Чистилища памяти людской
АрхивТрагедий в мире каждый год происходит немало. Жертвы насилия и террора в полном осознании и чистосердечно считают злодеями невинных людей. Примеры просто ужасны. Что же происходит с памятью жертв?
Таких трагедий в мире каждый год происходит немало. Жертвы насилия и террора в полном осознании и чистосердечно считают злодеями невинных людей. Примеры просто ужасны. В июле прошлого года «New York Times» обсуждала ситуацию: к пожизненному заключению (за изнасилование) в 1986 году был приговорен невиновный. Лишь через одиннадцать лет после решения суда посредством анализа и сличения ДНК был обнаружен истинный насильник. Что же происходит с памятью жертв?
Исследования доктора Жозефа ле До (Joseph Le Doux) из Нью-Йоркского университета дают оригинальное понимание и вероятную разгадку проблемы. Считается, что кратковременная память, в которую «записывается» информация после ее обработки мозгом, не имеет под собой структурной основы и поддерживается распределением электрических зарядов на нейронах. В так называемом процессе консолидации происходит переход памяти из краткосрочной формы в долговременную. А этот процесс требует синтеза в клетках новых белков, перестройки их структур и связей между ними.
Ученые долгое время были уверены, что после завершения консолидации структуры долговременной памяти становятся весьма стабильными, и их непросто разрушить или модифицировать. Это подтверждалось случаями во время нейрохирургических операций, когда пациенты неожиданно вспоминали до мельчайших подробностей события глубокого детства, казалось, начисто уже забытые. Все, однако, оказалось не так просто.
Работы ле До раскрыли тот факт, что по меньшей мере те структуры долговременной памяти, которые возникли в состоянии страха или ужаса, при определенных условиях становятся очень хрупкими.
Исследователи проводили опыты с крысами, подобные тем, которые Павлов проводил со своим знаменитым псом: во время подачи звуковых сигналов на металлическую сетку на полу клетки подавался слабый электрический импульс. Было обнаружено, что уже после единичного шока было достаточно подачи лишь только звукового сигнала, чтобы крысы испытывали страх.
После того, когда у животных рефлекс был зафиксирован, исследователи продолжали подавать свои звуковые сигналы. Но, при этом, в момент, когда крыса испытывала шок, ей вводился анаболик, блокирующий синтез белков в миндалевидном теле 1, давно известном месте хранения памяти о ужасных событиях в жизни каждого существа. Так вот, крысы, обработанные в «повторный» момент ужаса анаболиками, в следующий раз не реагировали на косвенный стимул, то есть на звуковой сигнал.
Весьма интересно то, что эта амнезия страха происходит только тогда, когда инъекция и реактивация памяти происходят одновременно. В других случаях реакция сохраняется. Феномен практически не зависит от концентрации и доз анаболиков.
Согласно теории ле До, именно когда память находится в пока нетрактуемом состоянии, новые впечатления могут заместить структуры ужасных воспоминаний или же смешаться с ними, что приводит к синдрому ложной памяти, известному в психиатрии явлению. Очень вероятно, что приняв таблетку транквилизатора и вновь обратившись к ужасным воспоминаниям, жертва насилия в своей памяти невольно заместила образ истинного преступника образом с первой фотографии, показанной следователями.
Сейчас исследователь пытается выяснить: только ли воспоминания об ужасных событиях могут быть реструктурированы, или же другие сферы долгосрочной памяти тоже деформируются и стираются. В любом случае, обнаруженный феномен поможет в излечении больных посттравматическим стрессом - навсегда уничтожив воспоминания о катастрофе.
[i39420]
1 (обратно к тексту) - МИНДАЛИНА (amygdala), ТЕЛО МИНДАЛЕВИДНОЕ (amygdaloid nucleus) - один из базальных ганглиев: округлое скопление серого вещества миндалевидной формы внутри каждого полушария большого мозга. Большая часть ее волокон соединена с органами обоняния, ряд нервных волокон также подходит к гипоталамусу; функции миндалины, очевидно, имеют отношение к настроению человека, его чувствам, инстинктам, а возможно, и к памяти о недавних событиях.
По путям передачи нервных импульсов в коре и подкорке (синие стрелки) проводятся сообщения об угрозе, например, о ядовитой змее. Визуальные стимулы обрабатываются таламусом, который адресует грубую, архетипическую информацию прямо в миндалину (красные стрелки). Эта прямая адресация позволяет мозгу начать немедленно реагировать на возможную угрозу, отправляя сигналы телесным органам (зеленые стрелки).
Тем временем информация от таламуса дошла к структурам зрения в затылочных долях коры головного мозга, которые пытаются подробно идентифицировать объект угрозы. Если подтверждается, что объект - змея, миндалина получает новый стимул, что вызывает тахикардию и рост артериального давления - факторы готовности к отражению угрозы.
Ежели выяснилось, что объект - не змея, а, скажем, веревка, миндалина подавит реакцию страха.