«Спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака…»
АрхивОпределить точную дату возникновения интеллектуальной собственности ничуть не легче, чем дату возникновения собственности вообще. Причем это не связано с нашим знанием истории права, очевидно, несовершенным...
Определить точную дату возникновения интеллектуальной собственности ничуть не легче, чем дату возникновения собственности вообще. Причем это не связано с нашим знанием истории права, очевидно, несовершенным: связывать появление собственности с правовым регулированием было бы слишком серьезным упрощением.
Подтверждение этого тезиса можно найти в одном из древних источников знания человечества, Библии. Права собственности существовали у евреев еще задолго до появления государства Израиль и Закона, данного на горе Хорив:
«И копали рабы Исаакову в долине, и нашли колодец воды живой. И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода» (Быт, 26:19-20).
В этом примере мы видим абсолютно очевидный конфликт вокруг прав собственности. Причем спор ведется не только относительно титула собственности, но и о некоторых отдельных полномочиях, а именно о праве распоряжения плодами собственности, причем видно, что древние евреи не ставили право собственности производным от государственного права или от институтов правопринуждения.
Чтобы лучше понять, какие формы интеллектуальная собственность (ИС) могла принимать в древности, важно учесть два факта. Во-первых, в ремесленной древности знания или умения были практически неотделимы от собственника. Отсюда необходимость законодательной защиты нововведений едва ли была существенна. Во-вторых, сами технологии, способы производства были менее разнообразны. Поэтому любые различия в результатах труда людей были связаны, скорее, с их умениями и навыками.
Значит, интеллектуальная собственность, скорее всего, должна была состоять не в фиксации права пользования некоторым нововведением, но в исключительном праве получения продуктов от некоторых нематериальных активов, к примеру, редких знаний и умений.
В тексте Библии встречается описание ИС именно такого рода:
«И сказал Господь Моисею, говоря: сим в удел должно разделить землю по числу имен. Кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее; каждому должно дать удел соразмерно с числом вошедших в исчисление» (Числа, 26:52-54).
«И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними. Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых. А сынам Левия, вот, я дал в удел десятину из всего, что у Израиля за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания. И сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть» (Числа, 26:20-22).
Что нам важно в этих отрывках. Во-первых, мы видим существование некоего удела - собственности, которая подлежит распределению между коленами. Во-вторых, оказывается, удел бывает двух видов: одни колена получают «землю, где течет молоко и мед» (материальная ценность), а колено левитов получает другой удел - нематериальный. В-третьих, мы видим фиксацию исключительного права левитов на этот удел. В-четвертых, левиты получают право на получение платы (десятину) за пользование результатами их актива (за совершение жертвоприношений и богослужений).
Но не только в древности, но и в средние века интеллектуальная собственность была, вообще говоря, слабо отделима от ее носителя. Желая получить секрет, технологию, знание, человек шел и нанимал мастера. Собственность практически никак не защищалась, а важной информацией владела очень небольшая группа людей, которая не могла поделиться ею с общественностью - ценой тому была бы потеря своего профессионального превосходства и власти. Именно поэтому секреты мастерства, вообще полезная информация, часто безвозвратно утрачивались (вспомним ушедшие секреты выбора пропорций и лака скрипок великих итальянских мастеров).
Формой передачи умений часто выступало ученичество, со вступлением в цех или без оного, но, как правило, с заключением контракта, который ограничивал подмастерье в правах на использование полученных знаний. К примеру, новичка могли обязать несколько лет работать на мастера или не жить в той же провинции, что и мастер. Иногда гильдии и цеха могли взять себе часть прав на ИС, но вместе с сопутствующими обязанностями по их защите.
В отношении произведений искусства права довольно часто, хотя, конечно, не всегда, принадлежали тем людям (архиепископ Кельнский, граф Эстергази, французские короли и немецкие курфюрсты), на службе у которых находился композитор, художник, поэт; «авторского права» не существовало как такового.
Охрана прав лиц, вкладывающих средства в сферу нематериального творчества, основывалась на системе привилегий, предоставляемых государством отдельным типографиям и мануфактурам. А право собственности могло распространяться лишь на конкретные овеществленные произведения искусства, поэтому рукописи, картины, партитуры охранялись законом как обычные вещи. Кроме того, шедевры в некоторой степени были защищены своей уникальностью. Например, не существовало массового производства книг: они были очень дорогим и редким благом, и защищать их законодательно не было никакого смысла 1.
