Новости
АрхивY2K+1
В конце 2000 года предупреждения о том, что так называемая ошибка-2000 отнюдь не канула в прошлое, как правило, воспринимались с юмором: шутка эта, по здравом размышлении, представлялась технически необоснованной. Однако казалось так только до наступления первого предновогоднего утра. В воскресенье 31 декабря почти три десятка локомотивов норвежской государственной железной дороги не смогли выехать из депо: их бортовые компьютеры не сумели корректно обработать дату 31.12.2000. Больше года назад машины были проверены на наличие проблемы Y2K, но никому и в голову не пришло, что неполадки могут возникнуть в конце 2000 года. К чести обслуживающего персонала, временное решение было найдено быстро: электронные часы перевели на месяц назад, после чего техника заработала.
Норвежцы оказались не единственными пострадавшими. Банкоматы американской компании 7-Eleven, перепутали 2001 год с 1901-м и отказались работать (кстати, на решение проблемы Y2K фирмой было потрачено 8,8 млн. долларов и проведено более 10 тыс. тестов). Аналогичные глюки вызвали временную остановку британской системы электронных торгов между газовыми компаниями OCM и заставили компьютеры в судах штата Орегон, США, разослать трем тысячам присяжных приглашения явиться на судебные разбирательства в новом, 1901 году.
Что-то будет на следующий Новый год? - Е.З.
Кто убил Билла Гейтса?
Во время выхода в свет, приуроченного к очередному крупному благотворительному пожертвованию, Билл Гейтс был убит. В поднявшейся суматохе киллер попытался ретироваться, но был застрелен полицейскими. Полиция ищет заказчиков преступления. Независимое расследование проводит общественная организация «Граждане за правду». Всех интересует одно: кто же убил Билла Гейтса?..
Именно так начинается новый фильм режиссера Брайана Флеминга (Brian Flemming) «Парк Мак-Артура» (MacArthur Park). Создатели фильма, по их словам, ничего против Билла Гейтса не имеют - они просто попытались спроецировать убийство Джона Ф. Кеннеди на наши дни, и наиболее подходящей по общественной значимости фигурой им показался Уильям Гейтс III. Сам Гейтс, кажется, остался польщен таким сравнением, во всяком случае, протестов со стороны Microsoft пока не поступало.
Одна из компаний, работающих над фильмом, - Haxan Films - участвовала и в нашумевшем проекте «Ведьма из Блэр». «Парк Мак-Артура», как и первая серия «Ведьмы из Блэр», снят в псевдодокументальной манере: так что неискушенный зритель может остаться в полной уверенности, что ему показывают реальные события. К тому же на сайте, посвященном картине (www.macarthurpark.com), нет ни одного упоминания о вымышленном характере сюжета.
Впрочем, от проекта «Ведьма из Блэр» «Парк Мак-Артура» отличается тем, что Интернет использован не для рассказа о предыстории событий, а для того, чтобы зрители могли обсудить друг с другом версии убийства Гейтса. Для этого даже создан сайт с кровожадным названием «Bill Gates is Dead». Фильм, как можно догадаться, ответа на вопрос, кому потребовалось убить Гейтса, не дает. - В.Г.
Е-вангелизация
Если житель Филиппин наберет в браузере веб-адрес журнала «Playboy», то с большой долей вероятности вместо картинок известного сорта на экране появится сообщение: «Хвала Господу, Вам не удалось попасть в это дурное место. CBCPNet рекомендует Вам посещать более полезные сайты. Благослови Вас Господь».
Интернет-провайдер CBCPNet является одним из крупнейших и влиятельнейших веб-предприятий на Филиппинах. А аббревиатура CBCP обозначает Ассоциацию католических епископов Филиппин (Catholic Bishops Conference of the Philippines). Церковь издавна считается серьезной политической силой в этом государстве, причем Филиппины - пожалуй единственная страна в Азии, где население по преимуществу придерживается католического вероисповедания. В последние годы влияние церкви стало еще сильнее, поскольку она взялась протянуть Интернет во все регионы этого весьма небогатого государства. Благодаря церкви сетевые терминалы со спутниковыми тарелками стали появляться даже в самых захолустных деревнях, никогда не имевших и телефонной связи. Церковь считает, что таким образом не только изменит жизнь беднейших слоев населения к лучшему, но и получит дополнительные возможности для распространения своего учения.
Епископы в CBCP остроумно назвали этот процесс Е-вангелизацией. В конечном счете CBCPNet намерена охватить Интернетом все епархии, включая каждый приход и каждую приходскую школу в стране. Совместно с частными компаниями в городах создаются также Интернет-кафе ориентированные на бедную часть городского населения. Поскольку CBCPNet является некоммерческим предприятием, цены здесь существенно (примерно на треть) ниже, чем у коммерческих провайдеров.
При этом церковь старается донести до паствы свою собственную версию Интернета - очищенного по возможности от насилия, азартных игр и порнографии. В CBCPNet используются специальные программы-мониторы и фильтрующее программное обеспечение для блокирования доступа к «нехорошим» сайтам. Поскольку католическая церковь всегда отличалась прагматизмом, провайдер не берется полностью искоренить сетевые пороки, но стремится сделать все, что в его силах. Правда, картинки в «Плейбое» почему-то считаются здесь гораздо большим злом, чем игры с насилием. - Б.К.
Все святые хороши - выбирай на вкус!
Бразилия - «сверхдержава третьего тысячелетия», как иногда именуют ее политологи, - слывет страной, где удалось наиболее гармонично решить проблему межрасовых различий. Возможно, именно поэтому здесь и появился веб-портал asreligioes.com.br, ставший первым крупным самостоятельным ресурсом, целиком посвященным почти сотне религий мира. Если быть точным, то бразильская компания Globo создала портал, предлагающий пользователям информацию о 95 различных религиях планеты, комплекс религиозных сервисов и, конечно же, онлайновый магазин, торгующий соответствующей атрибутикой.
