Подведение под понятие ожидает выпускников школ уже в 2002 году
АрхивФирма ABBYY совместно с Центром тестирования Минобразования рассказали собравшимся о техническом обеспечении и научном, организационном, методическом и прочая, и прочая, содержании нового способа оценки знаний школьников и абитуриентов.
21 мая в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы состоялась презентация кое-чего весьма существенного. Фирма ABBYY совместно с Центром тестирования Минобразования рассказали собравшимся о техническом обеспечении (созданном ABBYY) и научном, организационном, методическом и прочая, и прочая, содержании нового способа оценки знаний школьников и абитуриентов.
Ключевое слово - тесты. Они разработаны Центром по всем изучаемым в школе предметам. Эта работа ведется уже более десяти лет, и тестирование на добровольной основе стало весьма популярным. В этом году многие российские школьники проверили таким способом свои знания, выполнив более миллиона тестов и получив соответствующие сертификаты централизованного тестирования с оценкой по 100-балльной системе. Сейчас в России уже 350 вузов, которые согласны без вступительных экзаменов зачислять абитуриентов, предъявивших сертификаты с удовлетворяющими их, вузы, показателями. Однако самое интересное начнется в следующем году, ибо принято решение о проведении в российских школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который заменит обычные выпускные экзамены. В этом году ЕГЭ проводится в четырех «подопытных» регионах - Республике Якутия (Саха), Марий-Эл, Чувашии и Ростовской области.
Процесс напоминает телеигру «О, счастливчик!». Вы получаете бланк с пронумерованными клеточками и список вопросов. К каждому вопросу предлагается несколько вариантов ответа. Вы выбираете ответ и ставите в соответствующей клеточке крестик. Чтобы глубже прочувствовать ситуацию, участники презентации получили бланки сокращенного тестирования по русскому языку. На заполнение отводилось минут двадцать, к тому же оно происходило под аккомпанемент выступлений генерального директора ABBYY Сергея Андреева и вице-президента по корпоративным проектам Арама Пахчаняна рассказавших о продукте, от которого теперь будет зависеть столь многое, - ABBYY FormReader. Заполненные нами бланки с ответами на 33 вопроса были скормлены обычному офисному сканеру (в «боевой обстановке» применяются промышленные), результат был мгновенно распознан, сравнен с правильным ответом, переведен в 100-балльную шкалу и распечатан на защищенной от подделок почти так же надежно, как деньги, форме сертификата.
Надо сказать, что за техническую сторону дела я, после длительных кулуарных обсуждений с сотрудниками ABBYY, спокоен. Процент ошибок распознавания, по данным фирмы, смехотворный: 1 ошибка на 10000 бланков. В это легко поверить, так как сложность распознавания этой информации, на мой неискушенный взгляд, значительно ниже той, с которой имеют дело уже отработанные технологии ABBYY в Пенсионном фонде и Налоговой службе (там точность 99,6% и 99,8% знаков соответственно).
Процент же ошибок, которые делают экзаменуемые, устрашает. Как сообщил директор Центра тестирования Владимир Хлебников, 100 баллов по русскому языку набирают сегодня 0,3% тестируемых. Мой скромный результат можно увидеть на фото (на экстремальные условия списываю, по результатам домашнего анализа, 2-3 ошибки, то есть за 70 все равно бы не вышел). Лучший показанный на презентации результат - 66 баллов. Как это интерпретировать?
Тут мы переходим к животрепещущей теме: что вообще будет означать переход от оценок, выставляемых педагогом, к оценкам по так называемым объективным критериям (в чем и состоит сверхзадача всей этой деятельности)? Арам Пахчанян, например, считает, что при новой системе учитель не сможет продвигать любимчиков и портить жизнь неугодным. Что ж, звучит убедительно. Но на мой вопрос, будет ли новая система серьезным ограничителем коррупции на экзаменах, Владимир Хлебников ответил категорическим «нет». «Если результат теста будет единственным критерием, коррупция сметет все препятствия», - сказал он. Этот честный и разумный ответ вызвал у меня желание задавать все новые вопросы. Приведу лишь два комментария Хлебникова. Во-первых, более действенное средство против «конкурса кошельков» он видит в учете на вступительном экзамене индивидуальной истории тестирования абитуриента, начиная класса эдак с пятого 1. Во-вторых, единый экзамен, по мнению Центра, должен проводиться в двух вариантах: «выпускном» и «абитуриентском» (пока министерством планируется общий для всех вариант). Возможно, «КТ» напишет подробнее об этом важнейшем и интереснейшем (даже в теоретическом аспекте) круге вопросов.
Абсолютно непонятным осталось лишь, каким образом Центру тестирования удалось выдержать такой фантастический стиль в собственных комментариях к тестам (нам был выдан объемистый том). Вот образцы. «Ключевым понятием является факт, что экзамен состоит из двух частей <…>»; «Задания теста обеспечивают контроль следующих обобщенных видов деятельности по предмету 2: А. Подведение под понятие и выведение простейших следствий <…> »; «<…> имя царя и его порядковый номер (буквами) <…>».
Утешает одно: порядковый номер царя, скорее всего, будет распознан правильно, несмотря на то что, как я выяснил из заслуживающих доверия источников, при конкурсном приеме на работу в ABBYY будущим разработчикам приходится (пока!) вместо заполнения тестовых таблиц по старинке решать ряд довольно трудных математических и логических задач.
[i39714]
1 (обратно к тексту) - Идеалист он все-таки…
2 (обратно к тексту) - Математике.