Живописцы, окуните ваши кисти…
АрхивМногие художники Возрождения, чтобы довести до совершенства свое мастерство, тщательно штудировали науки - от астрономии и механики до биологии. Но, как показывает жизнь, вполне возможен и обратный процесс...
Многие художники Возрождения, чтобы довести до совершенства свое мастерство, тщательно штудировали науки - от астрономии и механики до биологии. Но, как показывает жизнь, вполне возможен и обратный процесс, когда ученый, пытаясь отыскать эстетически самое совершенное решение, приходит к формам чистого искусства. Более того, и искусство может вести к научным открытиям. Например, как убежден гарвардский ученый Эрик Хеллер (Eric Heller, на фото), та же теория хаоса «вообще никогда бы не получила развития, не появись, благодаря компьютерам, великолепные картинки фракталов».
Хеллер, профессор химии и физики в Гарвардском университете, с давних пор питает слабость к изобразительному искусству и часто представляет свои научные работы в нетрадиционной «визуальной» форме. В последние годы пристрастие Хеллера к графике привело к созданию художественные картин, рождающихся на основе как собственных научных исследований, так и работ коллег.
Создавая картину, Хеллер использует компьютерные алгоритмы, математически описывающие тот или иной феномен, взятый, как правило, из квантовой физики или химии. После того как программа вычислит результат, имеющий вид гигантского файла, нередко гигабайтных размеров, он преобразуется в графическую карту пикселов, которая служит начальным «эскизом картины». Его Хеллер обрабатывает с помощью программ типа Photoshop, манипулируя цветом и другими характеристиками изображения для создания окончательного «цифрового опуса». При выводе на печать картины могут получаться довольно большие, до полутора-двух метров. Раньше подобная форма искусства была технически нереализуема, поскольку производительности общедоступных компьютеров не хватало для построения такого рода изображений.
«Графические материалы являются весьма полезным средством общения ученых, кроме того, они помогают исследователю думать, - говорит Хеллер. - При убогих методах отображения данных, к примеру, вы запросто можете упустить научное открытие. Я же, - признается ученый, - пытаюсь передать тайну и красоту открытия. В каком-то смысле можно говорить, что я использую физику в качестве кисти».
Благодаря гранту, выделенному Национальным научным фондом США, из более чем сорока художественных работ Хеллера удалось организовать выставку «Приближаясь к Хаосу», которая недавно открылась в Музее Массачусетского технологического института. Экспозиция вызвала большой интерес у публики и теперь отправляется «на гастроли». В мае она переезжает в Чикагскую академию наук, затем ей предстоит тур по стране, конечный пункт которого - Национальная академия наук в Вашингтоне, куда выставка доберется в 2002 году.
[i39315]