Устроители сайта постарались дать как можно более полное представление о каждой религии, начиная от разъяснения базовых положений ее доктрины и заканчивая трансляцией в реальном времени массовых служб, культовых мероприятий и прочих важных для адептов событий. По словам Амаури Мелло (Amauri Mello), отвечающего за контент директора Globo.com, их портал - «это инструмент для создания в Интернете уникального религиозного сообщества».
В ближайшее время посетители сайта смогут отправить «послания веры» в святые места планеты, например, к Стене плача в Иерусалиме или на алтарь Базилики Девы Гваделупской в Мехико, или заказать, чтобы от их имени поставили свечку в церкви Рождества Христова в Вифлееме. Услуги будут осуществляться в течение 48 часов с предоставлением заказчику цифровой фотографии его свечки или доставленного в святое место послания. Цена подобного сервиса, правда, пока не определена.
На новом сайте весьма широко представлены христианство и ислам, иудаизм и буддизм, индуизм и афро-бразильские религии, разнообразные спиритические и эзотерические культы. Пока весь контент на португальском языке, однако в ближайшее время будут добавлены испано- и англоязычная версии сайта. - Б.К.
Вирус от бедных, но для честных
Антивирусным компаниям приходится ежегодно создавать антидоты для многих тысяч компьютерных вирусов. При этом регулярно рождаются и многочисленные розыгрыши: послания, требующие как можно скорее разослать предупреждение о новой якобы весьма опасной заразе. Весьма часто напуганные пользователи именно так и делают, невольно способствуя распространению ложных слухов.
По этой причине многие антивирусные фирмы ведут на своих сайтах специальные страницы, посвященные регистрации и описанию всех известных вирусов-розыгрышей (например, www.symantec.com/avcenter/hoax.html). В подавляющем большинстве все эти «утки» крайне похожи друг на друга, но иногда встречаются и довольно забавные экземпляры. Например, не так давно в списке компании Symantec появился так называемый «Уцененный вирус», известный также под именем «Вирус для честных».
Тем, кто повстречался с этим экземпляром, по электронной почте приходил текст примерно следующего содержания: «Только что данный компьютер был инфицирован Уцененным вирусом. По причине бюджетных сокращений мы были вынуждены распустить штат наших программистов. Поэтому мы рассчитываем, что вы поступите так, как требуют в подобных ситуациях правила чести. Пожалуйста, сотрите сами все файлы на вашем жестком диске, а затем разошлите данное послание по первым пятидесяти записям в вашей адресной книге». - Б.К.
Ленин или Распутин?
В Южной Америке разыгрывается очередная криминально-драматическая история с весьма эффектными эпизодами в духе фильмов о Джеймсе Бонде и неожиданными реминисценциями в историю российского государства.
Власти Перу прибегли к помощи Интернета в надежде изловить бывшего главного шпиона этой страны Владимиро Монтесиноса (Vladimiro Montesinos), на протяжении многих лет являвшегося правой рукой президента Альберто Фуджимори (Alberto Fujimori) и главой национальной разведывательной службы.
На сайте перуанского Министерства внутренних дел www.mininter.gob.pe заведен специальный раздел «Most wanted», посвященный Монтесиносу. Здесь вывешены не только фотографии разыскиваемого в разных ракурсах и обличьях, но и приведен обширный послужной и криминальный перечень деяний человека, питающего слабость к инкрустированным бриллиантами часикам и соорудившего в ванной комнате собственного дома специальный потайной ход с туннелем на случай необходимости побега.
Сейчас Монтесинос находится в международном розыске по обвинению в самых разных преступлениях - от руководства эскадронами смерти до отмывания денег, полученных от торговли оружием и наркотиками. Обвинения Монтесиноса в коррупции достигли кульминации в сентябре прошлого года одновременно со смещением Альберто Фуджимори, бывшего президентом Перу последние десять лет. Когда разразился политический кризис, президент на всякий случай улетел «на историческую родину» в Японию. Лишившись прикрытия, Монтесинос сбежал в Панаму, однако местные власти отказали ему в политическом убежище, и Монтесиносу пришлось вернуться в Перу, где он сразу перешел на нелегальное положение.
Имеется в этой истории и еще ряд любопытных моментов. Полное имя находящегося в бегах политика, адвоката по образованию, - Владимиро Ленин Монтесинос Торрес. Однако в Перу за ним уже давно закрепилась кличка «Распутин» - благодаря тому мощнейшему и сомнительному влиянию, которое он оказывал на высшую власть страны. А казалось бы, южное полушарие, антиподы… - Б.К.
Береги сайт смолоду
Кто может лучше всего защитить дом от воров? Конечно же, вор. Руководствуясь этим постулатом, индийские власти организовали при Национальном киберполицейском комитете группу советников, состоящую из девятнадцати хакеров, самому старшему из которых девятнадцать, а младшему - всего четырнадцать лет.
Чиновники считают, что молодость новоиспеченных советников не помеха делу: недостаток образования с лихвой компенсируется любознательностью и энергией. Председатель Национальной ассоциации производителей программного обеспечения Деванг Мехта (Dewang Mehta) от своих юных коллег в восторге. «Они сказали, что на взлом сайта Министерства обороны потребуется не более пяти минут», - поделился он с прессой. Не совсем понятно, что подразумевается под взломом и чем подкреплены подобные заявления, но идея привлечения молодых-да-ранних хороша уже тем, что по крайней мере девятнадцать потенциальных кибервзломщиков будут заниматься общественно полезным делом.
Для Индии, принявшей в прошлом году законы об Интернет-преступлениях и электронной коммерции, безопасность в Сети является одной из важнейших составляющих экономической политики, однако большинство стражей закона с компьютерами, мягко говоря, на вы. Сформированная группа призвана, помимо прочего, обучать не слишком сведущих в компьютерных технологиях полицейских. Кроме того, молодые люди помогут администраторам правительственных сайтов повысить безопасность сетевых ресурсов. - В.Г.
