Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Его величество Документ

Архив
автор : Роман Косячков   16.03.2001

Как ни странно, но именно документы остаются некоей константой, почти в неизменном виде кочующей из одной модели управления в другую. Видимо, документы являются сущностями основополагающего, атомарного порядка.

В практике управления за последние годы произошли серьезные подвижки. Долгое время точкой приложения управленческих усилий были процессы, происходившие в организациях. Их оптимизировали и администрировали, упрощали и усложняли, выстраивали с точки зрения психологии и науки о поведении, оценивали количественно и качественно, анализировали системно, подбирали под ситуацию и т. п. Однако управленческие подходы, делавшие ставку на процесс, в современных условиях зачастую работают плохо. Долгое время считалось, что правильно выстроенные процессы управления практически исключают возможность совершения крупных ошибок. Но несоизмеримо возросли объемы информации, перерабатываемой организациями, а также требования к скорости и качеству ее обработки. Уровень менеджмента в некоей узловой (или критической) точке принятия решения (а они в зависимости от времени и условий могут быть разными) из важнейшего фактора успеха организации превратился в определяющий. К примеру, некая коммерческая организация может иметь товар, обладающий полным набором конкурентных преимуществ, но одна-единственная ошибка управляющего (или даже непроявление им творческой инициативы) может свести усилия всей организации на нет. И вот ведь какая штука получается: иногда в этом случае менеджеру невозможно даже предъявить конкретных претензий - в рамках реализованной в организации модели управления он действовал абсолютно правильно! Поэтому сегодня в практике управления ставка делается на персонал. Его холят и лелеют, выращивают с детсадовского возраста и призывают из числа пенсионеров, обучают и тренируют, дают ему расширенные права и налагают на него персональную ответственность, сводят в рабочие группы и отпускают на «свободную охоту», у него выуживают и затем формализуют профессиональные знания и, наоборот, предоставляют ему доступ к корпоративным базам знаний.

В теме номера «Люди, и только люди» («КТ» #369), открывшей обсуждение проблем управления на страницах нашего журнала, акцент был сделан как раз на человеческий фактор. Сегодня, продолжая тему, мы посмотрим на проблемы управления под несколько иным углом зрения.

Методы управления, ориентированные на персонал, зачастую называют формальными. И это неспроста. Дело в том, что после довольно успешной борьбы с наследием административного подхода к управлению (когда всеми силами снижалось влияние на реальный менеджмент ненавистных «входящий/исходящий № ХХХ, Дело № ХХ, Том Х») спираль развития управленческой мысли завершила очередной виток и вновь важнейшим инструментом в формальных моделях управления стал ДОКУМЕНТ. Более того, отмечу, что ВЕСЬ формализм этих моделей заключается именно в документах.

Кстати, как ни странно, но именно документы остаются некоей константой, почти в неизменном виде кочующей из одной модели управления в другую. Видимо, документы являются сущностями основополагающего, атомарного порядка. Поэтому им сегодня мы уделили особое внимание.

Открывает тему статья Юрия Ревича, рассказывающая о важных аспектах внедрения достижений информационных технологий в управленческие процессы. В ней вы найдете обсуждение «парадокса производительности», «реинжиниринга бизнес-процессов» и новомодного «управления знаниями», позаимствованного у специалистов в области «искусственного интеллекта». Продолжает тему материал, подготовленный мною и посвященный непосредственно документам. В нем поставлено довольно много серьезных вопросов, к примеру: «Что такое документ?», «Почему электронные документы до сих пор не вытеснили бумажные?», «Что принесет вторая безбумажная революция и есть ли у электронного документооборота весомый козырь в борьбе против бумаги и чернил?», а также сделана попытка найти на них нестандартные ответы. И завершит наш сегодняшний разговор об управлении статья приглашенного эксперта. Им стал Александр Тимохов, представляющий корпорацию «Парус» - одного из ведущих российских разработчиков корпоративных информационных систем. Материал носит довольно частный характер и рассказывает о проблематике документооборота в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Напоследок замечу, что увлечение формализацией и накоплением корпоративных знаний (представляемых в конечном счете все равно в виде документов) с большой вероятностью вызовет перекосы в управленческой практике, в ряде случаев ведущие к постепенному снижению роли персонала и к отказу от формальных методов управления. А уж как далеко зайдет этот процесс - покажет только время.

[i38820]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.