Безбумажные технологии: в ожидании второго пришествия
АрхивГоворя о системах управления документооборотом, обычно имеют в виду офисное делопроизводство - приказы, служебные записки, входящую и исходящую корреспонденцию.
Следствием первой кампании по внедрению «безбумажных» технологий в США стало увеличение количества исполняемых бумажных документов на 40 процентов.
Из исследования, проведенного специалистами фирмы IBM
Говоря о системах управления документооборотом (docflow), обычно имеют в виду офисное (канцелярское) делопроизводство - приказы, служебные записки, входящую и исходящую корреспонденцию. Однако сам термин «документооборот» может быть применен к любому виду деятельности, связанному с подготовкой и обработкой документов: архивному делу, законодательной деятельности, разработке конструкторской и технологической документации на изделия. Специфика документооборота в каждой из сфер неизбежно отражается на системах его автоматизации, в каждой области создаются специализированные программные продукты.
Речь пойдет о системах поддержки документооборота, по масштабам и массовости применения не уступающего вышеупомянутым, о документообороте в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. К этой сфере традиционно относятся закупочно-складская и коммерческая деятельность, производственное и финансовое планирование, бухгалтерский учет. Финансово-хозяйственную деятельность ведут все без исключения субъекты хозяйственной жизни, подчиняясь единым правилам.
Характерной чертой финансово-хозяйственной деятельности является то, что почти каждая операция сопровождается оформлением документов: выдача денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером, сдача работ - актом приемки, выдача со склада - накладной. Эти документы - они именуются «первичные учетные документы» - далее могут обрабатываться: на них ставят подписи и печати, наносят отметки (штампы) об оплате или получении, регистрируют в различных книгах или журналах учета. Полностью оформленные первичные документы становятся подтверждением «фактов хозяйственной жизни». Извлеченные из документов показатели суммируются в различных отчетах (кстати, отчетность тоже представляет собой особый вид документооборота! - см. врезку). Наконец, по завершении обработки первичные документы брошюруются и отправляются в архив бухгалтерии, где должны храниться в течение установленного срока.
Если взглянуть на финансово-хозяйственную деятельность не как на совокупность функций планирования и учета, а как на процесс подготовки и обработки финансовых и товарных документов, то можно выявить следующие особенности этого вида документооборота:
-
во-первых, сами документы представляют собой не тексты (возможно, с иллюстрациями, схемами, таблицами), а установленного вида бланки с занесенными в них показателями - наименованиями, кодами, датами, числами;
-
во-вторых, финансовым и товарным документам не свойственно наличие нескольких редакций; наоборот, исправления обычно недопустимы;
-
в-третьих, для финансово-хозяйственного документооборота характерно не столько последовательное прохождение одним документом различных этапов обработки (регистрация, адресование, визирование и т. п.), сколько последовательное создание на основании одного документа второго, на основании второго - третьего (на основании договора выписывается счет, на основании счета - накладная и т. д.).
Эти особенности ярко характеризуют системы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, рассматриваемые с точки зрения поддержки документооборота:
-
документы хранятся не в виде визуальных образов, текстовых или графических объектов, а в виде учетных записей в специальных регистрах системы, например, в журналах (журнал платежей, журнал складских операций и т. д.);
-
соответственно, исчезает необходимость в создании и хранении формализованных описаний документов (формуляров): учетная запись, которая содержит все нужные для работы показатели документа, и является формуляром;
-
в состав системы включаются автоматизированные функции поддержки создания документов на основании других документов.
Раньше программное обеспечение, поддерживающее финансово-хозяйственную деятельность, - системы бухгалтерского, складского учета и т. п., - рассматривалось исключительно как средство автоматизации учетных функций, а не потоков документов. Однако изменение подхода позволило поднять их возможности на качественно иной уровень. В своем развитии эти системы прошли ряд этапов; если на первых порах они ограничивались лишь расчетными функциями, то затем стали включать в себя все более серьезные элементы документооборота (см. врезку). Интересно посмотреть также на изменение архитектуры таких систем: сначала это были отдельные программы (АРМы) для каждого участка работ, затем пришла очередь интегрированных систем с единой базой данных, сейчас заметен интерес к распределенной обработке для поддержки холдинговых структур.
