Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мир без копирайта

Архив
автор : Михаил Ваннах   19.06.2001

Кулуары конференции. Сергей Петрович Капица и писатель Александр Исаакович Мирер обсуждают перспективы и последствия бесконтрольного копирования информации в Сети.

Кулуары конференции. Сергей Петрович Капица и писатель Александр Исаакович Мирер обсуждают перспективы и последствия бесконтрольного копирования информации в Сети. Капица полон энтузиазма, он-то ведущий постоянной и популярной телепрограммы. Мирер, до обидного мало издававшийся и в прошлом, и сейчас, пессимистичен. Больше десятка его книг (и превосходных!) лежит в Сети, не принося автору ни копейки, приводя к необходимости зарабатывать поделками - по примеру Бенедикта Спинозы, некогда гранившего алмазы.

Так каким же может быть мир без копирайта, мир, где копирование информации не сдерживается юридически и общедоступно технически?

Любопытно, но такие миры хорошо известны. Правда, искать их следует не там, где ищут обычно. Не в технологически-футуристических трактатах, а в трудах о средневековье!

Устоявшееся мнение состоит в том, что снятие правовых ограничений на копирайт приведет к повышению степени свободы. Читай, что хочешь; слушай, что нравится; воспроизводи любые образцы, которые сочтешь полезными; воплощай любые изобретения, которые покажутся новаторскими. И все это на халяву! Прошу обратить внимание, ключевое слово здесь - «халява».

Но в человеческом обществе, - а сейчас я говорю о проблеме, связанной именно с ним, - свобода каждого из нас ограничивается свободой другого. И именно свободе другого нанесет ущерб отсутствие копирайта.

Свободе писать книги, сочинять и исполнять музыку, конструировать, изобретать.

Почему?

Да потому, что за все приходится платить. И писателю, музыканту, конструктору, изобретателю надо на что-то жить. Необходимы инвестиции в их творчество - от впечатлений и компьютера в случае писателя до многомиллиардных трат в R&D в случае создания изобретения или полезного образца. И все это не падает с неба…

Все это должно откуда-то взяться и как-то окупиться. И окупиться высоко, поскольку инвестиции такого рода рисковые. Большая их часть вылетит в трубу!

Какую альтернативу предлагают сторонники бесплатного софта, к примеру. Зарабатывать на его сопровождении и связанных с этим услугах.

Вполне возможно. Но в довольно ограниченных размерах. По привычке сразу же примерять абстрактные идеи к конкретным людям вспоминаю терзания одной моей юной прихожанки, ведшей в газете «культурную» полосу. Она очень переживала от рассказов «звезд» советской эпохи, с которыми общалась по долгу службы. Они вспоминали, как славно было раньше и как скверно сейчас. И не только потому, что тогда вода была мокрее и девки с парнями моложе. И не потому, что гонорары за фильм были выше. Нет…

«Звезды» с тоской вспоминают время, когда, приобретя известность после фильма, они зарабатывали, колеся по стране с киноконцертными бригадами. Порой всю свою жизнь…

Сейчас пытаются делать то же самое, но результаты скудны. Конкуренция! А тогда ее не было. Тогда была монополия находившихся под партийным контролем «творческих» союзов. Несвобода творчества компенсировалась тем, кто проползал на брюхе в эти союзы, раздачей всяческих благ с руки хозяина. И именно об этих благах тоскуют сейчас утратившие их «инженеры человеческих душ». Есть-то хочется.

И не надо путать туры западных звезд, направленные на раскрутку альбомов и кассет, от реализации которых они получают основной доход, с практикой советских и постсоветских музыкантов, зарабатывающих на концертах, а «продвигающих» их с помощью дисков. Экономическая подкладка тут принципиально иная. И где больше свободы - тоже понятно.

А почему общество без копирайта стоит назвать феодальным?

Ну это известно со времен классической работы Фридриха Августа фон Хайека, которую на русский переводят как «Дорога к рабству», но адекватный перевод «The Road to Serfdom» должен использовать термин «крепостничество».

Крепостничество, мир несвободы более мягкой, чем рабство. Мир цехов и гильдий. Мир организаций, ревниво оберегающих свои секреты. По многим причинам в средние века не было копирайта. Но первая клятва, которую давал ученик, поступая в гильдию, призывала его хранить секреты гильдии до гробовой доски. И она исполнялась, ослушники карались страшно. Даже в либеральном XIX веке на английских заводах сурово наказывали любознательных немецких металлургов эпохи грюндерства. Крупп тоже не оставался в долгу: по легенде на его заводах промшпионов сжигали заживо в коксовой батарее. Так что альтернативы правовой защите изобретений весьма неприятные.

Но вообще, средневековый мир был малоподвижен. Слишком много сил уходило на защиту секретов производства, секретов торговли, секретов мореплавания… И отдельные изобретения, вроде образцов, представлявшихся гильдии при экзамене на звание Мастера, отдельные плавания, отдельные откровенные повествования Рубрука или Марко Поло погоды не делали. И то, что талант пишет не ради денег, что Мелвилл был таможенником, а Державин вешал бунтовщиков, ситуации не меняет. Они существовали на фоне расцветшей культуры.

А в обществе без копирайта не будет ни массовой литературы, ни массовой музыки. Массовой в хорошем значении этого слова. Будут проповедники религиозных и квазирелигиозных истин. Будут оплаченные феодалами менестрели и спонсированные цехами майстерзингеры. Не будет только творческой свободы. Во всяком случае, за пределами монашеской кельи или монастырского скриптория.

[i40044]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.