Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дипломатические осложнения

Архив
автор : Юрий Романов   25.04.2001

Существует, среди прочих, одна любопытная форма заблуждения. Она заключается в представлениях о том, что в вузы идут учиться. С одной стороны, разумеется, для этого. Для чего же еще? С другой стороны, давно замечено, что никто, нигде и ничему не в состоянии никого обучить.

Все граждане России имеют право на образование. Иванов имеет право на образование. Следовательно, Иванов - гражданин России.
Формальная логика

Запомнить услышанное - не более четверти знания. Понять запомненное - не более половины его. Успешно применяющий понятое - знает.
Восточная мудрость

Существует, среди прочих, одна любопытная форма заблуждения. Она заключается в представлениях о том, что в вузы идут учиться. С одной стороны, разумеется, для этого. Для чего же еще? С другой стороны, давно замечено, что никто, нигде и ничему не в состоянии никого обучить.

Все дело в том, что образованный человек отличается от необразованного, если можно так сказать, состоянием сознания. В сущности, это состояние - в каком-то смысле - его текущее мировоззрение. Сплав опыта, добытого собственной практикой.

Собственной! Можно ли рассчитывать на то, что в каком-нибудь учебном заведении смогут вложить в сознание студента (не в голову, а именно - в сознание!) его собственный опыт? Нет, конечно же. Собственный опыт приобретается собственным трудом. Банальная формула, не правда ли? Но имеет не банальное современное развитие, связанное с существованием такой вещи, как деньги.

Почем нынче?..

- Желаю тебе, мужик, здравия!
Остальное сам себе купишь…

Предположим, у меня есть огород, на котором я своим собственным трудом вырастил кило огурцов. Но это ж сколько было мороки, страшно вспомнить! Поэтому, если у меня завелись деньги, на которые можно купить тот же килограмм овощей, я просто пойду в магазин и куплю их.

Так вот, представления об универсальной применимости денег так тонко встроены в массовое сознание, что его дефектность практически не замечается. Исключение составляет, разве что, пресловутый тезис о том, что «здоровья не купишь». Да, не купишь. И много чего, на самом деле, не купишь. Образования, квалификации, профессионального мастерства… А вот приобрести диплом, подтверждающий наличие у владельца вышеперечисленных достоинств, - дело вполне возможное. Только не подумайте, что имею в виду какой-нибудь криминал типа продажи фальшивых «корочек». Нет!

Имею в виду, что нынешняя «повременная» платная форма обучения, в принципе, ничем не отличается от продажи дипломов «в рассрочку». На четыре - пять - шесть лет… Так это или нет (внимание! Важно!), в значительной степени зависит от традиций того учебного заведения, где осуществляется учебный процесс. Впрочем, за традициями стоят люди, а «хранители» даже самых высоких традиций, к несчастью, рано или поздно уходят.

Так вам кого?

- Так вам балерину, или чтобы танцевать умела?

Некоторое время назад, в период расцвета мини-бригад, выполняющих ремонтно-строительные работы, стала обычной практикой следующая процедура: законченная работа тщательно документировалась (фото, видео), и обязательно получали отзыв заказчика о качестве сделанного. Ну и что? - спросите вы. А то, что этот порядок установился тогда, когда законодательно были введены ограничения, связанные с необходимостью наличия диплома соответствующей строительной специальности у тех, кто намерен строить за деньги.

И что вы думаете? Ограничение ввели, а желающих работать в этой области не стало меньше. Даже наоборот. Собственно, «тревогу забили» заказчики, почувствовав на своей шкуре (и кошельком), что наличие соответствующей бумаги - практически ничего не означает. А вот опыт прошлых работ - означает многое.

Чуть позже «пошла волна» компьютерной сборки. Еще через пару-тройку лет настала «эпоха» Web-дизайна, системной интеграции и «распределенных» рабочих групп программистов. Старая проблема опять встала «во весь рост» - чему верить? Диплому или человеку? «Вам программиста, или чтобы смог вашу задачу решить?» Верить или не верить? Вот в чем вопрос…

По совокупности работ

Школа отделена от церкви,
а церковь от государства.

Скажу откровенно: мне представляется, что в обществе, где действительно, а не «понарошку» востребованы мастера своего дела, должны произойти какие-то кардинальные процессы отделения учебных учреждений (как мест, где желающим учиться открываются соответствующие методические возможности: библиотеки, экспериментальная база, доступ к сетевым ресурсам, руководство опытных педагогов и специалистов) от заведений, функция которых - свидетельствовать о наличии у данного человека определенной суммы практического опыта.

Первые - работают за плату. Вторые - принимают документальные свидетельства всех выполненных работ и по их совокупности присваивают соответствующую квалификацию, звание, степень и именно они… выдают диплом единого образца. Поскольку единым является критерий их выдачи.

Представьте себе выписку к такому диплому, где вместо традиционных оценок по физике, математике, спецпредметам значится: «Создал базовую модель ДНК-редактора. Число пользователей - 270000. Запустил в производство первый серийный квантовый процессор. Заложил теоретические основы… Восстановил деятельность научного центра… Открыл рецепт борьбы с глупостью. Результаты апробации потрясающие!»

Итак. Вам балерину, или чтобы танцевать умела? Лично вам?

[i39347]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.