Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Осознанная необходимость выбора

Архив
автор : Дмитрий Большов   19.03.2001

…А несчастливое большинство каждый день принимает массу решений, связанных с необходимостью отличить выгодное от невыгодного. И хорошо, если в таком выборе помогают не сведения, почерпнутые из рекламных роликов, а достоверная информация.

Счастливы познавшие желания свои.
Ибо избавлены они от дамоклова меча свободы выбора…


…А несчастливое большинство каждый божий день принимает массу решений, связанных с необходимостью отличить выгодное от невыгодного и нужное от ненужного. И хорошо, если в таком выборе помогают не сведения, почерпнутые из рекламных роликов, а достоверная информация и взвешенный анализ.

И полбеды, если предмет выбора вполне осязаем, - у любого товара набор потребительских характеристик, в конце концов, ограничен. Сложнее, когда приходится выбирать нечто со временем меняющееся. Например, услугу.

Да еще столь динамично развивающуюся, как услуга сотовой связи.

Компаний, предоставляющих услуги мобильной телефонии, также называемых операторами сотовой связи, с каждым днем все больше, и число сервисов, ими предлагаемых, тоже не убывает. Потенциальному потребителю сделать правильный выбор, ориентируясь на бессмысленные рекламные слоганы, практически невозможно. Поэтому самые вдумчивые «омобиливающиеся» в качестве источника «достоверной» информации пытаются использовать:

  • друзей и знакомых,

  • консультантов в салонах связи,

  • статьи в специализированных изданиях и Интернете.

Друзья и знакомые - источник самый ненадежный. Став абонентами сотового оператора, они группируются вокруг него по феодальному принципу, искренне верят в правильность своего выбора и готовы защищать веру сию на ристалище. Даже если очевидно, что абонент прогадал, скорее всего он в этом никогда не признается.

Впрочем, иногда находятся люди, которые, сознательно и обоснованно сделав выбор, могут вразумительно объяснить свои мотивы.

Итак, имея некоторое представление о сегодняшнем состоянии мобильной связи и предлагаемых операторами услугах, мы взяли на себя смелость выделить несколько основополагающих моментов (перечисленных в произвольном порядке), на которые следует обратить внимание при выборе оператора:

  • стандарт связи,

  • зона покрытия,

  • наличие роуминга в местах предполагаемого пребывания,

  • используемый диапазон,

  • тарифная политика,

  • качество обслуживания,

  • дополнительные услуги,

  • легкость платежа.

Стандарт связи

Вообще-то абоненту ни к чему знать, какой стандарт подвижной радиосвязи используется оператором. Вполне достаточно, если ему предоставят все необходимые услуги по приемлемой цене и удовлетворительного качества. По крайней мере так утверждают сами операторы.

На самом деле надо вспомнить, в какой стране мы живем, чтобы понять, что чем больше знаешь - тем лучше застрахован от неприятностей. Потому что, зная некоторые особенности стандартов сотовой связи и их основные различия, абонент оказывается избавленным от необходимости задавать лишние вопросы как при покупке телефона, так и в процессе его эксплуатации.

Теперь о самих стандартах.

Россия страна беспредела. Говорят, на ее просторах можно найти работающие сети едва ли не всех когда-либо созданных стандартов сотовой связи. Но наибольшее распространение и, что важно, коммерческое применение обрели лишь некоторые: NMT, DAMPS/AMPS, GSM и CDMA. Говорить, что какой-то из них лучше остальных, нелепо. Каждый хорош и плох по-своему. Но очевидные недостатки и преимущества стандартов надо знать.

NMT. Самый старый из ныне используемых. Применяется операторами, объединенными в сеть «Сотел». От остальных отличается прежде всего аналоговой передачей сигнала в эфире. Следствием самого низкого диапазона используемых радиочастот (450 МГц, у остальных 800 МГц и выше) стала возможность достаточно дешево покрыть станциями большие территории, а также способность телефонов обеспечивать связь даже в лесах и на болотах, где она, хоть и редко, но нужна.

К сожалению, в условиях городской застройки стандарт оказался нежизнеспособен. И хотя мы имеем пример работы одной из старейших компаний страны в столице, вынуждены констатировать, что качество связи в черте города оставляет желать лучшего.