Луна и телефон
Полнолуния, как известно, оказывают на людей заметное и пока не объясненное наукой воздействие: от учащения случаев лунатического поведения по ночам и повышения интенсивности роста волос на теле до необъяснимого душевного смятения. Помните, как в «Мастере и Маргарите»: «Боги, боги! - начнет шептать Иван Николаевич, прячась за решеткой и не сводя разгорающихся глаз с таинственного неизвестного, - вот еще одна жертва луны…»
Теперь же благодаря последним изысканиям компании British Telecom установлена связь полнолуний еще и с частотой пользования мобильными телефонами. Британские ученые занимались поиском закономерностей в пиковых нагрузках на сотовую сеть, для чего тщательно фиксировали все особенности в пользовании телефоном у двух тысяч добровольцев. Среди обнаруженных закономерностей наиболее отчетливо обозначился 29-дневный цикл: в большинстве участвовавших в исследовании семей чаще говорили по мобильнику (и подключались к Интернету) в течение семи дней, предшествующих полнолунию.
Хотя полученные результаты убедительно доказали связь между активностью абонентов и фазами Луны, ученые-материалисты поспешили отмежеваться от каких бы то ни было намеков на «мистику», сделав осторожное заявление, что это может быть «чистым совпадением». Однако, подчеркивают они, независимо от причин феномена British Telecom непременно использует выявленные закономерности для более эффективного обслуживания абонентов.
А вот Рой Жиллет (Roy Gillett), президент Астрологической ассоциации Великобритании, трактует полученные данные вполне однозначно: «Они подтверждают то, о чем астрологи говорят уже много лет - чем ближе полнолуние, тем больше творческая и эмоциональная энергия человека, что вполне может сопровождаться потребностью в более частом и продолжительном общении». - Б.К.
А в семнадцатую - шампанского!
Уже высохли брызги шампанского, выпитого на Новый год, но еще тянет подремать на работе после бессонных праздников. Не дремлет только научная мысль.
Бельгийские физики из Льежского университета в первом новогоднем номере солидного журнала «Physical Review Letters» опубликовали статью, в которой изучены свойства пены шампанского и объяснены причины ее характерного шипения. Этот звук возникает благодаря случайному разрыву газовых пузырьков, стенки которых постепенно истончаются из-за стекания напитка под действием силы тяжести и, наконец, рвутся.
Проанализировав звук, издаваемый лопающимися пузырьками шампанского, ученые обнаружили, что его спектр имеет характерную колоколообразную форму. Если бы пузырьки лопались независимо друг от друга, звук был бы похож на шипение радиоприемника, а спектр не зависел от частоты (белый шум). Оказалось, что пузырьки в пене заметно влияют друг на друга и разрыв одного часто порождает лавинообразный взрыв соседних.
Случайный интервал времени между последовательными разрывами пузырьков шампанского подчинен степенному закону, что характерно, кстати, для многих физических систем, в которых взаимодействие компонентов существенно для поведения системы в целом (вспышки на Солнце, подземные толчки, лавины и камнепады). В камнепаде, например, отдельный покатившийся камень может остановиться, а может и столкнуть еще несколько, которые, в свою очередь, поведут себя так же. Точно так же лопнувший пузырек в пене может спровоцировать разрыв нескольких соседей, а может и пройти незамеченным.
К сожалению авторов, бюджет проекта был быстро исчерпан, так что основную часть данных они получили на обыкновенной мыльной пене. Ее пузырьки лопаются точно так же, как и пузырьки шампанского, только гораздо реже. - Г.А.
И создал человек Еву…
Знакомьтесь: Ева Лаура Солаль (Eve Laura Solal) - симпатичная француженка двадцати двух лет, работает официанткой в одном из парижских баров. Она немного поет, имеет задатки актрисы и мечтает найти хорошую работу где-нибудь в индустрии развлечений. Чтобы помочь ей добиться своих целей, Еву свели с пробивным агентом из рекламного агентства «Руж», который уже получил несколько предложений на создание музыкальных клипов от ряда ведущих компаний звукозаписи. И это лишь первые шаги, ситуация разворачивается очень быстро, поскольку новое дарование вызвало повышенный интерес и на телевидении, и в кино, и в индустрии компьютерных игр. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку Ева Солаль - персонаж виртуальный. Эту девушку с высочайшим на сегодняшний день уровнем реалистичности создали с помощью компьютерного моделирования разработчики французской фирмы Attitude Studios для раскручивания своей технологии по генерации виртуальных образов.
По отзывам тех, кто уже познакомился с Евой Солаль, она выглядит так натурально и убедительно, что многие зрители принимают ее за живого человека. В демонстрационном ролике совершенно естественное поведение Евы в окружении настоящих актеров действительно способно обмануть несведущего человека. Лишь лицо героини иногда выдает ее искусственное происхождение.
На создание Евы у Attitude Studios ушло около пяти месяцев, однако для последующих персонажей этот срок будет значительно короче, поскольку при рождении первенца потребовалась масса экспериментов. На сегодняшний день разработчики видят главную задачу в том, чтобы добиться еще лучшего качества в моделировании лица.
Ну а для Евы компания уже создала специальный сайт www.evesolal.com (в ближайшее время на нем можно будет «вживую» пообщаться с новой звездой) и приступило к поиску для своей креатуры достойных контрактов в Интернете, на телевидении и в большом кино. По сравнению со знаменитыми Ларой Крофт из игры Tomb Raider и Энановой, стильной ведущей Интернет-новостей (см. «КТ» #333), Ева Солаль более реалистична, что открывает для нее отличные перспективы в различных интерактивных развлечениях. - Б.К.
Телефоня
Пока идут горячие споры об опасности сотовых телефонов для здоровья, производители трубок расширяют клиентскую базу за счет самых маленьких абонентов, которые и говорят-то еще с трудом.