На сегодняшнее состояние систем большое влияние оказали идеи и концепции из смежных областей:
-
управление деловыми процессами (workflow): во-первых, оказалось, что многие деловые процессы сопровождаются финансовыми и товарными документами (это заставило искать пути интеграции учетных и workflow-систем). Во-вторых, торговые и бухгалтерские системы были усовершенствованы и приобрели целый ряд полезных свойств: наличие разных этапов обработки документов, возможность назначения исполнителей и сроков обработки, вариантность обработки в зависимости от условий;
-
корпоративные информационные системы: принцип единой общекорпоративной базы данных создал механизмы работы на основе всей имеющейся информации целиком заполненных и готовых к исполнению документов; принцип однократности ввода привел к тому, что документ, созданный на одном из рабочих мест, стал доступен на других участках работы (например, сделанная на складе накладная доступна для отработки бухгалтерией, а введенная бухгалтерией информация о поступивших платежах сразу же используется сбытовиками);
-
электронный обмен (EDI): благодаря ему, принцип однократности ввода распространился и на внешний документооборот - взаимодействие с банками (системы «клиент - банк»), налоговыми инспекциями и внебюджетными фондами. Теперь не нужно вводить данные с документов, полученных из другой организации, хотя сами бумажные документы продолжают «ходить» обычным порядком.
На продолжении применения бумажных документов необходимо остановиться подробнее. Пионеры автоматизации, наверное, помнят модное в 70-е годы понятие «безбумажные технологии». Массовое внедрение компьютеров, казалось тогда, приведет к резкому сокращению необходимости в бумажных документах. Однако не был решен целый ряд юридических, методических и технологических вопросов, что не позволило отменить хоть какие-то бумажные документы. А быстрый рост качества и производительности компьютерных печатающих устройств вообще сыграл с безбумажными технологиями злую шутку: количество бумажных документов возросло в несколько раз. Компьютеры и телекоммуникации из средства замены бумажного документооборота превратились в средство его поддержки.
Что же мешает сейчас, когда документооборот полностью дублируется в компьютере, отказаться от бумажного звена? Подпись и печать - вот что сразу приходит в голову, если дело касается финансовых и товарных документов. С принятием закона об электронной цифровой подписи эта проблема будет снята. Но на самом деле это станет не концом, а началом длительного этапа подготовки к замене бумажных документов электронными. Какую массу положений и инструкций, ориентированных на бумажный документооборот, нужно переделать! Как приучить десятки тысяч бухгалтеров и сотни тысяч материально ответственных лиц получать за выданные деньги и ценности вместо расписки набор цифр где-то в недрах компьютера? Сколько архитектурных и технологических изменений должно быть сделано в программных средствах! Ведь когда электронные документы лишь дублируют бумажные, то в случае сбоев или потерь их можно восстановить с бумажных оригиналов. Совсем другое дело, если бумажные архивы перестанут существовать и малейшие просчеты подсистемы защиты данных смогут вызвать их необратимую потерю! Здесь наверняка пригодятся наработки в банковских системах, уже освоивших безбумажные формы документооборота.
Ну а пока приходится жить в условиях «бумажного засилья». Однако и в этом случае возможны варианты: когда интересы участников документооборота в повышении скорости выполнения операций совпадают, появляется возможность сделать первичной электронную регистрацию операций и лишь потом оформлять бумаги, закрепляя ранее совершенные действия юридически (аналогично тому, как бухгалтерия фиксирует хозяйственные операции в бухгалтерском учете зачастую много позже их реального совершения). Например, результаты сдачи продукции на склад фиксируются в течение смены в компьютере, а по окончании смены печатается накладная на общее количество (в случае разногласий сданную продукцию можно пересчитать вручную). Или: сделки на входящих сейчас в моду электронных торговых площадках оперативно фиксируются в электронной форме, а их юридическое подтверждение в виде текстов договоров готовится в фоновом режиме. В любом случае, такая процедура может быть безопасной с деловой и юридической точек зрения, если ввести в систему «контрольные точки»: неполучение на момент контрольной точки бумажного документа приводит к приостановке или аннулированию электронной деловой процедуры.
Возвращаясь к текущему состоянию систем поддержки финансово-хозяйственного документооборота, можно сказать, что, несмотря на сохранение бумажной части документопотока, эти системы позволяют в значительной мере обеспечить функционирование его электронного аналога. В наибольшей степени это относится к внутреннему документообороту организаций, где большинство типичных схем обработки документов (таких как «договор-счет- выписка банка по поступлению платежа - накладная - счет-фактура» или «наряд - отчет о выработке - расчетный листок - платежная ведомость - бухгалтерская проводка») уже сейчас работает, «не покидая компьютера». Для внешнего же документооборота пока можно говорить лишь об отдельных направлениях: клиент-банк, сдача отчетности на машинных носителях.
В то же время бурное развитие современного бизнеса требует оперативности документооборота, что возможно лишь путем перевода внешнего документооборота организаций в электронную форму. А это, в свою очередь, требует выработки общих стандартов обмена электронными документами. До сих пор все попытки создания стандартов заканчивались узкоотраслевыми решениями. В настоящее время прилагаются усилия по выработке стандартов электронного обмена на базе языка разметки XML, что позволяет надеяться на скорое решение проблемы.