Самой древней историей обладают товарные знаки. Еще за 4 тыс. лет до н. э. мастера Ассирии и Вавилона врезают в камни построенных зданий свой фирменный знак 2. А ярлыки, клейма ремесленников и художников, указывающие, в какой мастерской или в каком городе была сделана вещь, были довольно распространенным явлением и гарантировали потребителям высокое качество. Продукция известных мастеров пользовалась большим спросом и была дороже. Разумеется, стали появляться подделки. Их производители, подрывавшие своей деятельностью доверие населения к клеймам, были абсолютно безнаказанными. Единственные, кого государство пыталось наказывать, были фальшивомонетчики. Но и с ними борьба велась не очень успешно: всякое ослабление государства неизбежно приводило к увеличению количества фальшивых денег.
Современный взгляд на ИС и ее отделение от таких традиционных видов собственности, как недвижимость, банковский и промышленный капитал, ценные бумаги, пришло к человечеству, по историческим меркам, совсем недавно.
До XVIII века, как мы уже сказали, защита продуктов интеллектуального труда и их производителей осуществлялась с помощью системы привилегий, предоставляемых верховной властью. Но с ростом влияния буржуазии на государственную власть система привилегий, выдаваемых милостью властей, сменяется законами, признающими за авторами исключительное право на использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение некоторого срока.
Первые элементы патентного законодательства появились в Венеции в конце XV века: не обладая достаточным количеством ресурсов, чтобы прокормить свое население, Венеция сделала ставку на мировую торговлю, используя свое выгодное положение на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом. В результате к началу XV века Венеция стала одной из самых могущественных стран Европы. В это время наблюдается взлет экономики, величайшие достижения в области культуры и судостроения. Активно используя последние технологические нововведения, в том числе печатный станок Гутенберга (1445 г.), страна становится центром книгопечатания. В 1474 году это приводит к принятию Указа о патентах.
Современные нормы авторского и патентного законодательства появились в Англии в 1623 году, когда был принят «Статут о монополиях». Он разрешал любому человеку, не завися от решений короля, четырнадцать лет монопольно пользоваться выгодами, которые будет приносить его изобретение.
Английский закон об авторском праве - «Статут королевы Анны» - был принят Парламентом в 1710 году. В нем автору «предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение четырнадцати лет с момента его создания с возможностью продления этого срока еще на четырнадцать лет при жизни автора». Возможно, что факт более ранней законодательной защиты результатов интеллектуального труда, по сравнению с другими странами, стал решающей предпосылкой более динамичного развития экономики Англии и промышленного переворота в конце восьмидесятых годов XVIII века.
Понятие интеллектуальной собственности впервые появилось в законодательстве революционной Франции в конце XVIII века (в Патентном законе 1791 г.). Там же были закреплены понятия литературной и промышленной собственности. Новое законодательство опиралось на теорию естественного права, разработанную Вольтером, Дидро, Руссо и другими французскими философами-просветителями. Согласно этой теории право создателя любого творческого произведения является его неотъемлемым правом, основано на природе творческой деятельности и существует независимо от его признания государством.
В широких масштабах понятие интеллектуальной собственности стало активно использоваться лишь во второй половине XIX века, когда стало развиваться массовое промышленное производство и появилась возможность производить большие объемы продукции с низкими издержками и быстро менять технологию. Именно тогда окончательно произошло разделение функций автора и производителя, а произведение и его материальный носитель (рукопись, скульптура, картина) окончательно перестали быть единым целым. Поэтому понадобилось защитить произведения, технологии и их создателей.
Идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» впервые была воплощена во второй половине XVIII века в некоторых штатах США (Закон штата Массачусетс 1789 г., см. врезку). Аналогичные законы появились также в законодательстве Саксонии, Пруссии, Дании, Норвегии и ряде других стран.
Окончательно в качестве отдельной формы собственности авторское право было признано в середине XIX века. Этому, прежде всего, способствовало бурное развитие издательского дела. Высокие доходы в данной отрасли, в свою очередь, стали возможны благодаря изобретению быстропечатного станка Ф. Кенигом (1810 г.), позволившего в короткие сроки выпускать огромные тиражи. Благодаря появлению такой относительно недорогой возможности обратиться к широким слоям общества, начинает активно развиваться реклама.
Постепенно повышается образовательный ценз населения, растет число публичных библиотек, произведения интеллектуального труда начинают восприниматься обществом как товар.
Маркировка товаров знаками в условиях капиталистической индустриализации приобрела особое значение в 70-80-е гг. XIX века, когда в условиях жесткой конкуренции начался массовый выпуск однородных товаров. Происходила экономия и на масштабе, и на охвате. А товарный знак, указывая на источник происхождения товара, одновременно рекламировал его. Интересно отметить, что первые законодательные акты устанавливали уголовные санкции за подделку товарного знака и лишь затем появилась гражданско-правовая охрана.
