Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Генетическая инженерия большевистской эпохи

Архив
автор : Михаил Ваннах   25.01.2001

Сегодня, на рубеже столетий, генинженерия, комплекс связанных с нею научных, технологических, социальных и моральных проблем рассматриваются нами как порождение последних лет, ну максимум десятилетия-двух.

Сегодня, на рубеже столетий, генинженерия, комплекс связанных с нею научных, технологических, социальных и моральных проблем рассматриваются нами как порождение последних лет, ну максимум десятилетия-двух. Однако новое, как правило, есть хорошо забытое старое, а в истории нашей страны попытки изменять наследственность не просто высших млекопитающих, но даже и самого человека, насчитывают многие десятилетия и восходят почти к предыдущему вековому рубежу.

Не знаю, многим ли из молодых читателей «Компьютерры» известен сюжет «Головы профессора Доуэля» довоенного советского фантаста А. Беляева? Так вот, среди медиков и биологов в восьмидесятые годы ходили упорные слухи, что живые головы, функционирующие отдельно от тел, это не выдумка, а отражение реальных экспериментов, проводившихся сначала во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ), а потом, или параллельно, в медицинском управлении ОГПУ/НКВД.

Проверить, так ли это или нет, тогда не представлялось возможным. Большинство сотрудников ВИЭМа были репрессированы в 1930-е годы, а вместе с ними сгинула и документация. Сведения же из архивов медуправлений секретных служб за краткий период конца 1991-го начала 1992 годов, когда такие архивы были временно рассекречены, в открытую печать не просочились. Но кое-что забавное о работе советских биологов той романтической эпохи индустриализации и ГУЛАГа рассказать все же можно.

Кончается эта история, как и подобает, некрологом. Подписан он не кем-нибудь, а самим великим физиологом Иваном Павловым. Опубликован в сдвоенном, 5-6-м номере журнала «Природа» за 1933 год. Речь в некрологе идет о выдающемся биологе, Илье Ивановиче Иванове. Какие же работы вел этот славный специалист? Когда знакомишься с этим, берет оторопь…

Оказывается, с 1900 года на средства, выделенные еще императорским правительством, профессор И. Иванов занимался вполне достойным делом - изучал новейшие методы искусственного осеменения и видовой гибридизации млекопитающих. С использованием этих методов восстанавливалось поголовье зубров в Беловежской пуще, заселялась гибридизированными антилопами территория Аскании-Новы… Но успешное развитие методов искусственного осеменения, позволяющих резко повысить вероятность зачатия при межвидовом скрещивании, натолкнули И. Иванова на мысли о более забавных занятиях. 18 сентября 1924 года профессор Иванов направляет народному комиссару просвещения А. В. Луначарскому докладную записку, в которой предлагает ни больше ни меньше как провести опыты по скрещиванию человекообразных обезьян и человека. Предлагалось «…в интересах русской науки и пропаганды естественноисторического мировоззрения в массах» выделить на эти эксперименты 15 тысяч тогдашних, куда более полноценных, чем нынешние, долларов.

Работы по получению гибридов между человеком и представителями различных видов антропоидов предполагалось вести на станции Пастеровского института в Киндии, Французская Гвинея.

Председатель комиссии по зарубежным закупкам Наркомпроса Новиков сопроводил записку Иванова положительным заключением, исходя из того, «…что такой исключительной важности материалистическая проблема, как происхождение человека, и научно-материалистическая (антирелигиозная) пропаганда, связывающаяся неразрывно с этим экспериментом, должны были бы быть поставлены и развиты в нашем Союзе».

Дальше бумаги Иванова попадают в Государственный Ученый Совет, и начинается самая потеха. На западное Рождество 1924 года по поводу «Докладной записки профессора Иванова об искусственном скрещивании человека и обезьяны» докладывает О. Ю. Шмидт, известный впоследствии как сидением на льдине, так и местночтимой планетарно-космогонической гипотезой. Как всякое уважающее себя заседание, Государственный Ученый Совет создает по этому поводу особую комиссию. В конце концов за предложениями профессора Иванова «…признали исключительно большой интерес». На эти опыты были выделены деньги. Бумаги поступают в АН СССР и…

«Академия наук СССР. Отделение физико-математических наук (sic!!!). XIII заседание, 30 сентября 1925 года. <…>»

В присутствии таких звезд науки, как академики Карпинский, Стеклов, Ферсман, Павлов, Иоффе было «…положено поддержать идею необходимости работ профессора Иванова, признав за ней большое научное значение, о чем довести о сведении Управления делами Совнаркома…»

Короче говоря, в марте 1927 года профессор Иванов прибыл в Конакри и при любезной помощи французского губернатора доктора Пуаре отправился дальше. Его похождения, изложенные в отчете Академии наук, достойны даже не целомудренных Жаколио и Буссенара, а скорее Берроуза. Путешествовали по джунглям в гамаках, которые на бамбуковых палках несли «туземцы». Изучали обстоятельства изнасилования черных женщин самцами горилл. С интересом искали возможное потомство. Ловили шимпанзе сетями, специально сделанными в Париже. Ставили опыты по осеменению самок-шимпанзе «черными». Ввиду того, что женщины-туземки по несознательности отказывались оплодотворяться от самцов-шимпанзе, выписывали из Габона пигмеек, которые, видимо, были более сознательными… Опыты, правда, полной удачей не завершились. У «туземок» не родилось ничего, а забеременевшие самки-шимпанзе, перевозимые на пароходе в Сухуми, не вынесли тягот и лишений морского пути и издохли…

Когда мне лет пятнадцать назад историки науки рассказали эту байку, я было не поверил. Потом предположил, что вирус СПИД может быть обязан своей популярности таким генинженерным забавам. Но потом, в разгар перестройки, обнаружил, что эта история имела неожиданную и типично российскую развязку.

В 1991 году в №№7-10 журнала «Искусство кино» Григорий Файман опубликовал документы, согласно которым профессор Иванов был все же умней, чем представляется из вышеизложенного. Оказывается, опомнившись, сотрудники АН СССР пытались остановить его опыты. Но профессор не унимался, пока не потратил всю валюту. Обезьяны же, коих он «осеменял», сдохли при перевозке. Выводы делайте сами!

Какую же мораль можно извлечь из этой истории?

Ну, во-первых, то, что каждому веку свойственно переоценивать свои технические возможности. Некоторое, хоть и значительное, повышение вероятности искусственного зачатия при межвидовом скрещивании казалось достаточным для получения невиданных гибридов. Не заблуждаются ли современные генинженеры, надеясь получить в своих пробирках и ультрацентрифугах подлинно новую жизнь?

Во-вторых, иногда даже крупные ученые совершают поступки и принимают решения, которые кажутся по меньшей мере странными даже с точки зрения здравого смысла. Это неизбежная плата за специфику объективного научного поиска, за процесс формирования и смены парадигм.

В-третьих, нет и не было никаких НАУЧНЫХ оснований для морали. Наука к ней индифферентна, и относительность научного знания неизбежно породит моральный релятивизм. Проф. Иванов ведь совершенно не стыдясь писал о своих опытах над «черными»…

[i37924]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.