Перевод внешнего документооборота на XML окажет влияние и на внутренний документооборот: ведь если во взаимоотношениях с внешними контрагентами мы начинаем доверять электронным записям и отказываемся от их бумажного подтверждения, то почему нельзя перенести эту логику и на отношения внутри организации? Это позволяет думать, что, если не в ближайшем будущем, то в среднесрочной перспективе нас ожидает второе, теперь уже настоящее пришествие безбумажных технологий. Пока же идет рутинная подготовительная работа: системы обрастают XML-интерфейсами, появляются отдельные элементы инфраструктуры глобального электронного обмена, создается законодательное обеспечение.
Из других тенденций развития современных систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности можно отметить размывание границ между внешним и внутренним документооборотом: корпоративные системы, с одной стороны, начали включать в состав пользователей своих контрагентов; поставщики используют данные производственного планирования для прогнозирования объемов и графиков поставок; дистрибьюторы и/или дилеры размещают заказы, согласуют и отслеживают их исполнение (для этого есть даже соответствующий термин - SCM: управление цепочками поставок). С другой стороны, системы все заметнее перемещаются в Интернет: наряду с уже привычным приемом заказов через Web появляется функционал для поддержки удаленных и мобильных пользователей-сотрудников компании - от торговых агентов до высшего руководства. Системы все дальше уходят от своего предка - автономных локальных программ в сторону распределенных по Всемирной сети и перевязанных друг с другом программных сервисов.
Сейчас существует много разнообразных систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, это один из самых емких и быстрорастущих секторов рынка информационных технологий. Так или иначе, во всех системах присутствуют отдельные элементы документооборота - печатаются платежные поручения и кассовые ордера, счета и накладные. Однако реализация цельной модели документооборота характерна лишь для класса корпоративных информационных систем. На рынке действует ряд западных и отечественных производителей систем этого класса. Одно из таких решений предлагает корпорация «Парус», оно представляет собой тиражную масштабируемую систему корпоративного уровня с поддержкой работы через Интернет, построенную в архитектуре «клиент-сервер» на базе СУБД Oracle.
Врезка 1: Пирамида отчетности
Врезка 2: Из истории эволюции компьютера
[i38833]
Пирамида отчетности
Известно, что государственные организации регулярно готовят и представляют отчеты в вышестоящие ведомства. Это общая бухгалтерская отчетность, сведения о структуре, штатах и кадрах, а также отдельный для каждого министерства или комитета набор форм ведомственной статистической отчетности: в здравоохранении - о больных и их лечении, в образовании - об учащихся и преподавательской нагрузке и т.д. Гораздо менее известно, что происходит с отчетностью дальше. А происходит следующее: вышестоящая организация на уровне муниципального образования, субъекта федерации или федерального министерства проверяет полученные отчеты на согласованность показателей (итог должен равняться сумме включенных в него строк, сравнительные показатели прошлого года - соответствовать прошлогоднему отчету и т. д.). Следующая важная процедура - сведение отчетов: отчеты собираются в группы по типам организаций (школы - к школам, больницы - к больницам) или по территориям, показатели отчетов суммируются по ячейкам, суммарные показатели вносят в те же самые бланки, только уже сводных отчетов. Сводные отчеты направляются в вышестоящую организацию следующей инстанции, где весь процесс повторяется.
Понятно, что проверить и свести десятки и сотни многостраничных отчетов - очень тяжелый труд. Но только для человека, а вот для компьютера - это идеальное занятие. Поэтому системы подготовки, проверки и сведения отчетности представляют хотя и очень узкий, но отдельный класс систем автоматизации финансово-хозяйственного документооборота.
Из истории эволюции компьютера
В истории применения компьютеров в финансово-хозяйственном документообороте можно условно выделить следующие их роли:
-
«арифмометр»: бумажный документооборот идет обычным порядком, компьютер используется для подсчета итогов по пачкам документов; итоги переписываются в бланки отчетов; вводимые данные в компьютере постоянно не хранятся;
-
«журнал учета»: в компьютер вводятся и сохраняются в виде учетных записей отдельные характеристики документов (сумма, количество, дата); компьютер используется для печати реестров документов, формирования установленных форм отчетности и справок;
-
«печатная машинка»: компьютер начинает использоваться для подготовки первичных документов - печати платежных поручений, счетов, накладных, актов и т. п.;
-
«посыльный»: компьютер используется для пересылки электронных версий документов бизнес-партнерам, в банки, государственные органы; бумажный документооборот при этом дублируется, но не отменяется;
-
«автомат по продаже»: компьютер через Интернет принимает заказ, выписывает счет, фиксирует оплату, инициирует исполнение заказа.