Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Биржевая игра

Архив
25.01.2001

Какой информацией необходимо владеть, чтобы спрогнозировать цену на биржевом рынке? Автор комментария 1 к статье «Кризис неизбежен» («КТ» #348), приглашая к разговору о методах прогнозирования фондового рынка, считает, что рынок непредсказуем, и поэтому систематическое получение прибыли на нем невозможно. Обычно случайность определяется неспособностью установить систематические модели или закономерности в динамике биржевых цен.

Теория «случайных событий» применительно к биржевому рынку имеет научное обоснование, опирающееся на расчеты коэффициентов корреляции на большом числе рынков и рыночных портфелей. Опубликована масса научных трудов, математически подтверждающих, что цены не имеют «памяти», а вчерашний день не имеет никакого отношения к завтрашнему. Выражаясь научно, история цены на актив не может быть использована для прогнозов будущего никаким рациональным образом.

Всего существует три подхода к прогнозированию финансовых рынков:

  • фундаментальный анализ;

  • теория случайных событий;

  • технический анализ.

Отбросим теорию случайных событий, как не приносящую финансовых результатов, и покажем, что при мгновенном и равном доступе участников рынка к экономической информации (так называемом эффективном рынке) фундаментальный анализ тоже теряет смысл.

Как только изобретался телеграф, телетайп, компьютер с модемом, они сразу же приходили на биржу. Всегда считалось, что приоритет в знании последних событий дает преимущество в биржевой игре и наоборот: финансист Драйзера не первым узнал о большом пожаре в Чикаго, за что и поплатился своим состоянием. Литературный и кинематографический стереотип удачливого биржевика - человек, моментально узнающий все новости, слухи, планы компаний и использующий эту информацию для игры. С развитием информационных технологий, когда любая биржевая информация стала доступна всем практически моментально, этот стереотип устарел. Даже по отношению к игроку, на биржевом сленге именуемому инсайдером. Инсайдер - владелец информации из первых рук, недоступной основной массе игроков. Хотя у него и имеется возможность узнавать о событиях первым, он не всегда оказывается в выигрыше. Бытует мнение о возможности систематического обыгрывания рынка лишь с помощью инсайда (см. комментарий к статье «Кризис неизбежен», «КТ» #348). Опыт показывает, что степень влияния даже значительной информации на цену и направление ее изменения можно определить далеко не всегда, поэтому даже при таком подходе возможны ошибки. К тому же для систематического использования инсайда необходимо содержать собственную разведслужбу или быть на короткой ноге с сильными мира сего.

Человек, постоянно и с выгодой пользующийся закрытой информацией, сейчас скорее исключение, чем правило. Например, Джордж Сорос использует свою благотворительную деятельность так, чтобы быть в контакте с истеблишментом интересующих его стран и получать недоступную широкому кругу биржевиков (по биржевому, «толпе») информацию. Но и он не застрахован от ошибок (пресловутая сделка со «Связьинвестом»).

Когда информация распространяется в считанные секунды и моментально отражается на ценах, для члена толпы биржевая игра превращается в «Брейн-ринг». Получив информацию вы должны не только правильно ее интерпретировать, но и успеть раньше других сделать заявку. Сейчас невероятной кажется ситуация начала XX века, когда владелец телеграфного аппарата получал фору в несколько дней по сравнению с рядовым инвестором, узнающим новости из газет. Cегодня инсайд - удел крупного капитала.

А что же делать обычному игроку, не вхожему на биржу, за версту не подпускаемому к удаленке, да к тому же не инсайдеру? Как быть массе участников биржевых рынков, отдающих приказы своему брокеру по телефону или через Интернет? Выход один - игнорировать общедоступную информацию и пользоваться техническим анализом (ТА). Я утверждаю, что ТА остается единственным результативным способом прогнозирования изменения цен. Результативность означает способность систематически получать прибыль выше среднерыночной при наименьших колебаниях кривой накопления прибыли. Существует великое множество паевых и пенсионных инвестиционных фондов, и большинство из них руководствуется современным ТА при принятии инвестиционных решений 2.

