Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Только в полете…

Архив
автор : Игорь Гордиенко   16.05.2001

В общем-то, идея вынести в околоземное пространство автономные технические системы не нова. Спутники, десятилетиями висящие или курсирующие над нашей планетой, - тому подтверждение. Однако далеко не все задачи можно решать из космоса.

В общем-то, идея вынести в околоземное пространство автономные технические системы не нова. Спутники, десятилетиями висящие или курсирующие над нашей планетой, - тому подтверждение. Однако далеко не все задачи можно решать из космоса. Кроме того, вывод материальных объектов за пределы атмосферы неимоверно дорог, а потому поиск решений для автономных устройств, летающих именно в атмосфере, идет давно.

Более полувека Пентагон экспериментирует с беспилотными боевыми машинами (UAV - Unmanned Air Vehicle, или UCAV - Uninhabited Combat Air Vehicle). Еще в годы войны во Вьетнаме ВВС США и их подрядчик, корпорация Ryan Aeronautical, испытывали беспилотный самолет Firebee, который служил главным образом целям разведки и ориентации. Но в те годы все упиралось в возможности коммуникаций и обработки информации. Нынешние технологии позволяют качественно иначе решать вопросы UAV.

В разработку UAV вовлечены крупнейшие аэрокосмические корпорации США. Northrop Grumman и Boeing только что почти одновременно объявили о своих успехах. На недавней выставке «Aviation Week» Northrop продемонстрировала так называемое летающее крыло. А в середине апреля Boeing показала свой беспилотный истребитель X-45A, который будет испытан в начале лета в условиях, близких к боевым.

Boeing объявила, что в штате Невада пройдут учения, в ходе которых люди вообще не будут участвовать в привычных ролях. В бой с самодвижущимися танками вступит X-45A, размеры которого не превышают размеров спортивного самолета Cessna.

Самолеты UAV стоят существенно меньше, нежели обычные истребители, но могут обладать сравнимыми боевыми характеристиками. Кроме того, их можно будет забрасывать в больших количествах в нужные точки планеты на большегрузных воздушных транспортах.

Самый совершенный на сегодня беспилотный самолет - Global Hawk, построенный в 1999 в Northrop Grumman. В прошлом году эта машина совершила полет из штата Флорида в Португалию и обратно под наблюдением (не управлением!) операторов, сидевших в техническом трейлере в сельской местности штата Вирджиния. Вскоре Global Hawk с целью очередного испытания отправится в Австралию. Продолжительность непрерывного пребывания в воздухе составляет 36 часов.

Этот самолет-разведчик не может нести такой большой вес, какой был на борту того самого EP-3, который рухнул на китайскую территорию. Но специалисты считают, что уже вскоре Global Hawk сможет выполнять задачи съема коммуникационных потоков не менее успешно.

Наблюдая за чрезмерным энтузиазмом чиновников из военных ведомств, эксперты выражают осторожность и даже скепсис. Стивен Зейлога (Steven Zaloga), специалист по вооружениям из аналитического института Teal Group, считает, что не следует переоценивать способности нынешних UAV - они пребывают в самом начале развития. Полезнее поразмышлять над тем, каких и сколько ресурсов потребуется для становления этой технологии.

И все-таки существование UAV, утверждают обозреватели из «Washington Post», должно неизбежно повлиять на состояние американской нации: системы обязаны устранить саму основу гибели или пленения членов экипажей. Джон Пайк (John Pike), деятель из некоммерческой исследовательской комиссии GlobalSecurity.org, говорит буквально следующее: «Чем пилотировать истребитель, из которого ты сам должен переломать хребты плохим парням, отправь туда роботов, у которых нет ни страха, ни упрека».

Конечно, сбережение жизни и свободы американских летчиков дело серьезное. Но есть и другая сторона медали. История технологий свидетельствует, что секретные военные разработки без особых проволочек адаптировались для гражданских применений (зачастую с большей пользой и эффективностью).

Сейчас проектирование и производство беспилотных самолетов - процветающая отрасль авиапромышленности США, работающая не только на войну. Например, компания Athena Technologies предлагает на рынке маленького летающего робота, которого можно использовать для наблюдения за некоторой территорией, скажем, за лесным массивом: он будет сообщать о пожарах или же о химическом составе воздуха - для контроля за экологией. Управлять самолетиком можно с обычного наладонника Palm. А можно запрограммировать: робот полетит куда надо и самостоятельно выполнит задание.

Мне кажется, что беспилотные самолеты, способные сутками оставаться в воздухе, найдут еще одно отличное применение - в качестве узлов беспроводной связи. Для этого не нужны громоздкие спутниковые системы. Более того, появится возможность за небольшие деньги обеспечивать гибкую и динамичную структуру коммуникаций, что называется, ad hoc. И дабы в новогоднюю ночь не опасаться перегрузки систем мобильной телефонной связи, не развесить ли над городом заранее несколько летающих роботов?

[i39522]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.