Вперед в прошлое?
АрхивНичто не оправдывает наших ожиданий.
Джордж Элиот (Мэри Анн Эванс),
английская писательница, 1819-1880
«Ухвати идею, разбогатей и сваливай»
В Голливуде готовится к выходу новая кинокартина из жизни профессионалов Интернета. Но теперь это будет не обычная развесистая клюква «про хакеров», а скорее честный производственный фильм о героях капиталистического труда.
Кино называется «Purpo$e», что на русский язык не совсем адекватно можно перевести как «Цель - $$$». Один из главных героев фильма - хваткий и циничный Роберт Дженнингз, директор по маркетингу в некой сетевой мультимедиа-компании Digital Dreams, свою главную цель формулирующий слоганом, вынесенным в заголовок данного раздела. Поскольку сюжет должен держаться на остром конфликте, хотя бы духовном, есть у Дженнингза и постоянный идейный оппонент. Это другой главный герой - башковитый, талантливый и наивный Джон Элиас, являющийся президентом Digital Dreams и мечтающий осчастливить человечество своим изобретением, технологией вещания видео ТВ-качества по узкополосным каналам Сети. Но жадному и эгоистичному Дженнингзу некогда ждать, пока Элиас доведет технологию до совершенства, он жаждет денег, непременно больших денег. И самый простой путь к этому - немедленное акционирование раскрутившейся компании, а уж когда акционеры выложат свои наличные, вот тогда каждый пусть делает что ему вздумается. Хочешь, совершенствуй продукт до бесконечности, а хочешь (как Дженнингз) - поскорее из этого бизнеса сваливай, пока деньги в руках…
Примечательно, что автором сценария и продюсером фильма является «вовремя сваливший» Интернет-миллионер из ЮАР Ронни Аптекер (Ronnie Apteker). Действие картины Purpo$e происходит в самый разгар dot-com-революции - 1999 год в Сан-Франциско. Однако в основу сценария Аптекер положил свой собственный опыт основателя и главы крупнейшей южноафриканской фирмы-провайдера The Internet Solution, в свое время удачно проданной им за 100 млн. долларов. Так что кинематографический конфликт двух главных персонажей - это в некотором смысле художественное воплощение болезненного внутреннего раздвоения, когда-то пережитого внешне крайне удачливым предпринимателем.
У Аптекера, которому сейчас 33 года, еще остались кое-какие акции компании, однако он полностью отошел от ее дел, поскольку «когда делами стали заправлять акционеры, от одухотворявшего компанию идеализма не осталось и следа». Аптекеру воочию пришлось наблюдать, как, едва проект начинает приносить реальные деньги, довольно быстро к его руководству приходят люди с весьма определенными приоритетами. Или «чувством цели», по формулировке автора фильма. Но цель эта, увы, не в том, чтобы принести в мир перемены. Все значительно проще: «Деньги, деньги надо делать»…
Фильм «Purpo$e» уже снят и выйдет на экраны к лету. Когда Аптекер писал сценарий, еще не было признаков того, что dot-com-революция захлебывается. Своим фильмом он стремился показать, что компьютерных профессионалов вдохновляла прежде всего мысль о возможности сделать нечто такое, что раньше было невозможно, однако очень во многих случаях основным мотивом становилась в конце концов тривиальная жадность.
А если подобные устремления начинают играть роль фундамента в здании «новой экономики», то ничего нового, кроме разве что фасада, такая экономика уже предложить не может.
Заберите меня обратно
Ныне, как известно, вследствие разного рода причин наблюдается интенсивный отток предпринимателей из Интернет-бизнеса, ринувшихся сюда исключительно в погоне за длинным долларом. В качестве классического примера подобного рода бизнесменов, принадлежащих к самому верхнему эшелону руководителей, можно привести Джозефа Галли (Joseph Galli). Пару лет назад он был одним из президентов Black & Decker, всемирно-известной компании, производящей электроинструменты и прочие подобные аксессуары. Однако громкий шелест купюр в Интернете сорвал его с насиженного места, и в течение 13 месяцев Галли был президентом и главным операционным директором гигантского онлайнового магазина Amazon.com. Когда в веб-торговле появились признаки пробуксовывания, Галли переметнулся на новое направление, в восходящую Интернет-компанию VerticalNet, ориентированную на сектор business-to-business (B2B), гордо заявляя в интервью для прессы: «это - самая лучшая работа в стране». Длилось подобное упоение, правда, совсем недолго, и в январе нынешнего года стало известно, что Джозеф Галли возглавил теперь Newell Rubbermaid, компанию, выпускающую пищевые контейнеры, коляски и всякие стеклянные безделушки. И речи у Галли теперь такие: «Я счастлив сообщить, что ощущаю сейчас волнение от той стабильности, которой не чувствовал на двух своих предыдущих работах»…
И ситуация подобная сегодня скорее типична, нежели необычна. Знаменитая консалтинговая компания Ernst and Young сочла даже необходимым запустить специальный проект под названием «Программа Бумеранг», в рамках которой эксперты-аналитики фирмы отслеживают судьбы своих бывших перспективных сотрудников, в свое время ушедших в Интернет-предприятия, и приглашают их вернуться обратно, если dot-com-бизнес прогорел. В другой известной компании Stephen-Bradford Search, занимающейся подбором руководящих кадров, говорят, что хотя спрос на талантливых менеджеров в Интернет-бизнесе по-прежнему остается высоким, многие из нынешних сотрудников онлайновых компаний обращаются в Stephen-Bradford с единственной просьбой: «Заберите меня отсюда».