В XIX веке следует выделить три основополагающих правовых документа, регулирующих ИС:
-
Парижская конвенция по охране промышленной собственности 3 (1883 г.).
В области защиты товарных знаков авторы Конвенции основывались на опыте английских судов, которые ввели запрет на ведение дел под чужим именем примерно в середине XIX века. Подразумевалось, что другое лицо не имеет права пользоваться чужим товарным знаком и связанной с ним репутацией, выдавая свои товары за товары конкурента.
-
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.).
Первоначально в Бернской конвенции «литературные и художественные произведения» были определены как книги, брошюры, картины и т. п., то есть достаточно узко. Но со временем это понятие расширилось: упомянем Берлинскую конференцию 1908 года (признание права автора на воспроизведение, публикацию и представление своих работ в кинематографе, радио, а также грампластинками и магнитофонными записями), Римскую конференцию 1928 года (признание личных прав автора, сохраняемых за ним после отчуждения имущественных прав), защиту устных литературных произведений (лекций, речей, проповедей и т. п.), Стокгольмскую конференцию 1967 года (развивающиеся страны получили более свободный доступ к произведениям науки и культуры).
-
Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков» (1891 г.).
Параллельно с Бернским союзом развивался межамериканский союз по охране авторских прав. В 1891 году государства-участники обоих союзов высказали заинтересованность в объединении, что впоследствии привело к созданию Всемирной конвенции об авторском праве в 1952 году. Следующим важным шагом стало подписание в Стокгольме в 1967 году «Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности» (ВОИС), вступившей в силу в 1970 году. 4
Фирма |
2000 г. |
1999 г. |
Фирма |
1991 г. | |||
Рейтинг |
Число |
Рейтинг |
Число |
Рейтинг |
Число | ||
IBM |
1 |
2,886 |
1 |
2,756 |
Toshiba |
1 |
1014 |
NEC |
2 |
2,020 |
2 |
1,842 |
Mitsubishi |
2 |
936 |
Canon |
3 |
1,890 |
3 |
1,795 |
Hitachi |
3 |
927 |
Samsung |
4 |
1,441 |
4 |
1,545 |
Kodak |
4 |
863 |
Lucent |
5 |
1,411 |
9 |
1,153 |
Canon |
5 |
823 |
Sony |
6 |
1,385 |
5 |
1,409 |
General Electric |
6 |
809 |
Micron |
7 |
1,304 |
14 |
933 |
Fuji |
7 |
731 |
Toshiba |
8 |
1,232 |
6 |
1,200 |
IBM |
8 |
679 |
Motorola |
9 |
1,196 |
7-8 |
1,192 |
U.S. Philips |
9 |
650 |
Fujitsu |
10 |
1,147 |
7-8 |
1,192 |
Motorola |
10 |
613 |
Врезка 1.
Врезка 2.
Врезка 3.
Врезка 4: Хронология.
[i38326]
1 (обратно к тексту) - Крайности смыкаются: в наши времена нет никакого смысла в защите слишком легко тиражируемых объектов. - М.Б-З.
2 (обратно к тексту) - А скульпторы попросту откалывали кусок от своего произведения: приложив его к месту скола, можно было всегда доказать свое авторство - точно воспроизвести конфигурацию скола невозможно. - М.Б-З.
3 (обратно к тексту) - Первыми участниками этой Конвенции были одиннадцать государств, сейчас в ней участвуют 136 стран.
4 (обратно к тексту) - ВОИС - одно из агентств Организации Объединенных Наций. Основная цель ВОИС - международная защита прав ИС во всем мире.
Когда в 1557 году английская королева Мария Тюдор издала указ о наделении британской типографской гильдии Stationers Company монополией на книгопечатание, никто и подумать не мог, к чему это приведет… По указу, книготорговец, принадлежащий к этой гильдии, купивший книгу у автора и зарегистрировавший ее в специальном реестре, становился полноправным владельцем права на печатание (copyright). Это право могло быть продано или передано другому книготорговцу гильдии так же, как и любые другие права. Конечно же, это решение было продиктовано вовсе не заботой о книгоиздателях и тем более авторах, а определялось интересами цензуры и укрепления власти, но именно ему суждено было стать первым примером законодательного закрепления смежных прав.