Компания Siemens разработала мобильный телефон Leonie для детей от трех лет. От обычных телефонов он отличается большими и яркими кнопками. Весит аппарат около 200 грамм - вполне по силам трехлетнему ребенку. Сейчас Leonie проходит тестирование в Германии и должен появиться в продаже в этом году.
Можно, конечно, в очередной раз навешать всех собак на производителей, обвинив их в непомерной алчности - подумать только, уже и детей начинают приучать к мобильной связи. Однако все не так просто: по результатам исследования, проведенного компанией NatWest, как минимум треть европейских детишек пожелала получить в подарок на Рождество какую-нибудь техническую новинку, например телефон с поддержкой WAP или PlayStation 2 (подробнее об этом - в колонке «XXI»).
Как утверждает психолог Дэвид Льюис (David Lewis), у некоторых родителей, покупающих детям подобные устройства, может развиться даже нечто вроде технофобии - слишком велик страх опростоволоситься перед ребенком: телефон с поддержкой WAP - это не плюшевый мишка, вручив которого, можно через минуту забыть о нем. Необходимо хорошо разбираться в новых технологиях, чтобы ответить на любой вопрос своего чада и правильно настроить подаренную новинку. Впрочем, как оказалось, подрастающее поколение вовсе не ждет от своих «стариков» подобных знаний. Напротив, девять из десяти детей считают, что в технике они разбираются лучше родителей. И, скорее всего, так оно и есть. - В.Г.
Принесите мне голову прекрасного принца
Любителям поиграть в Diablo II через Battle.net предновогоднюю неделю сильно омрачила пропажа с таким трудом добытых видов оружия и брони, и даже гибель игровых персонажей. Некоторые игроки, видимо наиболее удалившиеся от реального мира, даже намеревались подать на компанию Blizzard в суд.
Правда, в чем обиженные пользователи собирались обвинить разработчика обоих Diablo (в непреднамеренном виртуальном убийстве?), так и осталось загадкой - дальше пустых угроз в специализированных форумах дело не пошло. Тем не менее, пока ситуация не прояснилась, циркулировала даже версия, что персонажей погубили с молчаливого одобрения Blizzard - компания, мол, решила немного изменить десятку сильнейших игроков, чтобы спровоцировать новую волну интереса к игре.
Через несколько дней от Blizzard последовали разъяснения. Оказалось, что неизвестные хакеры обнаружили в онлайновой Diablo II большущую дыру: если пытаться зайти под каким-нибудь логином несколько десятков раз подряд, то в конце концов сервер пускает злоумышленника, даже с неверным паролем. Сначала злодеи просто «похищали имущество» - перехватывали управление взломанным персонажем и отдавали нажитое им добро «своему» аватару. Дальше - больше. Войдя во вкус, хакеры начали развлекаться более изощренно - захватив управление, выводили персонажа-жертву во чисто поле и убивали. Выбирали, конечно, прежде всего самых сильных и заметных героев.
Игровая общественность волновалась несколько дней, но сейчас, насколько можно судить, страсти улеглись - Blizzard восстановила всех погибших или ограбленных персонажей по состоянию на 19 декабря 2000 года, а также ликвидировала дыру, которой воспользовались хакеры. - В.Г.
Принтер, который работал на Коза Ностра
Три года продолжалась секретная операция итальянской полиции. Ее успешное завершение позволило задержать 59 членов преступной группировки, обвинявшихся в распространении наркотиков, контрабанде оружия и грабежах. Однако, как сообщает газета «Corriere della Sera», всех подозреваемых пришлось освободить из-за досадной ошибки: в ордере на арест отсутствовала одна из 1600 страниц, на которой указывался срок задержания подозреваемых, а по итальянскому законодательству отсутствие этой информации недопустимо.
По заявлению полиции, причина весьма банальна. Сбой в работе компьютера либо принтера привел к тому, что во всех экземплярах документа одна из самых важных страниц не была распечатана. А проверить никто не удосужился… - В.Н.
Подводя итоги 2000 года, крупнейшие поисковые сайты опубликовали списки самых популярных в прошедшем году запросов пользователей. Ознакомившись с ними, начинаешь сомневаться в дееспособности «всемирного разума», как опрометчиво выразился господин Рамблер (передача «Что? Где? Когда?»).
Примечательно, что Altavista, в отличие от Lycos и Yahoo, не стала редактировать список предпочтений своих посетителей, убирая названия конкретных компаний (если оно не является синонимом технологии, как в случае с Napster) или сексуально ориентированные темы. Возможно, поэтому в горячей десятке от Altavista лидирует слово «sex», тогда как на Lycos и Yahoo первое место заняла певица Бритни Спирс. На общем втором месте по популярности - японские мультфильмы. Главный герой сериала «Pokemon» занял второе место на Yahoo, третье на Lycos и шестое на Altavista. Другим японским мультфильмом - «Dragon Ball Z» - интересуются чуть меньше: на Lycos он стал вторым, а на Yahoo занял восьмое место.
Кроме мультфильмов, граждан Сети больше всего волнуют «мальчиковые» поп-группы, рестлинг, Памела Андерсон, Дженнифер Лопез и, конечно, музыка в формате MP3. - В.Г.
Женщины предпочитают HP
Любопытное исследование провела компания Harris InterActive, опросившая через Интернет 69 тысяч американцев. Целью опроса было выявить связь между личностью покупателя и брэндом, которому он отдает предпочтение при покупке компьютера.
Оказалось, что представительницам слабого пола, например, нравится марка Hewlett-Packard. Когда женщина принимает непосредственное участие в решении о покупке компьютера, шансы на то, что будет куплен ПК от HP, возрастают на 4%. Повышаются шансы и у Gateway - правда, лишь на 2%. Если же на родителей оказывает влияние подросток, то кроме перечисленных брэндов преимущество получают также Dell и Compaq, а вот вероятность покупки компьютера от Apple, наоборот, немного снижается. Необходимо, правда, учитывать, что решение о приобретении компьютера обычно принимает все же мужчина, кроме тех случаев, когда ПК покупается впервые - здесь последнее слово, как ни странно, остается за женщиной.
