Переполох в стране чудес
АрхивГод назад накануне Рождества и других радостных праздников я рассказывал о достижениях и планах известной империи игрушек LEGO. Вот и сейчас время для подобной темы - самое подходящее.
Год назад накануне Рождества и других радостных праздников я рассказывал о достижениях и планах известной империи игрушек LEGO. Вот и сейчас время для подобной темы - самое подходящее. Оказывается, прошлый год выявил знаменательную тенденцию, которую без устали обсуждают на страницах «Time», «Red Herring», «Wired» и даже «BusinessWeek» и «The Economist».
Первым символом новой жизни индустрии игрушек для меня лично стал показ на ганноверской весенней «CeBIT ’2000» японского электронного щенка Aibo. До сих пор вспоминаю, как я тщетно пытался пробиться к стенду Sony, «вырастившей» столь необычное существо. (Впрочем, аналитики, копающие более глубоко, утверждают, что начало новой породе положил еще в 1997 году наделавший много шума цыпленок Tamagotchi.)
Ну а после Aibo пошло и поехало! Вот, стараясь привлечь внимание, таращит глаза и виляет хвостом неугомонная английская собачка Teksta. Если ее никто не замечает, она сама ищет, с кем поиграть, а не найдя того, кто почесал бы ей за ушком или нажал нос-кнопку, жалобно скулит - точно как щенок. Еще забавнее ведут себя представители других пород: Cyber-Dog, Dog.E, i.k.9, I-Dog, Poo-Chi, T-dog и множество других.
Если правы аналитики, прошедшее Рождество положило начало самой настоящей революции, и вскоре склады и полки магазинов игрушек наводнят роботизированные животные и куклы. Спрос на них гигантский, а цены становятся вполне приемлемыми. Первые экземпляры Aibo стоили 2500 долларов. Нынешние песики, возможно, не столь интеллектуальные и амбициозные, как японский чемпион, вполне доступны людям среднего достатка: розничная цена собачки Poo-Chi - 35 долларов, столько же стоит ее собрат Cyber-Dog, а новинка Teksta - 57 долларов.
Кроме собачек, в магазины стройными рядами маршируют плюшевые мишки с передничками, на которых вышиты пуговки-кнопочки. Нажимая на них, можно управлять мишкой или общаться с ним. «Каждый ребенок ждет от игрушки чего-то большего, нежели просто ее наличия», - считает Каррик Джеймс, основатель аналитического агентства Carrick James Market Research, специализирующегося на рынке товаров для детей. Джеймсу вторит Шошана Джиллис (Shoshana Gilles), пресс-секретарь известного лондонского универмага Harrods: по ее мнению, прорыв в мир интерактивных игрушек (не игр! - они-то давно интерактивны) состоялся как раз вовремя - к наступившему Рождеству!
В то время как объем всего европейского рынка игрушек (20 млрд. долларов) остается в последние годы практически неизменным, доля высокотехнологичных игрушек с нуля в 1997 году выросла к настоящему времени до 3%, а в 2001-м составит не менее 5%. Конечно, цифры не слишком впечатляющие, но, с другой стороны, ведь брошен вызов гигантской индустрии - этим лошадкам, слоникам, кубикам, куколкам, солдатикам, машинкам, лодочкам, самолетикам и пр., и пр. По данным Copenhagen Institute for Future Studies, за пять последних лет в странах Скандинавии продажи игрушек традиционных (консервативных) типов сократились на 15-25%. Исследование, недавно проведенное Walt Disney Italy, показало, что 53% итальянских детей в возрасте от 5 до 13 лет имеют электронные игрушки - по сравнению с 35% всего год назад.
Эта тенденция заставила производителей игрушек ринуться в новейшие технологии, дабы осовременить свои изделия. Старший вице-президент LEGO Мэдс Ниппер (Mads Nipper) уверен, что через пару лет те традиционные игрушки, которым удастся выжить, будут в буквальном смысле «вести себя» непривычным для нас образом - обретя способности к общению.
Чтобы пользоваться успехом, игрушка, считают эксперты, должна обладать одним из трех свойств:
-
быть основой для коллекций (например, моделей машинок);
-
быть связанной с «великой историей» (например, с эпохой динозавров или с космическими войнами);
-
быть основанной на самой передовой технологии (напомню, это то, что сделал Давид Ян, запустив Cybiko).
С долей иронии специалисты отмечают, что в сезоны массового спроса, например, к Рождеству, отличным свойством игрушки становится ее дефицитность. Отцы и матери из Европы накануне последнего Рождества второпях заказывали PlayStation последней версии в американских магазинах - в Европе приставок на всех не хватило.
В связи с вышеизложенным возникла естественная, но все же странно звучащая проблема: для индустрии игрушек не хватает процессоров! Производителей чипов, ориентированных на «более серьезные» отрасли индустрии, застал врасплох ливень заказов от игрушечных дел мастеров. Ситуацию усугубило стремительное расширение сектора бытовых телекоммуникаций, с их мобильной связью, Интернетом и пр. А вообще, по словам Ника Остина (Nick Austin), главы компании Vivid Imaginations, граница между секторами бытовой электроники и игрушек все более размывается.
Что касается LEGO, к своему знаменитому набору из 717 деталей Robotics Invention System компания выпустила очередное дополнение - Vision Command (миниатюрная видеокамера, делающая роботов LEGO зрячими). Знаменательно, что на коробках с конструктором написано: «для детей от 12 лет». Кое-кто не без ехидства спрашивает: а как насчет «до 40 лет»?
Минусом роботехнических конструкторов LEGO остается их высокая цена. Базовый набор вместе с Vision Command тянет на 300 долларов, и компания сейчас формирует новую маркетинговую стратегию. Раньше наборы LEGO представляли собой простые механические конструкторы, теперь же это наборы для сборки технических устройств, сравнимых по сложности с персональными компьютерами или консолями PlayStation. Так что выкладывайте денежки, подешевеют робоконструкторы не скоро!
Тем не менее LEGO по-прежнему остается лидером. Другим фирмам куда труднее. В середине прошлого года японская Nikko купила французское предприятие, последнего потомка славного изготовителя игрушек-конструкторов Meccano, имевшего почти столетнюю историю и потерпевшего финансовый крах в последние годы ушедшего века. Планируется, что в 2002 году Meccano начнет выпускать конструкторы, в составе которых будут процессоры и даже целые электронные системы.
С недавних пор долларов за сорок можно приобрести Interactive E.T., куклу того самого E.T. из фильма двадцатилетней давности, трогательного маленького инопланетянина со светящимися сердцем и пальчиками. Кукла произносит четыреста слов, помнит тысячу фраз, разговаривает с себе подобными E.T. Она может поболтать со своим маленьким хозяином, а если тот захочет - даже рассказать сказку, пошутить, поспорить. А мама и папа пока немного отдохнут… до покупки следующей игрушки.
P. S. Проведенное мною мини-расследование на предмет текущих цен на Robotics Invention System дало следующие результаты. На сайтах Amazon и eToys наборы стоили 200 долларов, но в наличии их не было! В универмаге «Новоарбатский» - 8880 рублей, на другой стороне проспекта, в «Доме книги», - 10250 рублей, в «Доме игрушки» на Якиманке - 13350 рублей. Очевидно, комментарии излишни.
[i37814]