А как обстояло дело с охраной прав самих авторов? Указ английской королевы отнюдь не был направлен на защиту их интересов, и писателям пришлось вести борьбу за право на созданные ими произведения еще добрых сто пятьдесят лет. Это была нелегкая борьба. Например, мнение одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения - английского философа Джона Локка, призывавшего Stationers Company разрешить свободное печатание давно написанных книг, было гильдией проигнорировано. А Даниэль Дефо, автор знаменитого «Робинзона Крузо», оказался более удачлив: его резкие слова в защиту прав писателей были услышаны английским парламентом и привели к принятию в 1710 году законодательного акта, ставшего прообразом современных законов об авторских правах. Этим законом права на литературное произведение закреплялись за автором на 14 или на 28 лет. После этого произведение становилось общественным достоянием. Так возник прецедент (каким бы несовершенным на первых порах он ни был) компромисса интересов писателей, книгоиздателей и читателей.
Если, конечно, не считать гнева богов в адрес Прометея, см. www.computerra.ru/online/piracy/4951. - М.Б-З.
Валерия Буравина
[rudra5858@mail.ru]
С 1447 года в Венеции после принятия соответствующего закона патенты стали раздавать любому, кто мог доказать, что он изобрел что-то «новое» и «полезное». Например, Галилео Галилей получил венецианский патент на «средство для перекачивания воды» (и куда только надо было перекачивать в Венеции воду?). А в 1587 году папа Сикст V выдал патент венецианцу М. Габриэлли на изобретение в области обработки шелка. Все, кто пользовался плодами изобретения, были обязаны платить Габриэлли вознаграждение. Патентом оговаривалось, что изобретатель должен был за девять дней объехать Папскую область и рассказать о своем изобретении всем.
На некоторое время отношения в области патентной защиты стабилизировались. А потом пошло-поехало: стали патентовать всё что только могли, и оказалось, что повсюду, вооружившись патентами, сидят привилегированные люди и заставляют за всё платить - пока в XVII веке Англия в «Статуте о монополиях» не провозгласила, что негоже создавать монополии в промышленности и нельзя, чтобы монарх сам решал, кому чем можно заниматься, а чем нельзя. Англия тогда была господствующей европейской страной, и в подражание ей другие государства стали создавать у себя законы, ограничивавшие власть монополий. Тем самым монополизм промышленный постепенно сменился монополизмом патентообладателя.
Валерия Буравина
[rudra5858@mail.ru]
В США в конце XVIII века установили явочную систему проверки новизны изобретения: патент выдавали всем желающим, а потом уже само собой выяснялось, не обнаружились ли желающие его опротестовать. Законодательная система в Америке прецедентная: законов там издают мало, и живут люди не по понятиям, как можно было бы подумать, а на основе ранее принятых судебных решений. А поскольку суд был в целом честен, то и с патентами проблем возникало мало. Но только патентовать в США начали такое, что сейчас без слез и не вспомнишь. Например, «автомат для жарки продуктов с помощью электричества» или «механический официант» (конвейер, доставляющий еду из кухни прямо на стол).
В России патенты приняли несколько позже, в 1812 году. Но немногим более века спустя пришла советская власть, пообещав всем свет в конце тоннеля и другие блага. А чтобы благ у всех было поровну, отобрали у изобретателя его патент и отдали в пользование государства. Учреждениям же по всей стране разрешили пользоваться изобретением, даже не спрашивая у автора позволения. Автору, кстати, установили материальное вознаграждение, которое выдавалось ему один раз. И хоть патент потом восстановили, но на территории СССР он практически не действовал.
Валерия Буравина
[rudra5858@mail.ru]
Мировое законодательство
1474 г. |
Венецианский указ о патентах. |
1623 г. |
Монопольный статут в Англии (Statute of Monopolies) - авторский и патентный законы. |
1710 г. |
Принятие Статута королевы Анны в Англии Парламентом - закона об авторском праве. |
1789 г. |
В законе штата Массачусетс, США, закреплена идея об авторском праве как о «самом священном виде собственности». |
1790 г. |
Первый американский патентный закон, закон об авторском праве. Закрепление нормы авторского права в Конституции США. |
1791 г. |
Первый французский патентный закон. |
1800-82 гг. |
Патентные законы появились в большинстве европейских стран. |
1858-78 гг. |
Конгрессы авторов произведений литературы и искусства в Брюсселе, Антверпене и Париже. |
1883 г. |
Парижская конвенция по охране промышленной собственности. |
1887 г. |
Вступила в силу Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. |
1891 г. |
Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков». |
1947 г. |
Гаагское соглашение по учреждению Международного патентного института в Гааге. |
1952 г. |
Принятие Всемирной конвенции об авторском праве. |
1967 г. |
В Стокгольме учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности. |
1971 г. |
В Женеве подписана Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного их воспроизводства. |
1974 г. |
В Брюсселе подписана Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. |
1984 г. |
Впервые в мире в США был принят Закон об охране полупроводниковой интегральной микросхемы. |