Казалось бы, курьезный опрос на самом деле вызван беспокойством производителей компьютеров: темпы рос та продаж персоналок снижаются, и уже сегодня нужно думать, как достучаться до потенциального покупателя, когда спрос упадет до критической отметки. И если раньше маркетологи ориентировались главным образом на обобщенный социальный портрет семьи, приобретающей компьютер, то сегодня настало время присмотреться к отдельным членам этого гипотетического семейства. - В.Г.
Вы нам писали
Двое предприимчивых молодых людей - Стив Шкловский (Steve Shklovskiy) и Ян Шток (Yan Shtok) - приговорены к солидному штрафу и двухлетнему тюремному заключению за рассылку спама.
В сентябре 1999 года 22-летние компьютерщики провернули не слишком оригинальную операцию, разослав электронные письма, в которых за 35 долларов предлагалось ознакомить получателя с возможностью работы на дому. Большинство подобных мошенничеств, как правило, остаются безнаказанными, но Шкловского и Штока подвела гигантомания: за короткий срок молодые люди отправили более 50 млн. писем.
Откликнулись далеко не все - заветные 35 долларов выслали всего 12 тыс. человек. Соответственно, и главными пострадавшими по делу проходили не наивные граждане, которых «нагрели» на невеликую для рядового американца сумму, а крупнейшие американские провайдеры (в частности, AOL, AT&T и Mindspring), на которых осенью 1999 года обрушился шквал негодующих писем от абонентов. Кстати, по решению суда Шкловский и Шток должны раскрыть представителям пострадавших провайдеров полную схему столь масштабной рассылки, начиная с того, как им удалось набрать 50 млн. адресов.
Подельники Шкловского и Штока - Тимур Сафранский и Вадим Верник - получили условные сроки минувшим летом. Интересно, что все четверо - наши бывшие соотечественники. - В.Г.
Двигатель прогресса
Представьте себе: идете вы по улице и натыкаетесь взглядом на рекламный щит с интересным объявлением. Чем обычно грешит уличная реклама? Верно - отсутствием подробностей. Можно, конечно, позвонить по указанному в объявлении телефону и выяснить детали, но как-то несолидно. Не соответствует веяниям времени. Американская компания Streetbeam предлагает другое решение - доставайте свой Palm, направляйте его на рекламный щит и уже через пару секунд читайте на экране наладонника все подробности (что, где, почем и т. п.).
Реализована система следующим образом: в щит вмонтирован компьютер и несколько инфракрасных излучателей, передающих в окружающее пространство записанную информацию. В самое ближайшее время Streetbeam рассчитывает вывести свою разработку на улицы Нью-Йорка, Вашингтона, Лондона и некоторых других крупных городов. Поначалу информация будет обновляться вручную, а к весне планируется задействовать радиосвязь и менять контент в режиме реального времени (например, сообщая о наличии рекламируемого товара в окрестных магазинах). Фирма намерена расширить и область применения новинки: ничто не мешает делать на ее основе киноафиши или прайс-листы. - Е.З.
Губит людей не пиво
Обсуждение новейших технологий, проникающих в обыденную жизнь, уже давно перестало быть прерогативой научно-популярных и компьютерных изданий. Так, в январе британский таблоид «The Sun» вышел на нелегкую футурологическую стезю и опубликовал статью, автор которой попытался предположить, на что будут похожи английские пабы через пару десятков лет. По его мнению, дни привычных пивнушек и забегаловок сочтены, и наши внуки никогда не узнают вкуса пива, заботливо разбавленного барменом. Бармена в киберпивных просто не будет, а на столах появятся консоли для принятия заказа, который принесет робот. Он же и приготовит напиток, если это коктейль, а также снимет нужную сумму со счета клиента. Для любителей хорового пения будет работать своеобразное виртуальное караоке. Подвыпившие посетители смогут спеть вместе с любимым исполнителем, сидящим за их столиком (конечно, это будет лишь голограмма знаменитости).
Предсказания «The Sun» сегодня выглядят фантастично, однако владельцы баров уже понемногу модернизируют свои заведения. Так, в некоторых пабах установлены настольные компьютеры для заказа выпивки, а в одной норвежской пивнушке функционирует система балансирования цен, которая следит за динамикой продаж напитков и снижает цену на самые популярные коктейли или сорта пива. - В.Г.
Встречают по одежке…
…а провожают по уму. В ближайшие несколько лет эта поговорка может потерять свою актуальность - бельгийские ученые сегодня разрабатывают специальную «думающую» одежду.
«Компьютерра» уже писала о подобных новинках - в частности, о куртке, в которую вмонтирован мобильный телефон на пару с несложным компьютером. Бельгийцы из исследовательской лаборатории StarLab пошли дальше - их разработка в какой-то степени может даже думать за своего хозяина. Конечно, повысить IQ владельца она не способна, но помочь рассеянному человеку не терять ключи от дома, брать в дождливую погоду с собой зонт и т. д. ей по силам.
В одежду от StarLab встроены специальные датчики, изменяющие в зависимости от состояния окружающей среды настройки персональных электронных устройств. Например, вшитый в пиджак сотовый телефон автоматически увеличивает громкость входящего звонка, если датчики показывают, что человек находится в шумном помещении. Тот же телефон, если у хозяина установлена базовая станция DECT, может автоматически переключиться со стандарта GSM на DECT, превращаясь при этом в обычный цифровой радиотелефон и экономя, таким образом, средства владельца. Конечно, применение подобных технологий не ограничивается телефонией: представьте, например, «разумный» карман, в который вшит чип, сообщающийся с микросхемой на связке ключей. Если по неосторожности владельца ключи выпадут из кармана, его собственная рубашка мгновенно заметит это и подаст сигнал.
