Черная метка
АрхивУ нас что ни номер, то новости от Microsoft. В прошлый раз пользователям хирургически точно отмерили поддержку на уровне пяти обращений - создав тем самым проблемы во время пользования ПО. Теперь проблемы ожидаются с самого начала - уже при установке.
У нас что ни номер, то новости от Microsoft. Причем новости довольно странные: вот уже второй раз в феврале корпорация обращает свои действия против легальных покупателей. Если она и дальше продолжит в том же духе, то ее маркетинговые усилия по продвижению продуктов могут оказаться тщетными: покупателям и так не всегда очевидно, стоят ли новые версии запрашиваемых за них денег. В прошлый раз пользователям хирургически точно отмерили поддержку на уровне пяти обращений - создав тем самым потенциальные проблемы во время пользования ПО. Теперь проблемы ожидаются с самого начала - уже при установке.
Наконец, официально объявлено о том, что покупателям следующих версий продуктов MS (Office, Windows и Visio) придется пройти через процедуру «активации» (детали см. в «КТ» #380). Без нее покупатель Windows сможет пользоваться системой не дольше тридцати дней, а обладателю «Офиса» разрешено выполнить пятьдесят запусков любого из приложений. После этого программы переходят в режим «ограниченной функциональности» (что, кстати, роднит их с shareware-продуктами).
Компания клянется, что при активации никакие «персональные данные» в центр не отправляются, а уникальная «метка» компьютера будет формироваться на основе серийных номеров его компонентов: винчестера, материнской платы и пр 1. Очевидно, что многие посчитают серийные номера комплектующих как минимум элементами «персональных данных». В MS же уверяют, что их юристы внимательно изучили вопрос, и никакие российские законы при «снятии отпечатков» нарушены не будут 2.
Надежды Microsoft на то, что активация воспрепятствует незаконному копированию ПО («активационный код вычисляется на основе аппаратного профиля конкретного компьютера, значит, установить его на другие машины будет невозможно»), кажутся необоснованными. Объективно, новые свойства продуктов MS создадут проблемы только легальным пользователям, поскольку пираты так или иначе найдут способ обойти ограничения. При этом мы получаем два разнонаправленных процесса: с одной стороны, пользователи обнаружат, что для тиражирования софта придется обратиться к заведомо контрафактным дискам (психологический нюанс: многие не считали установку ПО с легального диска на несколько компьютеров пиратством), что для некоторых из них окажется неприемлемым. С другой стороны неминуемо снизится объем продаж легальным пользователям из-за издержек, связанных с активацией, - и, думаю, этот процесс окажется значимее.
Еще возникает вопрос, как быть тем, кто радикально обновит свой компьютер и натолкнется на отказ Windows признавать его «своим». Ответ таков: обращаться в MS и доказывать, что ты не верблюд. Как заметил на этот счет менеджер MS Евгений Данилов: «Мы не в той ситуации, когда можем доверять всем. Чтобы завоевать доверие, требуется сделать какие-то телодвижения и доказать нам…» Как будут доказывать свою легальность всевозможные тестировщики и экспериментаторы, меняющие конфигурацию компьютеров по десять раз на дню, даже представить не берусь. Ведь никаких доказательных способов «убедить» службу активации нет - речь может идти только о доверии. Но бог с ними, с экспериментаторами. Их не так много. Но вот как в MS будут отличать добросовестных покупателей от злостных эникейщиков, которые, приобретя единственный легальный дистрибутив, будут ставить его на каждый встречный и поперечный компьютер и, набрав в молодые здоровые легкие побольше воздуха, всякий раз требовать активации?
P. S. Привычка искать разумные объяснения неразумным действиям приводит к совершенно параноидальным гипотезам: а не очередная ли это попытка MS привлечь внимание общественности? Чтобы предсказать резкую реакцию публики на подобные новшества, большой прозорливости не требуется.
Равняясь на флагмана мировой ИТ-индустрии, фирму Microsoft, редакция «КТ» решила принять ряд мер по защите собственной интеллектуальной собственности. Отныне каждый номер журнала будет выходить в виде абсолютно чистой тетрадки с восьмидесятизначным индивидуальным кодом на обложке. Каждый пользователь, купивший такой журнал, должен будет позвонить в редакцию и продиктовать код и свой домашний адрес, после чего по водопроводной сети ему будет послано 20 миллилитров специального активационного раствора. Обмакнув в раствор кисточку и смазав страницы журнала, пользователь проведет его активацию, после чего станут видны текст и иллюстрации. Чтобы активированный журнал не мог быть передан другим, нелицензионным читателям, скопирован или дизассемблирован, тексты и иллюстрации будут видны только под углом 90 градусов к глазу читающего и будут исчезать вместе с бумагой через двадцать минут после активации. Те, кто собирается читать журнал вслух, должны будут приобретать несколько лицензий - по числу слушателей. |
Евгений Козловский [ekozl@computerra.ru] |
[i38417]
1 (обратно к тексту) - Привязка к «железу» не абсолютная: метка вычисляется на основе только трех, выбранных наудачу, компонентов.
2 (обратно к тексту) - Вероятно, наилучший (или единственный, кому как нравится) способ проверить это - экспериментальный: путем вызова MS в суд.