Быть может…
АрхивНевозможно не соглашаться с Киром Булычевым в мнении о темноте будущего. И все же гадания столь притягательны для слабого человеческого существа, что нет препятствий, которые отвратили бы его от, казалось бы, бессмысленных тревог...
«… аромат духов, запомнившийся в юности…»
Невозможно не соглашаться с Киром Булычевым в мнении о темноте будущего. И все же гадания столь притягательны для слабого человеческого существа, что нет препятствий, которые отвратили бы его от, казалось бы, бессмысленных тревог. Более того, если бы у людей вовсе не было божественного дара предвидения, то не было бы и нашей цивилизации, покоящейся, что бы там ни говорили о мыслящих тростинках, на воле и целеустремленности. Ведь желания - один из главных мотивов конструирования грядущего. А вот вопрос, как далеко распространяется способность осознания будущего, остается, и скорее всего останется для нас, какие мы есть и пока будем, без ответа.
Тим Байарин (Tim Bajarin), глава Creative Strategies уже пятнадцатый год совершенно бесплатно, как и приличествует маститому аналитику, делится своими видами на год вперед. Прежде всего, он отвечает на вопросы, которые в высшей степени волновали публику в канун Нового года и продолжают волновать: что станется с рынком ПК, буквально коллапсировавшим в четвертом квартале?
По мнению Байарина, ПК не собираются вымирать. Они сейчас пребывают в переходном состоянии, и в 2001 году люди наконец-то поймут, что ПК даже более важны, чем считалось раньше, - они становятся центром единения всей бытовой электроники. По мере того как входные каналы приобретают все большую пропускную способность, ПК берут на себя обязанность доводить видео, трехмерную графику и другие медиа до не столь мощных оконечных штуковинок. Повышение спроса на персоналки с новыми мощными процессорами может прийтись на конец 2001 года, когда почти 35% американцев и немало европейцев обзаведутся высокоскоростными каналами доступа в Интернет.
Подходя с утилитарных позиций, ПК станут серверами в квартирах и домах, предназначенными для хранения объемных универсальных приложений и персональной информации для всей семьи. Доверия к Интернет-хранилищам по-прежнему не возникнет. А значит, не иссякнет спрос на разного рода средства хранения данных - от жестких дисков огромной емкости до перезаписываемых DVD. Постепенно этими устройствами будет комплектоваться каждый ПК.
Клиентами домашнего сервера станут разного рода PDA, Интернет-терминалы, цифровые фотокамеры, Web-телефоны и т. п. Главная роль в возникновении такого рода подвижных сетей отводится технологии Bluetooth.
Спрос на персональные компьютеры в США в первом полугодии останется небольшим, поскольку люди хотят подождать и посмотреть, что будет с экономикой при новом президенте. Байарин прогнозирует, что в текущем году в США будет продано на 13-15 процентов больше персоналок, чем в прошлом. Общемировой рынок ПК расширится за год примерно на 17 процентов.
Продажи системы Windows 2000 в 2001 году наконец-то дойдут до запланированного уровня, что заставит корпорации обновить и расширить парк компьютеров. Что касается новой операционной системы Whistler, то Microsoft решится вывести ее на рынок в третьем квартале.
В деловой среде по-прежнему будет расти интерес к устройствам, комбинирующим PDA и сотовый телефон. Пример тому дают коммуникаторы Kyocera QCP-6035 Palm, которые с начала года бьют рекорды продаж. Очевидно, что продвижению устройств такого типа способствуют дополнительные модули - миниатюрные клавиатуры, микровидеокамеры и т. д. Эти добавки пока далеки от совершенства, но неуклонно к нему стремятся.
Продолжат победное шествие технологии беспроводного подключения к Интернету. В настоящее время на девяти региональных рынках США обеспечивается подключение на скорости 128 кбит/с с помощью радиомодема Ricochet производства компании Metricom. Байарин обещает, что к концу года связь такого рода будет введена в тридцати штатах (зонах охвата). Sprint разворачивает альтернативную Metricom систему беспроводной связи на основе технологии CDMA.
Увы, очевидно, что близится конец эпохи свободного контента в Интернете. Все больше сайтов, оставаясь условно бесплатными (требуя лишь регистрации посетителя), переводят самые ценные и содержательные разделы в модус подписных платных изданий. Это явление особенно заметно на сайтах, предлагающих музыку, книги, кинофильмы. Как оказалось, бизнес-модель, основанная на платных рекламных банерах, так и не смогла себя оправдать. Это станет серьезной проблемой для сайтов типа Yahoo и Excite и, добавлю от себя, для многих российских поставщиков Интернет-контента. Невзирая на явно циклический характер перекачек денег на рекламу они все равно где-то тратятся и усваиваются.
Еще печальнее ожидание того, что постепенно деловые операции в Интернете начнут облагаться налогом - в разных странах по-разному. Уж слишком это лакомый для государственной машины кусочек - то, что движется в сетях. Несмотря на официальный неограниченный мораторий на налогообложение Интернета в США, там уже готова вся юридическая и фискальная база для немедленного контроля и принуждения.
А вот веселый Интернет-журналист Ив Тиран (Yves Thiran) из Брюсселя предвосхищает появление в этом году карманного устройства, которое он называет Creative Compilator - расширенный вариант электронной «музыкальной шкатулки», снабженный микродрайвом на 100 Гбайт и подключаемый через FireWire для закачки контента в музыкальных киосках (или еще где-нибудь). Копирайт, берегись!