Похоже, что эпоха «рассеянных с улицы Бассейной» проходит, не забыть бы только надеть «умную рубашку». - В.Г.
На радаре - Дед Мороз!
Северо-Американское управление аэрокосмической обороны (NORAD) вот уже который год занимается в преддверии Рождества весьма странным для солидного военного ведомства делом: следит за воздушным пространством над Северным полюсом в поисках… оленьей упряжки Санта-Клауса.
По словам военных, идея уходит корнями в далекий 1955 год, когда одна из американских газет опубликовала рекламное объявление фирмы, предлагающей детям пообщаться с «Сантой» по телефону. Волей случая номер был напечатан с ошибкой, и накручивающая диск ребятня попадала прямиком в администрацию Воздушной обороны континента, предшественника NORAD. Пришлось военным заняться общественно-полезным делом…
Понаблюдать за работой специалистов можно на специально созданном сайте www.noradsanta.org. Выглядит все предельно серьезно: космическая карта Земли, траектории полета, анализ и прогнозы на будущее, видеозаписи. Даются даже некоторые технические оценки чудесного перелета. В частности, несмотря на кажущуюся ветхость повозки, она передвигается со скоростью как минимум в несколько тысяч раз превышающей скорость звука - что позволяет деду, локализуясь по ходу перемещения в национальные версии (Дед Мороз, Санта и т. д.), за весьма короткий срок облететь всю планету. - Е.З.
«Компьютерра» оседлала быка
Наверное, нет такого мальчишки, который в детстве не бредил бы путешествиями в далекие страны, военными походами и разгадыванием шифров. С возрастом эти увлечения обычно забываются, но не до конца. Иначе как объяснить азарт, с которым солидные вроде бы люди, забыв про важные дела, соревнуются в переборе криптоключей, пытаясь вскрыть зашифрованные с помощью алгоритма RCA сообщения?
Любители «Компьютерры», конечно, не могли остаться в стороне от столь увлекательного дела: для участия в проекте RC5-64 Bovine («Бык») несколько членов «Клуба Компьютерра» решили организовать свою команду (www.myportal.ru/team). И вот приятное событие: 9 января команда «ТимТерра» отпраздновала свой годовой юбилей. Несмотря на юный возраст похвастаться есть чем. Первоначально «ТимТерра» состояла из трех человек и в мировом рейтинге значилась на 407512 позиции. Никто тогда и не помышлял о первых местах, была мечта попасть хотя бы в стотысячный рейтинг. Надо добавить, что в проекте принимают участие более 800 тысяч команд из разных стран мира, только в России их около 8 тысяч (см. www.distributed.net/rc5). Сейчас «ТимТерра» занимает прочное 3-е место среди российских команд, 500-е в мировом зачете и состоит из 79 человек. В командном списке «Побежденных Компьютеррой» попадаются и довольно известные имена, такие, например, как 3Сom, Unicef, Bellingham Super Computing Organization, Bell Labs и т. д. - С.С.
В поле «From» - кофемолка
Помнится, год-два назад по Сети ходила забавная картинка - кофемолка с пятидюймовым дисководом. Тогда это казалось удачной шуткой на модную тему интеграции компьютерных технологий в электробытовые товары. Но в каждой шутке есть доля шутки - итальянская компания Lavazza выпустила Lavazza Espresso Point, автомат для варки кофе, который может отправлять электронную почту.
Бесполезная, на первый взгляд, функция в действительности востребована жизнью - машина отсылает в сервисную службу информацию о неполадках в работе, а также данные о нагрузке (сколько кофе было сварено). Пока что Интернет-кофеварки, разработанные Lavazza совместно с франко-американской компанией eDevice, установлены только у крупнейших европейских клиентов Lavazza, однако вскоре приобрести такую игрушку смогут и частные лица. Им, однако, есть смысл подождать - итальянцы готовят новую версию кофеварки с сенсорным экраном: это будет уже настоящий терминал для работы с электронной корреспонденцией.
А там, глядишь, и поднадоевшая реклама Nescafe окончательно потеряет актуальность. Все девушки Петра, включая Ангелину, будут общаться с ним исключительно по электронной почте. - В.Г.
Все от нервов
Кевин Уорвик (Kevin Warwick), английский профессор, прославившийся смелым экспериментом по вживлению в собственное тело микрочипа, продолжает шокировать общественность.
Новый чип, который планируется имплантировать в левую руку профессора, содержит источник питания, маломощный радиопередатчик, приемник и DSP-процессор. Система предназначена для трансляции сигналов между головным мозгом Кевина и внешним компьютером. Связь с мозгом реализована за счет подключения чипа к нескольким нервным волокнам в руке, по которым передаются импульсы, управляющие движениями конечности. Опыт носит несколько авантюрный характер: профессор с коллегами собираются сперва записать электрические сигналы от мозга, а затем искусственно воспроизвести их - добившись тем самым перемещения руки по команде компьютера (многие эксперты скептически относятся к перспективам этого проекта). Если все удастся, Уорвик намерен продолжить опыт, вшив аналогичный чип своей жене Ирене. - Е.З.
[i37813]
Церковь поет SOS
Группа монахов из Греции готовит к выпуску музыкальный компакт-диск со своими записями. Темой песен «Eleftheri» («Свободные») избрали проблему зависимости человечества от собственных высокотехнологичных творений. Отсюда и название диска - «SOS». Впрочем, музыки как таковой на диске немного - авторы сосредоточились на текстах, которые вместе с утверждением традиционных для христианства ценностей должны заставить слушателя задуматься о последствиях «гонки технологий».
«SOS» станет уже вторым диском группы: первый, выпущенный в прошлом году, разошелся более чем в 50 тыс. экземпляров. Распространялся он, кстати, без обычной штрих-кодовой метки: церковники посчитали ее размещение идеологически невыдержанным. - Е.З.