Сети NMT одни из самых дешевых в обслуживании, а значит, и тарифы самые низкие среди нескольких конкурирующих в данном регионе операторов. Но исключения лишь подтверждают правило.

В то же время есть лишь два производителя абонентского оборудования (телефонов) этого стандарта 1, что неизбежно приводит к относительно высоким ценам на них и скудному ассортименту. Кроме того, идентификация пользователя в сети прошита в самой трубке, и потому ее замена с сохранением абонентского номера производится путем перепрограммирования, для чего с трубочкой на денек придется расстаться.

Резюме. Подходит для сельской местности и городов малоэтажной застройки.

AMPS, NAMPS и DAMPS. AMPS стандарт чисто аналоговый, DAMPS - цифро-аналоговый. NAMPS - вариация на тему первых двух.

DAMPS интересен тем, что, работая большую часть времени в цифровом режиме и обеспечивая весьма приличное качество связи, при необходимости (в условиях неуверенного приема - сильное удаление от базовой станции, экранирование сигнала бетонными стенами и пр.) переключается в аналоговый режим и дает шанс благополучно закончить разговор. К минусам можно отнести авторизацию абонента в трубке, как и в NMT, и ничтожно малое количество городов и стран с автоматическим роумингом.

Еще один недостаток: в российских сетях DAMPS до сих пор не поддерживается услуга SMS, хотя стандарт позволяет это делать, да и трубки с поддержкой SMS появились на рынке.

В остальном DAMPS ничуть не хуже своего конкурента - стандарта GSM.

Резюме. Поскольку в большинстве городов России, где развернуты сети этого стандарта, они уже почти не развиваются, операторы имеют возможность снижать тарифы по сравнению с конкурентами при сопоставимом качестве связи. Если оператор предлагает просто звонить в пределах родного города и области по достаточно низкой цене, то, может быть, ничего больше и не надо?

GSM. Самый распространенный в мире стандарт сотовой связи, предоставляющий практически все услуги.

Его основное преимущество - в цифровом кодировании сигнала, что позволило избавиться от многих помех в радиопередаче, а значит, дать лучшее качество связи в местах плотной застройки и обеспечить конфиденциальность разговора.

Два других достижения - автоматический роуминг и авторизация на SIM-карте. Последнее означает, что, вынув карту из одного телефона и установив в другой (операция, занимающая не больше минуты), абонент может менять телефонные аппараты как заблагорассудится.

Стандарт в коммерческом исполнении существует в трех модификациях: для радиодиапазонов 900, 1800 и 1900 МГц. Первый диапазон экономически выгоднее для покрытия относительно больших территорий (радиус одной соты 35 км, что, конечно же, меньше, чем в NMT - 120 км в зоне прямой видимости). Второй диапазон больше подходит в городе: радиус соты меньше, зато в ней может находиться больше одновременно работающих абонентов.

Третий диапазон применяется только в США, где европейские 900 и 1800 МГц заняты другими службами. Владельцы трехдиапазонных трубок - единственные счастливые обладатели сотовых телефонов, способные воспользоваться услугой автоматического роуминга в США.

CDMA. Это даже не стандарт, а технология, на базе которой созданы несколько стандартов, в том числе и третьего поколения. В России развивается один из них - CDMA One, или IS-95. Из всех перечисленных стандартов сотовой телефонии, вероятно, самый перспективный. Однако, с потребительской точки зрения, имеет один большой недостаток - авторизацию в трубке, то есть опять-таки нельзя поменять телефон путем переустановки SIM-карты. Во остальном он гораздо привлекательнее конкурентов.

А вот реализация, то есть конкретное воплощение стандарта на сетях отечественных операторов, пока оставляет желать лучшего. И не потому, что операторы плохи. По политическим мотивам CDMA не имеет в России лицензии на мобильность. То есть все продаваемые операторами CDMA-телефоны должны по закону использоваться только в помещении, к которому они приписаны. По городу с такой трубкой ходить можно, но говорить - ни-ни. К счастью, отмена идиотских разрешений на мобильные телефоны избавила абонентов сетей CDMA от преследований мздоимцев в форме.

По той же причине операторы CDMA не предоставляют услуги роуминга. То есть пользоваться своей трубкой пока можно лишь в родной сети.