Ну, а столь модные совсем недавно аббревиатуры B2B и B2C остряки предпочитают расшифровывать по-новому «back to banks» (обратно в банки) и «back to consulting» (обратно в консультанты).
Киберрабство
Но неужели не осталось на сегодня в Интернете проектов, по-прежнему демонстрирующих явные признаки роста и стабильного процветания? Есть такие проекты. Вот только энтузиазма особого, увы, это ни у кого не вызывает. И многочисленные работники dot-com-фирм, получающие ныне уведомления об увольнении, вряд ли по собственной воле захотят там работать.
Благодаря Интернет-технологиям бум глобализации переживает древнейшая профессия в мире. В странах с либеральными законами публичные дома завели собственные сайты и даже WAP-сервисы, так что клиенты-туристы могут заблаговременно делать предварительные и конкретные заказы. Цифровые камеры и сетевые каналы дают возможность для трансляции пип-шоу в любую точку планеты, так что любители подобных развлечений из Америки или Японии могут виртуально поприсутствовать в койке, находящейся где-нибудь в Таиланде или на Украине. Однако, поскольку проституция незыблемо контролируется организованной преступностью, чрезвычайно прибыльный секс-бизнес нередко оборачивается чудовищными формами человеческого рабства.
С помощью сайтов мафия (на Западе в данном контексте почему-то любят говорить «русская мафия») приглашает девушек из небогатых стран на высокооплачиваемую работу за рубеж, как правило, в качестве танцовщиц или официанток в бары и рестораны. Иногда даже помогают с билетами. Однако, как только доверчивые искательницы удачи прибывают на место, бандиты тут же отбирают у них документы и засовывают в бордель или «виртуальный театр», где заставляют работать без всякой оплаты.
В Интернете практикуются бесчисленные уловки для разворачивания нелегального секс-бизнеса. Например, масса сайтов декларирует, что с помощью электронной почты помогает найти партнеров для брака. Однако, на многих из этих сайтов предлагаемые женщины нередко представлены в чем мать родила, а по характеру объявлений несложно понять, что речь идет о купле-продаже живого товара. Например, не так давно американская полиция занялась сайтом из Майами под названием «Cuba Connections» («Кубинские контакты»). За определенную плату сайт сводит американцев с кубинскими женщинами, «желающими вступить в брак», однако заверяет, что мужчинам совершенно не следует беспокоиться насчет своей внешности, поскольку любой американец «все равно получает во много раз больше среднего кубинца»… По оценкам Министерства юстиции США, за последние несколько лет криминальными структурами в страну было нелегально переправлено от 50 до 100 тыс. женщин и детей. Сейчас законодатели рассматривают вопрос о принятии специального закона, гарантирующего выдачу особых виз тем женщинам, которых обманом заманили в секс-рабство и которые готовы дать показания против своих похитителей. Но наиболее эффективным средством борьбы с Интернет-работорговлей считают тот же самый Интернет. Чем больше будет сайтов, информирующих и предупреждающих людей о всевозможных уловках преступников, тем меньше доверчивых простаков попадут к ним в сети.
Нужно ли выводить мораль из всех этих историй? Никакой Веб и никакие технологии не смогут сами по себе перенести человечество в чистое, светлое и изобильное будущее. И «новая экономика», и Интернет всегда будут отражать состояние сознания людей, как со всеми их ярчайшими достижениями, так и самыми мрачными, непривлекательными сторонами. Каковы мы - такова и Сеть.
[i38130]