Европейская кухня
Архив«CeBIT» ассоциируется с теплыми, солнечными весенними деньками, особенно у наших соотечественников, попадавших из зимы в весну даже в те годы, когда выставка начиналась не в марте, а в феврале. В этом году было холодно, мерзко и противно.
Первое и главное впечатление от Ганновера в этом году - погода. «CeBIT» ассоциируется с теплыми, солнечными весенними деньками, особенно у наших соотечественников, попадавших из зимы в весну даже в те годы, когда выставка начиналась не в марте, а в феврале. В этом году было холодно, мерзко и противно. Мокрый снег, который еле-еле таял, холодный ветер, продуваемые насквозь павильоны. Особенно издевательски на этом фоне выглядели действующие фонтаны, образовывавшие вокруг себя ледяную корку и обдававшие прохожих ледяными брызгами.
Второе впечатление, менее острое, - это большое количество русских на выставке. В прошлые годы русскоговорящие участники и посетители были так или иначе связаны с российскими IT, и все более или менее, хотя бы через общих знакомых, друг друга знали. Ныне же повсюду были обычные посетители: пользователи, заказчики, менеджеры относительно мелких компаний, причем не только из центральных регионов, но и с периферии. Явление более чем показательное: крупнейшая европейская выставка становится в значительной степени русскоговорящей, а присутствие российских компаний в качестве участников экспозиции имеет смысл уже не только для продвижения на западных рынках, но и в самой России: они рассчитывают, что представители серьезных отечественных заказчиков не обойдут «CeBIT» стороной.
Еще один интересный момент связан с имевшей место в последние годы экспансией русских мозгов на Запад. Оказывается, это явление имеет для России не только отрицательные, но и положительные последствия. Работающие сегодня в западных компаниях россияне при выборе поставщиков или разработчиков на рынке IT все чаще отдают предпочтения именно соотечественникам. Обусловлено это лояльностью, с которой бывшие наши сограждане относятся к «своим», в противовес имеющим место предубеждениям в отношении российских IT-технологий у специалистов иностранных. Разумеется, это неплохое подспорье отечественным разработчикам в деле выхода на зарубежные рынки.
Кроме прочего, значительно увеличилось и число российских участников. «Ростелеком», «РБК», «МТС», традиционные ABBYY с «Лабораторией Касперского» и еще множество компаний рангом помельче. Казалось бы, что демонстрирует в Германии тот же оператор сотовой связи московского региона? Огромный декорированный стенд, пара дежурных «мальчиков», которые пьют сок и не делают больше ровным счетом ни-че-го, карта покрытия (по России, разумеется), ну и еще открытая на нескольких компьютерах страница веб-сайта компании. Отдельные местные умники решили было, что сайт реальный и с установленных на стенде МТС компьютеров можно получить халявный доступ в Интернет, но они не учли российской смекалки - сайт оказался просто локальной копией на диске. Не подумайте, что МТС выбрасывает деньги на ветер: обозначение своего присутствия на рынке, да еще в международном масштабе, - дело серьезное.
Кстати, про пользователей мобильной связи. В отличие от Москвы, где разве что водители в соответствии с новыми правилами активно взяли на вооружение так называемые хэндс-фри, для Германии человек, идущий по улице и разговаривающий сам с собой, - нормальное и повсеместное явление. Убедиться в том, что разговаривает он все же по телефону, очень непросто: в отличие от соотечественников, подчеркнуто держащих телефон на видном месте, немцы прячут его глубоко в карман.
Мода в выставочном стендостроении качнулась в сторону ничем не прикрытых, а то и нарочно выпячиваемых конструкций - щитов, каркасов. Впрочем, размеры выставочных помещений в Ганновере это позволяют - здесь вам не Америка.
Одним из символов «CeBIT», наряду с башней пресс-центра, является Mьnchener Halle. Это пивной ресторан, находящийся прямо на территории комплекса рядом с павильонами. Разумеется, посетить заведение считают своим долгом как участники, так и посетители выставки. Впрочем, для делового разговора это место мало подходит, там слишком шумно от играющего оркестра и несмолкающего гула голосов (чтобы услышать собеседника в трубке сотового телефона, мне приходилось уходить вглубь кухни, пробираясь среди плит и снующих поваров в самый дальний закуток. Сотрудники заведения все понимают и не пытаются выгонять из служебных помещений тех, кто ищет тихое местечко), и туда приходят не работать, а отдыхать. По традиции примерно до десяти вечера посетители чинно пьют пиво и закусывают свиными ножками, а позже начинается самая что ни на есть вакханалия: танцы на столах и распевание песен всем огромным залом под несмолкающий оркестр, перемежаемые распиванием пива. В этом году, впрочем, традиции несколько нарушились: в связи с эпидемией ящура знаменитые ножки у немцев практически закончились, и посетителей пришлось кормить грибочками да котлетками. Можно представить, какую сумму уплатила одна из местных IT-компаний за свою рекламу на туалетной бумаге, используемой в соответствующем помещении ресторана, учитывая посещаемость этого помещения и довольно точно ориентированную целевую аудиторию.
[i39120]