Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Отсель мы станем полагать…

Архив
автор : Игорь Гордиенко   18.04.2001

Для того чтобы в полной мере осознать то, что случилось, конечно, очень желательно побывать в Бостоне, штат Массачусетс, США. А случилось то, что Массачусетский институт технологий решил в течение будущих десяти лет вывести в онлайн практически все свои учебные курсы - в бесплатное пользование!

Для того чтобы в полной мере осознать то, что случилось, конечно, очень желательно побывать в Бостоне, штат Массачусетс, США. Мне довелось там быть в декабре прошлого года.
А случилось то, что Массачусетский институт технологий (Massachusetts Institute of Technology) решил в течение будущих десяти лет вывести в онлайн практически все свои учебные курсы - в бесплатное пользование!

В какие-то далекие годы для меня, учившегося в тогда полностью засекреченном МИФИ, навязчивыми и соблазнительно-ужасными фантомами обращались крохи сведений о Гарварде и Массачусетском, находившихся, как ощущалось, в другой вселенной. Иное время ныне на дворе. Когда на переполненной «красной» линии бостонского городского метро (и подземка, и наземка) я домчался в Гарвард к своему знакомому китайцу, коренному пекинцу, аспиранту Шукси Йину, ничто меня почему-то не удивляло. Они там рядом, через одну остановку, на берегу Чарльз-ривер, и Гарвард, и Массачусетский институт технологий (МИТ)… Где учатся и наши русские ребята, и все-все - китайцы, малайцы, арабы, финны, германцы, чукчи, эскимосы, гавайцы…

Первое сообщение о решении правления МИТ, который был и остается частным учебным заведением, опубликовано в среду 4 апреля. Итак, МИТ идет в онлайн.

Как это обозначил выдающийся (distinguished) профессор МИТ в области технологий среды и градостроения Стивен Лерман (Steven Lerman), прежде всего, нужно оценивать установку на свободную «приватизацию знаний». Множество учебных заведений в разных странах создали онлайновые системы обучения, которые, однако, предназначены, главным образом, для генерирования доходов, то есть для выкачивания денег из курсантов. МИТ будет следовать собственной (как подчеркнуто в официальном пресс-релизе, - общеамериканской) традиции и намерен дать свободное, то есть, бесплатное распространение знаний, теперь для всех способных и желающих обучаться - во всем мире.

Сейчас очный студент МИТ за год учебы должен выложить более 26 тысяч долларов. А вот онлайновые учебные материалы не будут стоить и цента. Проект (и будущий сайт), получивший условное название OpenCourceWare (OCW), включит тексты лекций, конспекты курсов, рекомендательные списки источников, задания для самостоятельной проработки.

На протяжении будущих десяти лет в виртуальные пространства будут переведены более двух тысяч (!) разных учебных курсов и дисциплин. Таким образом, во всеобщее пользование перейдут основы для постижения всего, что преподается в пяти главных школах МИТ - инженерные, естественные, гуманитарные, социальные и изящные дисциплины.

Чарльз Марстиллер Вест (Charles Marstiller Vest), президент МИТ с 1990 года, подчеркивает, что контент, предоставленный свободно, для общего пользования, явит экстраординарную возможность, которую каждый студент сможет адаптировать, исходя из своих собственных условий и надобностей. Правление МИТ считает, что назрела необходимость глобального продвижения практики самообразования.

По словам господина Веста, новейшая идея весьма соответствует тому изыскательскому характеру деятельности, которым всегда был славен МИТ. Самостоятельное образование действительно отвечает модели, в которой усвоенные знания немедленно обращаются в исследования и извлечение результатов этих исследований, что зачастую происходит гораздо ранее, нежели вся эта деятельность получает отражение в публикациях. Кроме всего прочего, комментировал Вест, новая система поможет странам, в которых высшее образование по каким-либо причинам остается проблемой.

Проект будет развернут в пилотной фазе года через два. Для успешного старта придется немало потрудиться над методологией и программными средствами. Участники проекта предполагают, что через два года будут доступны примерно 500 учебных курсов.

Источником самосущного концепта открытых курсов явилась работа группы руководителей и преподавателей института, объединенной в Совет по технологиям образования (Council on Educational Technology). В развертывании уникального проекта помогают консультанты и эксперты из Booz-Allen & Hamilton (которой, кстати, руководит выпускник МИТ Реджинальд ван-Ли [Reginald Van Lee]).

Безусловно, онлайновый проект не сможет заместить очное обучение в МИТ, и об этом заранее предупреждают сами инициаторы проекта. Трудно представить, что вышедший из наших прокуренных подъездов подросток сразу сможет ощутить живительную атмосферу реального Массачусетского, с его колоссальными хранилищами информации, с его атмосферой покоя и универсальности поведения, с его почти бесплатными столовками и восточными ресторанчиками.

Проект изначально не был замышлен как система дистанционного обучения. Последнее предполагает активный обмен информацией - этого и в помыслах нет. Как заранее объявлено, будут исключительно благоприятно восприниматься вклады институций и частных лиц по пополнению интеллектуального онлайнового фонда, создаваемого МИТ.

Пока нет точных прогнозов, но предполагается, что проект будет поглощать от 7 до 10 миллионов долларов ежегодно, что может вылиться в суммарные (на протяжении десятилетия) 100 миллионов долларов и даже более того.

Вероятно, возможны трактовки события, учитывая извечную мессианскую претензию США в формировании глобальных систем. Но, как мне кажется, не стоит беспокоиться: знания всегда сливаются туда, где они нужнее. Равно как когда-то сказала Эстер Дайсон: дело будет там, где для него созданы лучшие условия, без таможен и границ…

[i39218]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.