Я пока еще не сдох
Исследователи из Коннектикутского университета установили, что средний срок жизни мухи-дрозофилы можно увеличить с 37 до 70 дней, если изменить определенный ген в одной из хромосом. При этом максимальная продолжительность жизни плодовой мушки может достичь 110 дней, то есть втрое превысить обычную. Вполне укладываясь в традиции довольно специфического юмора, бытующего в академических кругах, новый ген получил название INDY, как аббревиатура от жизнерадостной фразы «Я еще не сдох» («I’m not dead yet»).
По свидетельству возглавляющего работу Стивена Хелфанда (Stephen Helfand), аналогичный ген есть и у человека, поэтому теоретически новое открытие может привести к созданию медикаментов, продлевающих жизнь. Механизм воздействия INDY на процесс старения установить сложно: насколько разобрались в своем открытии сами ученые, мутация гена как бы принудительно сажает клетки на диету, сокращая потребление энергии. Очень важно, что мухи при этом не только живут значительно дольше обычного, но и сохраняют высокий жизненный тонус и способность к воспроизводству. Как правило, продолжительность жизни удается увеличить лишь за счет серьезного снижения активности организма. Однако в данном случае мухи-мутанты вели себя крайне энергично. В то время когда 90% их ровесников - обычных дрозофил уже давно умерли от старости, мутанты по-прежнему бодро исполняли брачный ритуал. Самки с измененным геном INDY на протяжении жизни откладывали около двух тысяч яиц - в полтора раза больше чем обычные мушки.
Открытие, как нередко происходит, было сделано случайно, благодаря цепи счастливых совпадений. Вообще-то исследователи изучали генетические мутации совсем в другой части хромосом, а для эталонных сравнений держали еще одну партию мух, по случайности - с модифицированным «геном старения». Когда опыты с основной группой закончились, оставалось лишь дождаться, когда помрет «эталонная партия». Но время шло, а мухи упорно не желали дохнуть. Когда все обычные сроки уже истекли, раздраженным ученым захотелось разобраться, а в чем, собственно говоря, дело. Так что забавная фраза «Я еще не сдох» звучит хотя и вызывающе, но вполне объяснимо.
Последующее изучение гена INDY у дрозофил показало, что он действительно удваивает срок жизни, но если мутации подвергается ген лишь в одной из хромосом. Если же изменить его сразу в двух хромосомах, мухи, наоборот, начинают вымирать заметно быстрее обычного. Возможно, предполагают ученые, от чрезмерно суровой «принудительной диеты». - Б.К.
Мама Кенга, где твой «Стингер»?
Среди популярных историй Интернет-фольклора ходит весьма забавный анекдот, рассказывающий про австралийских кенгуру, сбивающих пролетающие мимо вертолеты. В самых общих чертах история выглядит так. Когда австралийскую военную академию посетила делегация из США, гостям продемонстрировали впечатляющий компьютерный симулятор для обучения пилотов вертолетов. Один из американцев пожелал опробовать программу в действии и был просто поражен реалистичностью модели, где мирно пасущиеся на лужайках животные начинали разбегаться в разные стороны, едва вертолет снижался. Пилот продолжал идти на небольшой высоте, когда вдруг из-за холма неожиданно выглянула кенгуру… вооруженная «Стингером», и дала залп по машине.
В течение нескольких месяцев эта история ходила как обычная байка, но затем ее правдивость отчасти подтвердилась. Анна-Мария Грисогоно (Anne-Marie Grisogono), возглавляющая подразделение моделирования наземных операций в Управлении по науке и технологиям (DSTO) Министерства обороны Австралии рассказала, как все было на самом деле.
ModSAF, компьютерный симулятор разведывательного вертолета, был создан для австралийских военных компанией Synthetic Environments Research. На основе аэросъемок симулятор с высокой точностью моделирует около 400 кв. км австралийской территории южнее г. Дарвин. А чтобы было интереснее, разработчики добавили в модель и диких животных. Поскольку в исходном варианте симулятора зверушки не были предусмотрены, их сделали из вражеских бойцов со «Стингерами», заменив человеческие фигурки буйволами, кенгуру и другими представителями фауны. Программисты, однако, упустили из виду, что эти «объекты» вооружены реактивными пусковыми установками. Так что при первом же испытании симулятора животные продемонстрировали пилотам почем фунт изюму. Конечно, ошибка была обнаружена не перед лицом важных иностранных гостей, а во время обычных тестовых прогонов, однако кенгуру с ракетами выглядели так забавно, что решено было оставить все как есть. - Б.К.
Из парикмахерской к звездам
Американская компания Encounter 2001 предлагает всем желающим разместить на строящемся по ее заказу космическом корабле немного информации о себе любимом - в виде текста, записи голоса, фото или кусочка волоса, хранящего образец ДНК владельца. В третьем квартале 2003 года корабль будет выведен на околоземную орбиту, развернет магнитный парус и направится за пределы Солнечной системы. Цель путешествия - достижение иных цивилизаций, которые, воспользовавшись предоставленной информацией, смогут воссоздать копии лучших представителей рода земного, не пожалевших отдать за участие в проекте несколько десятков долларов.
Сколько продлится полет, никому не известно, поэтому организаторы всерьез позаботились о сохранности груза. Тексты и изображения будут выгравированы на особом диске из никелевого сплава (технология Rosetta, см. «КТ» #354), как будут храниться аудиофрагменты компания не уточняет. Образцы волос, подвергнутые вакуумному обезвоживанию, поместят в специальные контейнеры, чтобы обеспечить защиту от жестких космических излучений и перепадов температуры.
