Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Утконос - друг человека

АрхивОфисные приложения (архив)
автор : Светлана Шляхтина   15.03.2001

Что делать, если вам вдруг потребовалось разработать анимационный ролик, но нет ни времени, ни желания разбираться с серьезными анимационными пакетами? В этом случае вам на помощь придет самый простой, наверное, в компьютерном мире аниматор-"утконос".

Что скрывается за аббревиатурой AVI?

Когда-то фирмой Microsoft был разработан метод сжатия, записи и воспроизведения движущихся изображений и звука на компьютере с помощью только программных средств. Файлы, созданные с использованием этого метода, получили расширение AVI (Audio Video Interleaved). Иными словами, AVI-файлы представляют собой чередование аудио- и видеоданных, подвергшихся одному из общепринятых вариантов сжатия. Чаще всего используется один из четырех основных способов (кодеков) для сжатия AVI файлов цифрового видео: Microsoft Video 1, RLE compression, Cinepak Codec by SuperMatch и Intel Indeo Video R3.2. Хотя сейчас существует и масса других.

Два слова об анимационных программах

В настоящее время большинство приложений обеспечивают поддержку трехмерных объектов и анимации в форматах AVI (AVI) и FLIC (FLC или FLI).

Пожалуй, самой известной программой создания трехмерных изображений является 3D Studio MAX, которая полностью обеспечивает чтение и запись AVI и FLIC форматов, включая поддержку нескольких алгоритмов сжатия AVI. 3D Studio MAX представляет собой программу профессионального моделирования и анимации. Однако за пять минут этот солидный программный пакет, конечно, не освоишь. Да и стоит он прилично. А если вы отнюдь не собираетесь всю оставшуюся жизнь посвятить анимации, и перед вами стоит более простая задача - наиболее быстрым способом подготовить видеоклип в формате AVI, демонстрирующий, к примеру, вашу продукцию? Или вам пришла вполне разумная идея использовать анимационные элементы в качестве вспомогательного обучающего материала (вспомните хотя бы всем известную обучающую справку по Windows 95)? Анимации могут быть очень полезны для наглядной иллюстрации отдельных тем или педагогических приемов какого-либо курса. Кстати, в последнее время это направление получает все более широкую популярность в самых разных образовательных областях.

Итак, если у вас минимум времени, а создаваемый анимационный ролик достаточно прост, то вы вполне можете воспользоваться довольно популярной и впервые вышедшей на арену в 1998 году программой Platypus Animator. Я не утверждаю, что других подобных анимационных программ не существует – их десятки, но мне кажется, что эта – самая простая. Недавно появилась ее очередная версия 5.4. Статус программы - shareware, регистрация ее вам обойдется в 20$. Ролики же, созданные с помощью незарегистрированной версии, будут отличаться наличием в левом верхнем углу логотипа с изображением милого зверя утконоса (именно так переводится слово "Platypus" в названии программы). Работает Animator под Windows 95/98/2000 и Windows NT, интерфейс программы – английский. Найти Platypus Animator можно на сайте разработчика (размер архива примерно 750Кб).

Что может предложить вам утконос-аниматор?

Platypus Animator применяют для разработки AVI-анимации на основе предварительно подготовленных в каком-либо графическом пакете картинок-кадров (BMP, DIB, GIF, TIF, TGA, JPG, PCX, RLE). Возможно дополнение мультфильма музыкальными фрагментами.

Для создания анимации достаточно:

  • подготовить в любом графическом редакторе картинки-кадры;
  • создать новый AVI-проект;
  • вставить (импортировать) изображения-кадры в нужном порядке;
  • добавить, при желании, музыкальный фрагмент (файл вида *.wav) - правда, вам придется ограничиться всего одним анимационным фрагментом (другого просто не дано), поэтому существует единственный, я думаю, разумный вариант добавления музыкального ролика: в качестве фоновой музыки или фонового пояснения происходящего на экране;
  • указать точно параметры анимации (скорость смены кадров и количество цветов для сжатия);
  • создать AVI-файл (AVI-файл - это готовая анимация, которую можно просмотреть с помощью других программных средств, например, универсального проигрывателя);
  • сохранить AVI-файл как AVI-проект (AVI-проект - это файл, который содержит пути на диске ко всем кадрам анимации, является файлом вида *.amf), сохранение AVI-проекта необходимо для дальнейшего редактирования мультфильма.

Animator поддерживает несколько различных вариантов сжатия видеозаписей. Прежде всего, следует отметить, что есть два типа сжатия: сжатие с потерей данных и сжатие без потерь. Сжатие без потерь (Microsoft RLE) сохраняет все данные образа, убирает непрерывные области одинакового цвета, помечая файл кодом, который восстанавливает дублированный цвет во время распаковки. RLE весьма эффективен для графики, сгенерированной компьютером с большими областями одинаковых пикселей, и не очень эффективен для оцифрованного аналогового видео и фотографий, поскольку такие образы, как правило, содержат незначительное количество областей непрерывного цвета.

Все остальные варианты сжатия представляют собой кодеки с потерями. Они разработаны для распознавания и постоянного удаления информации образа, которая, скорее всего, не будет видна зрителю. Кодеки с потерями имеют параметры качества, управляющие величиной потерь (и, следовательно, размером файла). Такие кодеки эффективны при сжатии оживленной геометрии, скомбинированной с аналоговым видео.

При этом разные кодеки поддерживают различную глубину пикселей. Некоторые кодеки будут сжимать только 8 разрядов, другие поддерживают 16-разрядное и 24-разрядное сжатие.

Жизнь без проблем была бы слишком пресной

Конечно, вы прекрасно понимаете, что, выбрав столь простое и доступное программное средство, вы лишаете себя всего того огромного спектра возможностей, которые имеются у солидных пакетов типа 3D Studio MAX. Более того, не каждый ваш проект сможет превратиться в настоящий анимационный ролик. Причин тут несколько. Назову основные проблемы, которые у вас могут возникнуть.

Далеко не каждый вариант сжатия может быть применен при создании конкретного ролика. Здесь все зависит от отдельных файлов-кадров, а также от выбранной глубины пикселей (для сжатия). В одних случаях может быть использован любой вариант компрессии, а в других – возможны ситуации, когда при конкретном кодеке программа не сможет создать нормальный AVI-файл (получится файл размером 0 байт, который, естественно, не будет работать). Программа будет попросту “вылетать”, не усложняя себя задачей выдачи на экран хоть какого-либо поясняющего сообщения. Хладнокровно воспользуйтесь другим кодеком, и все встанет на свои места.

Аналогичная ситуация аварийного завершения программы имеет место и при работе с кадрами разных размеров. Поэтому одним из основных условий нормальной работы является приведение всех кадров к одному размеру.

Обсуждение статьи - в форуме "Обсудим "СофтТерру"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.