Хотя сегодня ТА немыслим без компьютера, это не изобретение последних десятилетий. ТА существует уже более трехсот лет: «японские свечи» (japan candlesticks) использовались еще в XVI веке для прогнозирования цен. Свечи без существенных изменений дожили до наших дней - только вместо визуального анализа графиков сейчас чаще используется компьютерная обработка.

ТА, как на трех китах, базируется на трех постулатах:

  1. Рынок учитывает все.

  2. Движение цен подчинено тенденциям.

  3. История повторяется.

Первый постулат - краеугольный камень ТА. Технический аналитик полагает, что цена на бирже формируется в процессе голосования бесчисленного множества игроков («быков»-покупателей, рассчитывающих на повышение, и «медведей»-продавцов, полагающих, что цены будут падать). В этом голосовании, как на выборах, через механизм усреднения всех обстоятельств учитываются все причины: экономические, политические, психологические - любые. Если вы окажетесь на бирже и спросите «быка», почему тот покупает, он убедительно изложит свои резоны. А после ответа «медведя», почему тот продает, вы, возможно, тут же захотите продать все, что у вас есть. На бирже сколько людей, столько и мнений.

Но доверять можно лишь себе и цене. Цена - единственный объективный фактор, отражающий все мнения. Исключение - манипуляция ценой (договорные сделки или выставление крупных лотов по ценам ниже или выше рыночной с целью ввести рынок в заблуждение). Однако на ликвидном биржевом рынке фиктивные сделки труднореализуемы, а реальные влияют на цену и поэтому манипуляцией не являются. Да и текущий уровень цены влияет на цену в будущем: игроки часто устанавливают стоп-лоссы (stop loss) - приказы брокеру о выходе из игры при определенном убытке, и тэйк-профиты (take profit) - приказы, ограничивающие прибыль.

На бирже толпа покупает, потому что цены растут, а цены растут, потому что толпа покупает. То же самое можно сказать и о продаже… Дж. Сорос эти процессы назвал самоподдерживающимися. Сегодня, когда более 90% биржевых сделок осуществляются с целью перепродажи, этот процесс может зайти так далеко, что цена отклонится от «фундаментальной» в десятки раз.

Лишь 5-7% биржевого капитала уходит на покупку чего-нибудь нужного, поэтому наиболее сильно самоподдерживающийся процесс выражен при падении цен. Действует принцип Дяди Федора из мультфильма: для того, чтобы продать что-нибудь ненужное, сначала нужно купить что-нибудь ненужное. Теория рефлексивности Сороса утверждает, что у цены нет устойчивого значения (когда спрос равен предложению), так как динамика цены на биржевой товар сама во многом диктует спрос и предложение.

Невозможно отследить все факторы, влияющие на цену, но возможно отслеживать динамику цен. Анализируя ценовой график и множество других индикаторов, рассчитываемых на базе предыдущих цен и объемов торговли, технический аналитик («технарь») добивается того, что рынок сам указывает ему направление своего развития. А формализация закономерностей поведения цены и других индикаторов позволяет автоматизировать принятие решений (приказ брокеру дает компьютер). Технарь знает, что по каким-то причинам рынок идет вверх или вниз. Но знание этих причин даже вредит его прогнозам - при принятии решения могут возобладать эмоции, а не трезвый расчет.

Во втором постулате вводится понятие тенденции или тренда (trend) - направленного движения цены. Полагается, что все, что происходит на рынке, подчиняется той или иной тенденции. Даже Сорос, не являющийся сторонником ТА, не отрицает этот постулат. Более того, он считает, что основной тренд оказывает влияние на биржевые котировки, невзирая на то, осознан ли он игроками, а все остальное (события, прогнозы, советы аналитиков) лишь интерпретации. По моим наблюдениям, рынок утрирует все события, соответствующие основному тренду, и не замечает событий, противоречащих ему. Технический аналитик полагает, что существующий тренд скорее сохранится, чем изменится 3. Точно так же, как и мы, прежде, чем перейти дорогу, видя едущий автомобиль, считаем, что он с большей вероятностью продолжит свое движение, чем остановится или поедет обратно.

