) и импортировать растровые картинки. Во-вторых, применять к ним прозрачность. Прозрачность объекта может быть сплошной либо задаваться по определенному правилу: линейный переход от непрозрачного к прозрачному, эллиптический и другие. Есть даже возможность загружать растровые картинки как шаблон прозрачности, что позволяет делать «мягкие» маски—ничуть не хуже, чем в Photoshop. Прозрачность может иметь разные режимы наложения (всего 10)—от обычного до Brightness и Luminosity—и применяться как к векторным, так и к растровым объектам.
Интерактивная тень—эффект популярный, всем известный. Xara X создает тени с «тающими» углами, что очень реалистично передает игру света. По выбору можно создать тень на стене, тень на земле или сияние. Щелкнув по тени при выбранном инструменте «Тень», можно переназначить ее цвет.
Теперь поговорим о кистях. Инструмент «Freehand & Brush» позволяет рисовать кистями с различными рисунками: орнаментами, свободно рассеиваемыми объектами и т.д. (по типу Draw, Illustrator, Expression). Все кисти полностью редактируемы: выбирая объект, можно изменить параметры смещения, поворота, прозрачность, заливку и прочие параметры для шаблона кисти. Также на лету можно создавать новые кисти: выбрав объект или несколько объектов, нажимаем кнопку «Create brush» и сразу получаем кисть в виде орнамента (простого повторения). Кисти, даже прозрачные, перерисовываются очень быстро. Кстати, если у вас есть графический планшет, вы можете почувствовать, как меняется след кисти в зависимости от силы нажатия на перо.
Интерактивный контур создает расходящиеся (или сходящиеся) линии, повторяющие силуэт фигуры. Близко к контуру стоит и новая опция для объектов «Feathering»—растушевка. Можно интерактивно изменять степень растушевки объектов, то есть их контуры могут быть резкими и четкими (как обычно в векторной графике), а могут плавно исчезать, переходя в прозрачность. Подобная опция была замечена мною только в Adobe Illustrator 9, но там она реализуется ценой крайне высоких требований к системе. Растушевка векторной графики—один из самых сумасшедших эффектов, и уже только ради нее одной можно поставить Xara X. Чтобы посмотреть, как это…
Есть еще многочисленные добавления и расширения под Web-графику.
Инструмент «Button & NavBar Tool» создает на основе выбранного объекта ряд кнопок и навигационные панели, а инструмент «Bevel» - «кнопочный» рельеф для объектов. Поздравляю всех, кнопка—это теперь такой же эффект, как, скажем, тень. Интерактивно меняется «высота» рельефа и светотень на рельефе. Особенно шикарно выглядит игра светотени на круглых кнопках—плавно переходящие градиенты от светлых к темным участкам.
Следующая функция—присвоение объектам имен. Галерея имен позволяет просматривать и выбирать битмапы, шрифты и цвета, используемые в работе, а также контролирует разрезание на слайсы и пакетный экспорт. Это мощная универсальная база данных, которую можно сравнить с диспетчером объектов в других программах.
Можно создавать ролл-оверы и навигационные панели с кодом HTML и JavaScript. Осуществлена интеграция с DreamWeaver: щелчок в DreamWeaver по графическому объекту, созданному в Xara X,—и вы запускаете исходный файл для редактирования.
Можно экспортировать статическую графику в формате Flash 4; а также выполнять экспорт JPG, GIF, PNG, BMP—с предварительной настройкой и просмотром. Расширенный контроль над цветом при экспорте PNG, BMP и GIF позволяет выборочно удалять цвета или назначать прозрачность (при палитре 256 цветов). Можно переключать выходные форматы файлов и использовать при экспорте Web-палитру. При импорте можно предварительно просматривать форматы PNG, BMP, GIF и JPG. Импорт-экспорт PNG и улучшенный импорт TIFF поддерживают прозрачность по альфа-каналу.
Очень удобная вещь—связанное изменение размеров: при изменении текста связанный с ним объект автоматически подстраивается под новый размер текста. Особенно в сочетании с инструментом «Button & NavBar Tool»—когда все кнопки в панели начинают подстраиваться под одну с наибольшей длиной надписи.
Кто работал в предыдущих версиях Xara (1, 1.5, 2), по достоинству оценит следующие улучшения: для заливок, переходов (blends), прозрачности, эффектов тени и контура можно регулировать профиль перехода, то есть порядок изменения плотности—от прямой линии (постепенный переход) до кривых (в начале или в конце плотность чаще); обводки можно превращать в объекты; поддержка колесика в мышке с колесом—скроллинг в окнах галерей и увеличение-уменьшение в главном окне.
Поработав с программой, отмечаю удивительную легкость работы. Причем не только в смысле машинных ресурсов. Интерактивные инструменты послушно и легко выполняют требуемые задачи. Эффекты быстро настраиваются, как вручную, так и с помощью цифрового задания параметров. Можно сказать, что Xara X легко слушается руки. Такого комфорта я не ощущал больше ни в одной векторной программе (работаю с Adobe Illustrator, Corel Draw, Macromedia FreeHand). Впрочем, это касается только интерактивных эффектов—по части работы с кривыми и текстом мне все же пока удобнее Illustrator.
Особо отмечу высокое качество отображаемой на экране графики. По экранному сглаживанию Xara X является просто непревзойденным лидером. Даже обычные клип-арты Corel Draw, импортированные в программу, начинают выглядеть лучше процентов этак на 200%. В родном Draw эти клип-арты не выглядят так привлекательно! При этом перерисовка экрана происходит почти мгновенно. И я ни разу не отмечал глюков перерисовки, характерных для Corel Draw.
Несмотря на то, что производители позиционируют программу, как совершенный инструмент для Web и печати, все же позволю не согласиться с ними. Программа больше заточена под Web, чем под полиграфию. Все эти интерактивные эффекты при подаче на печатающие PostScript-устройства ведут себя непредсказуемо. Управление цветом, мягко говоря, уступает большим собратьям. Но для Интернет-графики программа просто бесподобна (как говорят в релизах, это «совершенный инструмент для создания профессионально выглядящей графики»). Фактически, в этом у нее нет конкурентов.
P.S. Кстати, вы знаете, что «Xara» читается как «Zara»? Как читается «XaraX», я пока не в курсе. Может быть, тогда «ЗараЗ»? :)