Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не-паблишинг не-документов

Архив
автор : Анатолий Левенчук   16.05.2001

Разные вебсайты отличаются друг от друга больше, чем предметы одежды - даже если в категорию одежды включить чехлы на кресла и появившиеся в московских супермаркетах пельменные мешочки. Но, несмотря на расцветшее по весне вебсайтовое разнотравье, можно уловить основной тренд текущего сезона.

Интернет haute couture сезона весна-лето 2001

Разные вебсайты отличаются друг от друга больше, чем предметы одежды - даже если в категорию одежды включить чехлы на кресла и появившиеся в московских супермаркетах пельменные мешочки. Но, несмотря на расцветшее по весне вебсайтовое разнотравье, можно уловить основной тренд текущего сезона.

Главное в этом сезоне - отход от традиционного веб-паблишинга. Вебсайт уже не представляется виртуальной пачкой отрубрицированных страниц-документов, даже и «динамических». Вебсайт все больше и больше похож на традиционный набор пользовательских приложений.

Сегодняшний вебсайт - это прежде всего программа, типа прежних супернавороченных клиент-серверных, только эта программа лучше во многих смыслах. В том числе программа может отображать для пользователя разные и всякие объекты предметной области, а отнюдь не только статьи, новости и прочие виды текстов-документов, оставшихся в наследство от веб-паблишинговых времен. Корзина в интернет-магазине - это только цветочки. Ягодки будут, когда на многих вебсайтах практически не будет кучеряво рубрицированных документов-текстов. То есть будут, но только в виде инструкции к собственно сайту, как инструкцию по программе прикладывают к самой программе. Веб-сервер прекратил быть большой пишущей машинкой. Аминь. Предметная область вебсайта отражается вебсайтом непосредственно, без промежуточного моделирования в хранимых документах.

Отход от традиционного веб-паблишинга резко меняет подход к оперированию вебсайтом. Базу данных вебсайта (с не только текстами) нужно администрировать. Просто иметь возможность удобно редактировать тексты в этой базе данных уже совершенно недостаточно - там еще много чего есть, кроме текстов. Над любым объектом сайта должны быть выполнимы предусмотренные сайтом-программой операции, и поэтому эти элементы должны удобно представляться оператору. У вебсайта появляется операционное представление 1.

Для (в этом сезоне уже неинтересного) текстового случая операционным представлением можно назвать режим показа разметки текста в MS Word. В этом режиме кроме текста в документе показываются пробелы, границы параграфов, переводы строк и прочая информация, которая не будет видна пользователю после паблишинга, но которую оператор может отредактировать. Такой режим позволяет управлять приложением много лучше, чем WYSIWYG (what you see is what you get - что видите, то и получите), ибо в операционном представлении оператору видно больше, чем в итоге получит пользователь. Особо важно, что оператор может изменить все, что ему в этом операционном представлении видно. Современные вебсайты переходят от концепции WYSIWYG к концепции WYSIWYC (what you see is what you change - что видите, то и изменяете).

Аналогия с режимами MS Word кончается там, где в операционном представлении от редактирования текста отдельных статей (это было уже у прошлого поколения вебсайтов), оператор переходит к администрированию всего остального: рубрикатора (карты) сайта, импортированных новостей, пользовательских полномочий, а также объектов, которые уникальны для предметной области сайта. Это может быть конкретный «выпуск журнала» для издательского сайта, «отделение фирмы» у корпоративного сайта, «ваша корзина» у сайта-магазина, температура и крепость завариваемого к вашему приходу кофе на сайте офисного кофейника. Операции с такими объектами-не-документами нужно уметь делать так же просто и удобно, как и операции редактирования объектов-документов.

Посетители такого повышенно интерактивного вебсайта быстро превращаются в пользователей, а редакторы становятся операторами и администраторами. Действительно, какой там редактор у кофейника или холодильника?! Я бы также не доверил редактору поправить что-нибудь в моем эккаунте на сайте, или отредактировать количество изделий на складе… Пожалуй, эту пользовательскую роль лучше называть по-другому. Это нетрудно - нужно только отойти от моды прошлого сезона, моды на системы веб-паблишинга, с их посетителями и редакторами.

Понятно, что для изготовления вебсайта с операционным представлением нужно использовать какой-нибудь готовый сайтовый движок, предназначенный именно для этого. Программировать (чуть было не написал - «вышивать крестиком») на PHP такие сайты, конечно, можно - но это долгое и дорогое удовольствие.

В классических клиент-серверных системах давно освоились с операционным представлением для информации в АСУ или АСУТП. Только теперь серверу (или - все чаще и чаще - ряду серверов) то же самое нужно уметь делать по протоколу HTTP, используя в качестве программы-клиента обычный интернет-браузер 2. Впрочем, я даже не буду останавливаться на отличии этой моды дедушек и бабушек от моды нынешнего сезона 3.

Но это все haute couture, верхушка пирамиды. А в ее основании наша легкая интернет-промышленность продолжает «очень удобно публиковать на сайте любые ваши документы». Подождем, когда этой промышленности начнет массово встречаться не-публикация не-документов.

[i39544]


1 (обратно к тексту) - Предложил Максим Отставнов, заметивший, что операционное представление включает не только look, но и feel.
2 (обратно к тексту) - Тут можно ностальгически всплакнуть по красивому маркетинговому эвфемизму: «тонкий клиент».
3 (обратно к тексту) - Я даже не имею в виду переход от уродливого серо-синего вида допотопных клиент-серверных приложений. Есть вещи и поважнее - например, уход от непонятных большинству пользователей и операторов реляционных представлений, изменение схемы навигации по приложению на механизмы, отработанные в веб-паблишинге (включая минимизацию сеансовости) и т. д.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.