Not found
АрхивКогда я писал рецензию (публикуемую в этом номере) на мультимедийный диск «ХХ съезд», я невольно снова столкнулся с темой «Интернет - большая помойка» - уже второй раз за последний месяц.
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно… - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда идти, - заметил Кот.
- …только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот…
Льюис Кэрролл.
«Приключения Алисы в стране чудес»
Когда я писал рецензию (публикуемую в этом номере) на мультимедийный диск «ХХ съезд», я невольно снова столкнулся с темой «Интернет - большая помойка» - уже второй раз за последний месяц.
Оба раза озвучивали эту или очень близкую к ней мысль люди, обладающие вполне измеримым авторитетом. Первым был Станислав Лем, в разных своих сочинениях, опубликованных в последнее время в «КТ», поведавший нам про угрозы «замусоривания», утопания в море информации и т. п. Я понял, что он считает это глобальной проблемой.
Но Лем классик, к тому же могущий преследовать какие-то свои, например, провокативные цели 1, что, тем не менее, не дает повода с ним полемизировать. На полном серьезе спорить с классиком… пусть даже кажется, что он чего-то не понимает… В общем, пустое это дело.
Когда на презентации диска на ту же тему заговорил ректор РГГУ Юрий Афанасьев, причем тезис об «информационной помойке» стал одним из аргументов в пользу того, что в Сеть не надо выкладывать вполне достойные материалы, я не удержался и после официальной части подошел поговорить.
Ниже - мои соображения, все - по следам этой беседы.
Для тех, кто пользуется Сетью давно, тезис «Интернет - большая помойка» стал уже привычным, избитым и даже слегка пошлым местом. Тут и опровергать нечего, поскольку для пользователя (читай, извлекающего пользу) разговор беспредметен. И смысла в опровержениях тоже никакого нет. Кого убеждать? «Беспользователя»?
Так что, договоримся, я ничего не опровергаю и ничего не защищаю. Но интересуюсь. Например, тем, что для человека, Интернетом не пользующегося, означает это понятие? Информационная совокупность всех сайтов, размещенных в Сети? Вместе с «железом», на котором эти сайты живут? Вместе с пользователями?
Кажется, что вместо того, чтобы определить, а что мне, конкретно мне, нужно от «Интернета» (и нужно ли вообще - вот Лем пришел к выводу, что ему, Лему, не нужно), уважаемые новички загружают Чеширского кота aka «Альтависту» и, попросив дать ссылки на все «интересные сайты», огорчаются, обнаружив, что их слишком много. Повторяют запрос по ключу «очень интересные сайты», получают еще больше ссылок - разумеется! - проверяют парочку из них, натыкаются в числе прочего на порносайт, после чего списывают «Интернет» окончательно и бесповоротно.
И что после этого мы можем сказать про телефонную сеть? А это ведь, в сути, то же самое, что подойти к телефонной будке, сунуть в аппарат двушку (или что там теперь в него суют) и позвонить по первому попавшемуся номеру. А потом расстроиться, что содержательного разговора не вышло, и заключить, что до чего все же замусорена телефонная сеть: тут тебе и всякий сброд, и просто глупые люди, и нечестные - хуже того, убийцы и маньяки всякие, насильники встречаются. И нужного человека не найти!
Про алмазную информационную чистоту телевидения я и не говорю. Или, скажем, про Петербург, место тоже не лишенное помоек. И про… да про все, на самом деле: люди очень органично замусоривают весь предоставленный им объем.
На более конкретный вопрос, является ли участником этой самой помойки сайт РГГУ, Юрий Николаевич Афанасьев с готовностью ответил, что «нет», но, тем не менее, доверять ему слишком хорошую информацию возможным не посчитал. Соседство у него все-таки слишком компрометирующее: а значит, и нам, людям цивилизованным, там делать нечего. И вообще лучше держаться подальше.
Кажется, наступило время второго пришествия «проблемы» информационной помойки. Первое, по ощущениям, произошло года три-четыре назад, в момент активного подключения новых пользователей, оно было подробно обсуждено, пережевано и, как казалось, благополучно списано в архив. Теперь незамусоренный офлайн снова передает нам привет.
P. S. Гуляя майскими праздниками по Киеву, обнаружил в себе сильное нежелание садиться в маршрутку под номером 404. В самом деле, скажите, пожалуйста, можно ли приехать в хорошее место на маршрутке с таким номером?
[i39701]
1 (обратно к тексту) - Однако консультации с Козловским, ставшим ныне экспертом по Лему (во всяком случае, по Лему этого года розлива), показали, что, скорее всего, не преследует.