Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Знание - баксы

Архив
автор : Михаил Сухарев   08.05.2001

Чем занимаются бизнесмены? Многие полагают, что они управляют капиталом. Однако на самом деле бизнесмены управляют идеями.

Чем занимаются бизнесмены? Многие полагают, что они управляют капиталом. Однако на самом деле бизнесмены управляют идеями. Вот что считал ключом к успеху один из идеологов общества равных возможностей Наполеон Хилл, чья книга «Думай и богатей», одно из первых «пособий начинающего миллионера», выдержала 42 издания в США с 1937-го по 1966 год. (Дело Хилла продолжает жить и побеждать на сайте)

«У истока любого богатства и успеха лежит мысль! <…> мысль, при соблюдении известных принципов, можно превратить в материальные ценности».

Хилл знал, о чем говорит. Недаром он изучал биографии и брал интервью у нескольких сотен миллионеров, среди которых были Карнеги, Форд, Эдисон и Рокфеллер. Действительно, инженеры и изобретатели рождают идеи компьютеров, телевизоров, автомобилей; писатели и кинорежиссеры пишут книги и придумывают фильмы. Но решают, какие из этих мыслей будут воплощены в материю, бизнесмены. Именно потому, что настоящий бизнес - это управление идеями, США сконцентрировали у себя 80% контента мирового Интернета.

Вот цитата из журнала «Эксперт» (№43 за 1999 г., «Гиперболоид инженера Рубина»): «Из-за резкого повышения эффективности материального производства и возросшей конкуренции основная стоимость сегодня производится в сфере управления информационными потоками. <…> По мере того как основным источником дохода становились обработка информации, выявление и решение проблем, которые мешают развиваться бизнесу, брокерские услуги, американские корпорации все активнее выносили свои производства за рубеж, оставляя в США самые доходные виды бизнеса, связанные с процессом принятия решений».

США стали мировым капиталистом, все большая часть населения которого принимает решения о том, что и как производить в других странах. Башковитые брокеры и менеджеры управляют потоками в миллионы долларов, движущимися на другой стороне Земли. А проценты за управление оседают в Америке, растекаясь потом от верхушки американского общества вниз по социальной пирамиде.

Известную американскую формулу - «доллар тому, кто придумал, десять - тому, кто сделал и сто - тому, кто продал» нужно дополнить: «и тысячу - тому, кто все это устроил». Хотя все больше меняется и отношение между первыми ее звеньями. Дело идет к тому, что десять долларов будет получать тот, кто придумал (в США), а один - тот, кто сделал (в Китае или Узбекистане). Значение информации все возрастает, а вместе с ним - значение цифровой обработки (Digital Processing, DP). А заодно и ваше значение, господа дигиталисты всех стран и народов.

Так за что же такие блага этим капиталистам? Дело в том, что изобретателей и поэтов всегда полно. Все они - специалисты в своих областях. Как же решить, какую из их идей воплощать? Ведь чем живет любая фирма? Тем, что за умеренную плату воплощает идеи в материю. И если выберет не ту идею, пустит на ветер и материю, и энергию. Чем прошлое отличается от будущего? Кроме всего прочего, тем, что в прошлом в материю воплощали другие идеи. Веками делали кареты, а не автомобили, сабли, а не гранатометы. Вот так, отбирая для производства, для воплощения в материю новые идеи, бизнесмен создает будущее. Решая начать выпуск DVD, или плазменных панелей, или других новомодных штучек.

Принимая решение, капиталист или менеджер ставит на кон миллионы, а то и миллиарды долларов, репутацию фирмы и свою собственную. Причем, если изобретатель должен оценить только техническую осуществимость своего изобретения, предприниматель должен оценить и то, захотят ли люди покупать принципиально новую продукцию, и цену производства, и затраты на рекламу и многие другие трудноучитываемые параметры. То есть смоделировать очень сложную ситуацию, - а это интеллектуальная работа высшей трудности, более трудная даже, чем само изобретение.

Понятно, что при таких условиях рисковать никто не хочет. Или, точнее, желает свести риск к минимуму. И если в старые времена капиталист выполнял всю работу у себя в голове, приглашая иной раз самых доверенных специалистов для консультаций, то теперь проводятся многочисленные совещания, просчитываются различные бизнес-модели, проводятся деловые игры. Моделированием ситуации занимается уже многопроцессорный комплекс, в который наряду с компьютерами входят и головы отдельных специалистов. Причем полная модель не существует ни в одном отдельном «процессоре», а только в «распределенном» виде. В принятии решений человеком задействуются миллионы нейронов, но в конечном счете решает «да» или «нет» лишь один из них. Роль такого нейрона в «социальном перцептроне» играет предприниматель. Но все важнее становится роль «совокупного» предпринимателя, в который превращаются штаб-квартиры международных корпораций, включая команды экспертов, хранилища данных, компьютерные модели.

Страны, создавшие у себя наиболее удобную среду для развития «метабизнесменов», будут порождать идеи и формы, в которые отольется вещество будущего общества. Если раньше идея новой организации вещества миллионы лет передавалась по биологическим каналам, прежде чем стать орлом или тигром, то теперь достаточно нескольких лет или даже месяцев, чтобы зародыш новой идеи стал автомобилем или компьютером. Ускорение эволюции идей, овладевающих материей, это результат волны сложности, зародившейся миллиарды лет назад.

[i39448]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.