Клиенты смогут получать информацию о ходе полета на сайте компании и даже участвовать, в разумных пределах, конечно, в управлении аппаратом. В желающих недостатка нет: одним из клиентов стал даже фантаст Артур Кларк, который вместе с ДНК отправит в космос запись своего голоса. По словам разработчиков, зонд способен вместить почти 4,5 млн. «посылок», так что Чужие, если взбредет такая фантазия, смогут организовать у себя премилый космический зоопарк… - Е.З.
Только голые факты
Появившееся на просторах Сети очередное агентство теленовостей под названием NakedNews во главу угла ставит принцип «не скрывать ничего!», причем следует ему буквальным образом. Четыре молодые девушки, работающие дикторами, одновременно с чтением новостей устраивают перед камерами настоящее стрип-шоу.
Эксперименты подобного рода давно известны в мире обычного телевидения, однако трансляция в Web позволяет оригинальной передаче обрести гораздо большую аудиторию (что хорошо подтверждается медленным доступом к перегруженному сайту). Впрочем, полагаясь на последние статистические исследования аудитории Сети, владельцу NakedNews, пожалуй, стоило позаботиться и о прекрасной половине посетителей - наняв пару дикторов-мужчин… - Е.З.
Картошка дает «зеленый»
Отныне картофельные кусты сами смогут подсказать огороднику, когда их нужно полить, - мягким зеленым свечением…
Нет, это отнюдь не новогодняя шутка: чудо-картошку вырастили исследователи из Эдинбургского университета (Великобритания). Изучив морскую медузу Aequorea victoria, которая при обезвоживании начинает слабо светиться (на фото), ученые выделили ген, отвечающий за флюоресценцию, и добавили его в геном картофеля, наделив привычную культуру необычным свойством. Специалисты считают, что ту же технологию можно использовать для модификации и других агрокультур.
Генетически измененные растения, конечно, планируется использовать не в пищу, а в качестве своеобразных индикаторов - нескольких кустиков на поле, контролирующих состояние почвы и сигнализирующих о необходимости полива. Хотя свечение можно разглядеть в темноте невооруженным глазом, для надежности лучше использовать специальный сенсор. Полевые испытания новинки начнутся уже в этом году, хотя, по словам самих исследователей, до внедрения разработки в практику еще довольно далеко.
Теперь осталось только научить картошку свистеть на воров, и за будущий урожай можно быть совершенно спокойным. - Е.З.
Один дома-2K
1 января завершилось добровольное годичное заточение молодого американца, прозванного DotComGuy. В течение двенадцати месяцев жизнь 26-летнего Митча Мэддокса (Mitch Maddox) протекала под неусыпным контролем миллионов человек со всего мира, взиравших на происходящее через веб-камеры, расставленные по его дому. Вселившись, Митч имел при себе лишь компьютер, подключенный к Сети, и некоторую сумму денег на банковском счету. Затея заключалась в том, чтобы выжить, приобретая все необходимое через Интернет - выходить за порог дома ему запрещалось. История окончилась благополучно: герой не умер с голоду, его жилище (местонахождение которого до сих пор скрывается) обросло домашней утварью, включая даже спортивный тренажер, и более того - в ходе эксперимента затворник объявил о намерении жениться. Будущую жену он встретил в чате на своем сайте.
Организовавшая эксперимент компания DotComGuy пообещала выплатить Мэддоксу 100 тыс. долларов. Видимо, в качестве компенсации за пропущенный кусок жизни: во время добровольного заключения он, помимо всего прочего, пропустил свадьбу брата и похороны друга… - Е.З.
Аналогичный эксперимент под названием iOne, проводившийся с 20 ноября по 11 декабря 2000 года в русскоязычном Интернете (организаторы - издательский дом «Коммерсантъ» и компания Andersen Consulting, с первого января сменившая название на Accenture), прошел менее гладко.
Российский DotComGuy - главный редактор журнала «Молоток» Федор Павлов-Андреевич (на фото) - был помещен в квартиру, в которой не было ничего, кроме компьютера и веб-камер. Предполагалось, что во время «добровольного заточения» Федор будет жить полноценной жизнью: «работать и отдыхать, поддерживать старые знакомства и заводить новые, назначать деловые встречи и устраивать вечеринки».
С самого начала у iOne возникли трудности. Оказалось, что в российском Интернете не так просто заказать еду - особенно вегетарианцам, коим является Федор. В результате затворнику пришлось несколько дней поголодать. К счастью, затем проблема с продуктами и другими необходимыми для жизни товарами разрешилась (список приобретений iOne за три недели можно посмотреть на сайте www.ione.ru).
Организаторы рассчитывали, что с началом эксперимента Интернет-магазины придут в «боевую готовность» и будут аккуратно выполнять заказы всех покупателей - а вдруг среди них окажется iOne? Но надеждам не суждено было сбыться. Как отметили по окончании проекта его устроители, «в российском Интернете пока нет крупных торговых организаций, предоставляющих полный спектр услуг, нет общеизвестных брэндов, которые могли бы помочь неопытному потребителю сделать выбор. Основная масса служб и магазинов - это небольшие предприятия, заметно уступающие офлайновым как по ассортименту товаров и услуг, так и по качеству обслуживания».
Кстати, вслед за iOne компания eMax запустила проект «Три сестры», который предполагает добровольное заточение трех девушек - Ирины, Кати и Милы (на самом деле они не сестры) в квартире, в которой почему-то находится только два компьютера. Впрочем, запуск нового подобного эксперимента сейчас, сразу после окончания iOne, уже не так любопытен. Гораздо интереснее посмотреть, будет ли голодать очередной «иван» в пустой квартире через год или два? - Ю.С.
Новости подготовили: |
Галактион Андреев [galaktion@aport2000.ru], Владимир Гуриев [vguriev@computerra.ru], Евгений Золотов [sentinel@computerra.ru], Бёрд Киви [kiwibyrd@mail.ru], Владимир Никитенко [davlardc@hotmail.com], Савинов Семен [svs_sam@lng.krintel.ru], Юрий Сакун [ysakun@computerra.ru] |