Плюсов у молодого стандарта много, однако отметим лишь один: благодаря низкой себестоимости развертывания и поддержания сети, операторы CDMA тяготеют к так называемым безлимитным тарифным планам и планам с низкой стоимостью минуты разговора.


1 (обратно к тексту) - Имеются в виду Nokia и Benefon. Есть еще и третий производитель - фирма Tellit, представленная на рынке единственным аппаратом A77. - С.Л.

Зона покрытия

В большинстве случаев этот фактор уже перестал иметь большое значение, - не первый год наши операторы развивают сети. Однако в случае появления нового оператора или построения новой сети, а также если надо иметь связь на некотором удалении от центра - зона покрытия сети может сыграть решающую роль.

Чтобы выяснить, будет ли работать телефон в данной местности, чаше всего достаточно посмотреть у оператора карту покрытия, на которой отмечены зоны уверенного и неуверенного приема. Если интересующий вас населенный пункт попадает в зону неуверенного приема, лучше взять трубку у знакомого - абонента изучаемого оператора, и, выехав на место, убедиться в возможности или невозможности установления связи.

Наличие роуминга в местах предполагаемого пребывания

Здесь все просто. Разграничение по возможностям роуминга идет в отечестве по стандартам. Так, абоненты сетей NMT получат автоматический роуминг более чем в пятистах городах России и в некоторых странах Восточной и Северной Европы. Большего роуминга по России, чем у операторов сети «Сотел», нет ни у кого.

Дело в том, что в некоторых местностях, где очень низкая плотность населения (полтора чабана на квадратный километр), а связь иметь надо, - любая другая сеть кроме стандарта NMT слишком дорога. Поэтому есть много городов и местечек, где еще долго не появятся сети другого стандарта.

В странах Западной Европы царит почти полное единогласие: в любом уголке будет работать телефон GSM. По этой причине людям, часто выезжающим в Старый Свет, рекомендуется становиться абонентами операторов сетей GSM.

Абонентов сетей DAMPS ждет жестокое разочарование: чтобы воспользоваться услугой международного роуминга в заграничном турне, им скорее всего придется заказывать у своего оператора комплект оборудования GSM.

А вот услуга национального роуминга абонентам сетей AMPS и производных доступна более чем в 500 населенных пунктах стран СНГ и более чем в 150 городах России, но!..

…Как мы знаем из рекламы, роуминг должен быть автоматическим, то есть, прибыв в другой город или страну, достаточно включить свой телефон и принимать звонки, как будто находишься в родной местности. Новым абонентам сейчас даже трудно представить, что может быть иначе, однако правда жизни такова, что кроме автоматического существует и так называемый административный роуминг. При его использовании просто включить телефон, приехав на новое место, недостаточно. Придется за день до отъезда сообщить в абонентскую службу оператора, где и на какой срок вы хотите пользоваться роумингом.

Так вот, в упомянутых выше 650 населенных пунктах абоненты сетей AMPS смогут воспользоваться услугой именно административного роуминга. Автоматический же работает чуть более чем в сорока российских городах.

Увы, не надо пенять на стандарт или операторов - такой ситуацию сделали и политические, и экономические причины, преодолеть которые удается далеко не всегда.

Используемый диапазон

Сей критерий имеет равное отношение к выбору и оператора, и телефона. Но одного и того же стандарта - GSM.

Дело в том, что Российской Федерации сети этого стандарта развиваются в двух диапазонах - 900 и 1800 МГц. Второй диапазон более приемлем для городов, первый - для покрытия относительно больших расстояний.

Абоненту же информация о том, какой диапазон использует его оператор, нужна для правильного подбора телефона. Если вы с рук купите телефон одного диапазона, а работать ему предстоит в сети другого, такая покупка будет большой ошибкой.

Тарифная политика

Вопрос о цене товара считается в экономике одним из важнейших. Порой все прочие условия, кроме цены, оказываются несущественными.

Чтобы потенциальному абоненту было легче сориентироваться в предложениях конкурентов, расскажем об одной тенденции. Наблюдается явная зависимость между возрастом и распространенностью используемого оператором стандарта и средней тарифной стоимостью минуты.

Так, операторы сетей NMT предлагают, как правило, самые низкие тарифы. Чуть выше они у операторов сетей AMPS. Ну и больше всех деньги любят владельцы сетей GSM - у них самые большие расходы, но и самые большие возможности в предоставлении услуг своим абонентам.

