Минута молчания
АрхивНа минуту сошел морок мифа о едином "Западе" как механизме превращения европейских ценностей в общечеловеческие. Сквозь внешний лоск находящейся вне Европы "европейской" страны, чаще всего приходящей на ум при слове "Запад", проступил образ малосимпатичного дикаря с руками по локоть в хлориде калия. Что-то вроде помеси генерала Трошева с писателем Солженицыным, но не в погонах и не в бороде, а в судейской мантии.
…Америка-Америка…
«Крематорий»
На минуту сошел морок мифа о едином «Западе» как механизме превращения европейских ценностей в общечеловеческие. Сквозь внешний лоск находящейся вне Европы «европейской» страны, чаще всего приходящей на ум при слове «Запад», проступил образ малосимпатичного дикаря с руками по локоть в хлориде калия. Что-то вроде помеси генерала Трошева с писателем Солженицыным, но не в погонах и не в бороде, а в судейской мантии.
И - это важно - не в горячке измененного экстремальными условиями состояния сознания (безусловно, оправдывающей Трошева и всех его единомышленников как частных лиц), а шесть лет post factum.
В поисках объяснений сразу вспоминается, что Америка как нация даже моложе России и что, например, рабство - и там и здесь - отменили меньше чем полторы сотни лет назад (это всего шесть-семь поколений). Мы не успели денег заработать и дороги проложить, а там тоже чего-то не успели.
В мае… Экзекуция Маквея была назначена на май, но отложена, поскольку суд посчитал нужным еще раз перепроверить всё - что-то в показаниях обычно аккуратных агентов ФБР на этот раз не сошлось. Это, разумеется, случайность, но такая же символичная, как и то, что очередной маньяк, врывающийся в американскую школу с автоматической винтовкой и начинающий палить по детям, делает это почему-то ровно перед очередными слушаниями или заседаниями конгресса, посвященными приведению законодательства об оружии в соответствие с их заокеанской конституцией…
…Так вот, в мае американец европейского (ирландского, насколько я знаю) происхождения Эрик Рэймонд - достаточно известная нашим читателям рыжая фигура, человек разносторонних дарований, одним из не самых громких проявлений которых являются редкие, но меткие (около)политические публицистические выступления, - натолкнувшись в «Newsweek» на соляризованную фотографию ныне неживого архизлодея, начал задавать довольно странные вопросы.
Свои сомнения он выразил в небольшом и совершенно неполиткорректном (и оставшемся неопубликованным в прессе) эссе «„Неизбежные потери“. Размышления о Тимоти Маквее». Я с интересом прочитал его тогда же, обменялся с автором парой реплик и благополучно забыл о предмете, точнее, намеренно отсвопил его прочь из оперативной памяти, вспомнив только вчера, когда полез на страничку Рэймонда совсем за другим (за статьей «Биология человеческого промискуитета», долженствующей быть переведенной и лечь в одну из грядущих терровских тем номера, - если кому-то интересно).
Заголовок совпал у меня в поле зрения с объявленным на сегодня действом, я быстренько получил у автора разрешение для сайта «Терры» на перевод, коим на пару часов себя и занял, параллельно лениво перебрасываясь сообщениями по техническим поводам с коллегами, занятыми по всему миру чем-то, тоже относящимся к той же теме. Техническим - в смысле: относящимся к технике журналистского дела, «контент-процесса», как нынче это принято называть.
Результат вы найдете на нашем сайте, пересказывать его я не собираюсь - я не о том.
Я вообще не о Маквее и не о содержании написанного Рэймондом и опубликованного нами текста.
Я о форме.
Представьте: в замкнутом помещении один человек готовится к смерти. Или человека готовят к смерти. Это действие обслуживается - не знаю точно, - но, наверное, парой сотен людей - начиная теми, кто инъецирует яд и констатирует смерть, и кончая постовыми на внешнем периметре тюремной зоны.
Еще сотня человек смотрит на это (сегодня уже цитируются выражения «облегчения», «радости» и даже «ликования», проявленных выжившими жертвами преступления, совершенного Маквеем, и родственниками погибших - у некоторых потерпевших чувства другие, но это нетипично и в большой прессе не цитируется).
Вокруг этого несколько тысяч людей из СМИ заняты тем, что презентируют происходящее широкой публике.
По-разному позиционируются: оправдывать убийцу не берется никто, но сомнения в уместности казни, да еще полупубличной, в XXI веке и в стране, считающей себя цивилизованной, высказывают многие, особенно за (американским) рубежом; очень просто заметить, что гораздо разумнее было бы приговорить погибших к воскресению, вот только приводить в исполнение такие приговоры мы еще не научились.
Производят разный контент: от смакования подробностей процедуры в бульварной прессе до процеживания эссенции пятой степени рефлексивной возгонки в упомянутой публикации на сайте «Терры».
Но вот что интересно: мне сейчас нужно проиллюстрировать то, что я делаю, и картинку с изображением плахи (а что нарисовать - часы?) я заимствую с сайта CNN, которому ее предоставило Федеральное управление тюрем США. То есть контент-процесс, вне зависимости от направленности и качества результата, един, и именно он задает публичное значения того, что сегодня произошло в американской тюрьме.
Вот и чувствую я себя с вечера то ли причастным, то ли примазавшимся, то ли замазаным. Сам момент я проспал, а проснувшись, написал эту колонку.
[i40045]