Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вещь в себе

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   30.05.2001

Обычно, когда приходит приглашение на презентацию или даже фуршет, думаешь, имеет ли смысл идти и как соблюсти баланс между вежливостью и потерей времени - чаще всего бесполезной. Но на письмо от известного историка и популяризатора Владимира Тольца я отреагировал мгновенно.

Обычно, когда приходит приглашение на презентацию или даже фуршет, думаешь, имеет ли смысл идти и как соблюсти баланс между вежливостью и потерей времени - чаще всего бесполезной. Но на письмо от известного историка и популяризатора Владимира Тольца (голос которого хорошо известен слушателям радиостанции «Свобода») я отреагировал мгновенно. Про его «информационно-образовательный проект» «ХХ съезд» я слышал давно, и теперь, когда проект разродился мультимедийным диском, нужно было идти хотя бы только затем, чтобы этот самый диск заполучить.

То, что потом его будет нелегко найти, я не сомневался - проект некоммерческий, - но чтобы настолько…

Впрочем, кидаться камнями будем отдельно, обо всем по порядку.

Презентация, проходившая в ректорской зоне Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), партнера «Свободы» по проекту, была освящена присутствием Юрия Афанасьева, ректора РГГУ, и Марио Корти, директора русской службы «Свободы», и сопровождалась речами, презентацией, официальным фуршетом и еще одним «просто фуршетом».

Теперь о самом диске, поскольку здесь - сплошные восторги. История - не просто совокупность фактов, а взгляд на вещи, интерпретация. Интерпретация может быть деликатной и не очень, переходя в пределе в пропаганду - с одного полюса и в ненавязчивый подбор, подачу и внутреннюю организацию материала - с другого. Содержание диска много ближе к полюсу «корректности». Его основа - узловые события, окружавшие двадцатый, один из немногих действительно исторических съездов КПСС. Все события - в обвязке фотографий, аудио- и видеосвидетельств.

С самого начала приковывает внимание удивительный и непривычный в нашей «звуковой дорожке» хороший устный русский язык; правильный, не загрязненный масскультурными интонациям; нет никакого «переигрыша» в «узловых» или трагических местах диска -дикторские голоса звучат замечательно, даже завораживающе.

Материал на диске выстроен в хронологическом порядке (начинается все со смерти Сталина). Если уподобить историческое событие брошенному в воду камню, то реакция на него людей и общества становится как бы кругами на воде. Предметом проекта Владимира Тольца и его коллеги, историка РГГУ Елены Зубковой (и других членов команды) стали именно «круги». Авторы восстанавливают исторический и культурный контекст 1950-х, угадывают ту логику, что двигала людьми и политиками и которая только и может помочь понять причины и следствия происходящего в обществе; собственно же «камни» основной аудитории диска, более или менее известны, и, как мне кажется, в проекте у них вспомогательная роль меток на оси времени 1. Тем не менее, на каждом слайде есть множество гиперссылок на дополнительные документы, аутентичные аудио- и архивные материалы - радиопередачи того времени, песни, выдержки из дневников и воспоминаний. Впрочем, о том, что «звучит» диск великолепно, я уже говорил.

В итоге получился очень интересный и увлекающий отпечаток того времени, сеанс отстраненного погружения в ту, полувековой давности, действительность.

На презентации я слышал полуупреки, что диск получился очень «мрачным». Неча на рожу пенять… не мрачным он получился, а - честным слепком, отпечатком с тех времен.

Теперь собственные упреки (проект - некоммерческий, версия - демонстрационная; видимо, именно эти и объясняется большая часть странностей). Во-первых, проблемы с навигацией: невозможно начать просмотр диска с произвольного, вчера брошенного места, придется смотреть и слушать сначала - вместе с чудесными аудиозаставками Владимира Тольца, предваряющими диск и главки. Однако со второго раза они утомляют, а скоро и вовсе перестают казаться чудесными.

Во-вторых, множество неопрятностей в оформлении, опечаток; есть общее ощущение черновика; диск, смотря правде в глаза, «не вычитан» ни по тексту, ни по дизайну.

И самое главное: некоммерческий и по своей сути гуманитарный 2 проект, по-видимому, окажется недоступен тем многим, кому он, безусловно, был бы очень интересен. На вопросы, где и как можно будет купить диск, какой планируется тираж, ответов не было. Почему в этой ситуации текстовая и графическая часть проекта не выложены в Сеть, в которой широко представлены РГГУ и «Свобода»? Опасения, косвенно прозвучавшие в словах Юрия Афанасьева, что, дескать, «своруют», и высказанные прямо, что Интернет - большое замусоренное пространство 3, в котором невозможно отыскать что-то полезное, кажутся странными. Своруют - и что после этого сделают? Неужели озолотятся? А как же тогда образовательные и информационные цели проекта - о них даже на коробочке от диска написано. Впрочем, это риторика: в противопоставление ей ваш корреспондент официально предложил создателям проекта выложить материалы диска на www.computerra.ru, где бы они могли пребывать до тех пор, пока создатели не найдут более подходящего хостера.

Создатели пока думают.

Короче говоря, как красочно ни описывал Юрий Афанасьев диск в качестве учебного, «не верю». Даже если удастся его достать, работать с ним в его нынешнем состоянии не получится, он, скорее, великолепная линейная презентация, ориентированная на однократное прослушивание, нежели интерактивный учебный инструмент.

[i39758]


1 (обратно к тексту) - Из интересных «меток»: именно тогда, через полгода после смерти Сталина, девятнадцатилетний Элвис Пресли пишет свои первые песни.
2 (обратно к тексту) - Третья буква из РГГУ, ты тут? Ау?!
3 (обратно к тексту) - Об этом читайте в «13-й комнате».
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.