Обслуживание

Вероятно, это самый неинтересный пункт нашего анализа, поскольку при существующем разбросе в остальных параметрах качество обслуживания практически никого не волнует. Ну подумаешь, нахамят. Подумаешь - очередь отстоять, чтобы деньги оператору отдать. Ну, какая мелочь - в службу сервиса не дозвониться…

Для советского человека (а мы еще не утратили мышления «совка») такие проблемы - не проблемы.

Хотя некоторые операторы, не афилированные с властными структурами или испытывающие некоторые технические трудности, стараются сделать высокий уровень сервиса своим козырем. Не исключено, что это даже положительно повлияет на часть их абонентов. Однако в нашей стране еще долго не будут выбирать оператора по этому критерию.

Дополнительные услуги

Таковых великое множество, и их перечисление и описание может занять несколько страниц. Из самых важных стоит упомянуть мобильный Интернет. В этой услуге часто нуждаются журналисты, творческие люди, системные администраторы и пр., которые даже на отдыхе предпочитают иметь постоянную связь с родным производством.

Еще одна издревле популярная услуга - переадресация. Арендуешь офис, даешь в рекламе номер своего мобильного, мобильный переадресуешь на номер офиса… Офис может меняться (для конспирации, например), а номер телефона «подпольной» организации остается прежним.

Виды платежа

У одного деньги есть всегда, у другого - по праздникам. Кто-то умеет контролировать объем своих разговоров, а кто-то - нет. Владелец банковского счета предпочитает оплачивать присылаемые по почте счета, а иному проще по дороге купить скретч-карту и на ходу пополнить свой баланс…

Существуют две основные платежные системы: авансовая и кредитная. Первая хороша тем, что позволяет абоненту говорить ровно на ту сумму, что лежит на его телефонном счету (или чуть меньше, если оператор взалкал сохранить у себя ее часть). Однако это же и является главным недостатком такой формы расчетов: если счет обнулился, а абонент не успел (не смог) его пополнить, то он и не сможет пользоваться телефоном, пока не исправит эту оплошность 2.

В основе кредитной формы расчетов - доверие. Оператор полагает, что абонент, заключив контракт на обслуживание на долгий срок, не будет его обманывать, и позволяет абоненту говорить столько, сколько тому требуется (в разумных пределах). И лишь по истечении некоторого отчетного периода оператор выставляет счет, который абонент должен оплатить в течение оговоренного времени. Таким образом, абонент, находящийся на кредитном тарифном плане, говорит в долг, что не стесняет его свободы, но и может ввести в глубокий минус, если не обуздывать собственную болтливость.

Кроме того, существуют еще и разные способы пополнения счета. Классический - подъехать в офис оператора или уполномоченного дилера и внести деньги на счет. Если оператор предлагает только такой вариант платежа - это не очень удобно, так как пункт оплаты далеко не всегда расположен по пути.

Второй вариант - оплата присылаемых почтой или курьером бумажных счетов в банке. Он чуть проще первого, поскольку банков, особенно с приставкой «сбер», в любом городе всегда больше, чем офисов сотового оператора.

И, наконец, все более популярный в последнее время метод - оплата с помощью скретч-карт, или предоплата. Если отвлечься от того, что некоторые операторы предлагают возможность такой оплаты лишь вкупе с какими-либо «кастрированными» тарифными планами, у метода есть все шансы обрести сверхпопулярность - за небольшое комиссионное вознаграждение этими карточками вполне могли бы торговать и бабушки у метро.

Врезка 1: Бесплатные секунды
Врезка 2: Бесплатные (включенные) минуты
Врезка 3: Посекундная тарификация
Врезка 4: Скидки


2 (обратно к тексту) - Абоненты авансовых тарифных планов оператора МТС, впрочем, могут получить «кредит» в $10 примерно на неделю, но об этом надо позаботиться до окончания денег на счете. - С.Л.

Бесплатные секунды

Нещадная эксплуатация этой весьма полезной функции была в свое время любимой забавой малобюджетной аудитории столичных абонентов сотовых сетей. В МТС бесплатные пороги (так называются бесплатные секунды в начале соединения) тогда были такими: 5 секунд для исходящих звонков и 20 для входящих. Сколько полезной информации можно было передать за это время - практически полновесный разговор. Многие абоненты так и пользовались телефоном - преимущественно за эти 20 секунд. Одно плохо: старые тарифные планы, которые никто не отменял и которые работают и до сих пор, предусматривают достаточно большую абонентскую плату, а трафик оплачивается сверх нее.