продолжение следует

[i37948]

Врезка 1: Верую, значит существую


1 (обратно к тексту) - Автор комментария это я. - М.Б-З.
2 (обратно к тексту) - Справка: портфель акций, тупо сформированный по списку S&P-500 (портфель, сбалансированный по отраслям экономики), практически каждый год обыгрывает в доходности как минимум половину инвестиционных фондов, битком набитых аналитиками. - М. Б-З.
3 (обратно к тексту) - К сожалению, «стабильность тренда» не удается выявить никакими математическими методами - М.Б-З.

Пока статья Анатолия Воронина лежала в редакционном портфеле (а попросту говоря, дорабатывалась), основной темой ее обсуждения с автором было следующее: чем являются выдвигаемые им постулаты «технического анализа» - аксиомами, принимаемыми на веру, или теоремами, которые можно доказать. Противопоставление очевидно: если автор верит в эффективность постулатов ТА, то лучше так и писать - точно не знаю, но верю. Пишущим и практикующим приверженцам ТА пока везло выигрывать, и это, вероятно, и стало «логическим» обоснованием веры. На этом месте обычно следует возражение, что, коли какая-то методика дает выигрыш, значит, она верна. На это г-н Дракон просил передать, что те, кому не повезло выигрывать, обычно, разочарованные, статей не пишут и просто уходят с рынка - без славы и без денег. Оставшиеся о них не вспоминают, и в выборке «успешных историй» их, неудачников (помните известный анекдот?), не учитывают. Забавно, что основной постулат технических аналитиков «рынок учитывает все» (и наиболее достоверный, кстати) почему-то имеет избирательное действие: их подходу триста лет, он общеизвестен, а рынок, «учитывая все», упорно не учитывает именно ТА!

Если же технический анализ не предмет веры, а теория, то как минимум нужны доказательства обоснованности постулатов ТА. Это, кстати, только полдела. Строго говоря, еще требуется формализовать используемые ТА методики. Тогда они и получат право именоваться методиками, а до тех пор, извините, они не более чем техники - подобно техникам в оккультных науках. В публикуемой статье, при всем моем уважении к искренности автора, никаких доказательств нет.

Я не хочу сказать, что постулаты ТА неверные, хотя и общие соображения, и математика, а также история фондового рынка и его классических заблуждений подсказывает нам, что ТА не наука и даже не искусство. ТА сродни астрологии. И то и другое имеет своих преданных и убежденных поклонников, и там и там аргументация, выглядя логичной, на деле оказывается апелляцией к чьим-то успешным опытам (сбывшимся предсказаниям или выигрышам).

Сходите на ипподром или к букмекерам, господа, и посмотрите на играющих там людей. Похоже на биржевую «толпу»? Те же глаза, та же вера в единственную правильность своего метода. Причем хорошо одетых людей (даже просто прилично одетых) там очень немного. И на самый крайний случай проигрыша есть последний аргумент: расчет был правильным, но просто не все учли! (астрологический аналог: был неполным анализ - не учли вход Меркурия в Деву).

И тем не менее, статью мы публикуем. Поясню: сообщество биржевых игроков, для которых игра не профессия, а хобби, - это огромный и непоколебимый никаким развитием науки культурный слой, современная реализация вечной человеческой склонности к игре и к построению собственных «правильных» интерпретаций, моделей мира. Современная версия верований тем и современна, что принадлежать к ним в просвещенные времена бывшим «физикам» и «математикам» не зазорно, а наоборот, скорее, почетно и уважаемо. В этом смысле прогнозирование финансовых рынков в части имиджа, пожалуй, даже обыгрывает классическую астрологию.

Так вот, весь этот культурный пласт, представленный нам не внешним исследователем, а носителем субкультуры, на мой взгляд, чрезвычайно полезен и поучителен для любознательной публики. Как урок и напоминание, что не все то, что убедительно и с верой объясняется, истинно, - классическую методику построения «убедительных доказательств» статья демонстрирует превосходно!

Кроме того, если десятки и сотни тысяч людей по всему миру три сотни лет занимаются техническим анализом фондового рынка, это интересно как культурный феномен. А на вопрос, задаваемый автором статьи, а что же «делать обычному игроку, не вхожему на биржу, да к тому же не инсайдеру», я бы дал такой ответ: думать.

Михаил Брауде-Золотарев
mb@computerra.ru

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.