Живопись биологии
АрхивВ эпоху художественных революций и нестандартных дизайнерских решений оживление интерьера изображением глаза зародыша цыпленка на ранней стадии развития или крупный план колонии раковых клеток могло шокировать разве что неразвитое сознание...
В эпоху художественных революций и нестандартных дизайнерских решений, характерных для всего прошлого века, оживление интерьера изображением глаза зародыша цыпленка на ранней стадии развития или крупный план колонии раковых клеток могло шокировать разве что неразвитое сознание дремучего обывателя. Тем более что при соответствующей компьютерной обработке эти малопривлекательные куски живой материи вовсе не отвратительны. Эстетическое удовольствие от их созерцания, возможно, будет недоступно тонким ценителям классических пейзажей и натюрмортов, однако сторонники широкого толкования понятия «искусство» вполне оценят художественные достоинства работ, выполненных учеными-биологами.
Точки соприкосновения науки и искусства со всей очевидностью обозначили организаторы выставки «Рост и форма» («Growth and Form»), в настоящее время проходящей в лондонской галерее Two10. Экспозиция состоит частью из работ художников и дизайнеров, частью - из обработанных снимков, полученных в ходе биомедицинских исследований.
Подобная попытка совместить прекрасное и полезное однажды уже предпринималась. Довольно давно, в 1951 году, британским Институтом современного искусства была проведена выставка, во многом спровоцированная идеями биолога-теоретика Д’Арси Томпсона (D’Arcy Thompson). В своей получившей наибольшую известность книге «О росте и форме» («On Growth and Form») Томпсон описывает биологические процессы в математических терминах и выдвигает альтернативную дарвиновской теории эволюции концепцию трансформации живых организмов. Учитывая, что на протяжении всего XX века развивались различные формалистические направления в искусстве, а в живописи, архитектуре и скульптуре активно применялись математические, в частности геометрические, принципы построения объектов и организации пространства, становится понятным то внимание, с которым отнеслись к работам Томпсона художники. Наглядным проявлением этого интереса и стала выставка полувековой давности, на которой результаты научных исследований впервые соседствовали с живописными полотнами.
И вот, спустя пятьдесят лет идея возродилась. Изменилось искусство, но еще больше изменилась наука. Применение в биологии современных визуальных технологий не могло не отразиться на качестве исследований. В то же время усилился и «побочный» эффект. Понятно, что ученые заглядывают в микроскоп из сугубо практических соображений, но в результате они создают не лишенные визуальной экспрессии образы, способные изменить чисто утилитарное представление о науке.
Самые интересные из представленных на выставке снимков сделаны с помощью конфокального лазерного микроскопа. Прежде биологам приходилось резать исследуемый объект, чтобы посмотреть, что там у него внутри. Конфокальный микроскоп позволил избежать «хирургического вмешательства», делая оптические сечения непрозрачных и полупрозрачных субстанций. Препарирование биологических клеток и тканей заключается лишь в том, что отдельные компоненты, скажем белки, помечаются различными по цвету красителями, флуоресцирующими под воздействием лазерного пучка. Принцип работы микроскопа основан на сканировании исследуемого объекта субмикронным лазерным зондом. Пучок лучей лазера проникает на заданную глубину, а точечный детектор фиксирует световое излучение. При этом излучение от точек, лежащих вне фокальной плоскости, не воспринимается, что позволяет добиться высокой четкости изображения определенного сечения. Микроскоп послойно сканирует объект, и с помощью компьютерной обработки полученных данных создается двухмерное изображение с высоким разрешением.
Мы предлагаем взглянуть на самые яркие из творений биологов, а также на некоторые собственно живописные работы, чьих авторов, несомненно, вдохновили результаты биомедицинских исследований. Кто же после этого не признает огромное взаимное влияние творчества современных художников и эстетически мыслящих научных работников?
|
[i39128]