Однако не подлежащего оплате трафика оказалось так много, что, опомнившись, МТС ввела новые тарифные планы, в которых старый порог был заменен новым - 5-секундным. За это время можно только в случае неправильного попадания сказать: «Ошиблись», да если есть определитель номера, сказать позвонившему: «Сейчас перезвоню» и позвонить с городского телефона или таксофона. Любителям халявы тут поживиться нечем.

С этого момента самыми привлекательными стали бесплатные пороги «Билайн» - 8 секунд, девятая уже платная. Столь незначительная разница - 3 секунды - оказалась существенной для малоговорящей публики, даже при том, что новые тарифы в «Билайне» чуть дороже, чем в МТС. Но и этот оператор опомнился, снизив порог до тех же 5 секунд.

Бесплатные (включенные) минуты

Существуют включенные минуты двух видов. Примером использования первого варианта является МТС - именно эта компания впервые в России предложила за абонентскую плату некоторое количество «бесплатных» минут. Слово взято в кавычки, потому что реально эти минуты были оплачены абонентской платой, но поскольку в других тарифных планах за абонентку вообще ничего не давали, а здесь и лишнего не брали, то все-таки - бесплатные.

В предложении МТС количество минут было фиксированным. Таковым оно осталось и по сегодняшний день. Это значит, что несмотря на колебания цены минуты в зависимости от времени суток и вида звонка (входящий или исходящий, мобильный или местный), количество «бесплатных» минут оставалось прежним.

Иначе поступили в «Билайне». Еще совсем недавно у компании были тарифные планы, в которых количество «бесплатных» минут, включенных в абонентскую плату, зависело от перечисленных факторов: чем дешевле был звонок, тем больше можно было наговорить за абонентскую плату. Правда, и здесь были свои ограничения: в тарифных планах с прямым городским номером выговорить можно было не всю абонентскую плату, а только часть. Как показали некоторые опросы, один из подобных тарифных планов - «Серебряный» - по популярности намного переплюнул все конкурентные предложения. Теперь по этому тарифному плану уже не подключают, но на вторичном рынке (с рук) он пользуется устойчивым спросом.

Посекундная тарификация

В настоящий момент существует тарификация поминутная, посекундная со второй минуты и посекундная с первой. С точки зрения потребителя, самая выгодная - последняя. А для операторов, разумеется, только поминутная. Когда-нибудь, в тяжелой конкурентной борьбе, наверняка победит полностью посекундная тарификация. Однако сегодня операторы, избравшие такой способ оценки стоимости разговоров, находятся, как правило, не на лидирующих позициях. В Москве это МСС и «Сонет». У «Московской Сотовой» есть единственный тарифный план, использующий такую методику тарификации, - «Секунда», зато в «Сонете» - все тарифные планы с повременной оплатой таковы. Если большинство разговоров длится меньше минуты, то преимущества для абонента в полностью посекундной тарификации очевидны: платить приходится ровно за то время, что потрачено на разговор. Однако в ближайшее время столичные операторы GSM, похоже, не собираются вводить посекундную тарификацию с первой минуты. Утверждается, что это чистое разорение для их бизнеса.

Скидки

Иногда операторы делают весьма заковыристые сюрпризы, полезность которых начинаешь понимать, только основательно ими попользовавшись. Вот, например, такая замечательная вещь, как скидка при звонках на «любимый» номер у московского оператора «Билайн». В большинстве тарифных планов этого оператора есть возможность бесплатно указать один какой-либо номер в качестве «любимого» и все последующие звонки на него будут тарифицироваться на 20 процентов дешевле. Если номер к тому же еще и мобильный, на которые также распространяется скидка (не во всех тарифных планах) порядка 25 процентов, то скидки суммируются и стоимость звонка оказывается изрядно ниже, чем у конкурентов. При том, что до всех скидок она была чуть выше, чем у конкурентов. В итоге, если удельный вес звонков на «любимый» номер велик, то результирующая цифра платежа может оказаться сильно ниже, если сравнивать с более дешевым тарифным планом, но не предусматривающим таких скидок.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.