Полифония
Архив
Полифония [греч., polyphonia] муз., иначе контрапункт - вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).
Словарь иностранных слов,
18-е изд., стереотипное
Неделю-другую назад довелось мне стать свидетелем одного разговора. Темой его была IP-телефония, и мнения звучали самые разнообразные - от живописного образа IP-телефонии, паразитирующей на теле Интернета, до технологического застоя в области. Чтобы разобраться, кто и на чем паразитирует, приведу простой пример: минута разговора с Москвой обходится мне в три цента, мегабайт российского трафика - в 6 [1]. При потоке, скажем, 32 кбит/c минута разговора выльется в 240 килобайт (будем считать, что абоненты разговаривают по очереди и без пауз), или - полтора цента. Часть этой суммы придется оплатить, причем, удивительное дело, чем больше буду говорить я - тем дешевле обойдется мне разговор [2]. Такой вот парадокс. Хочешь слушать - плати, не хочешь платить - говори…
В худшем случае экономия, в сравнении с обычным (и считай, что местным) телефонным звонком, составит примерно пятьдесят процентов. Пример особенно показателен с учетом того, что цены на услуги выставлены одним и тем же оператором, очевидно, заложившим в тарифы прибыль [3].
Впрочем, в каждой шутке есть доля правды. Телефония тоже не стоит на месте, внедрение статистического уплотнения цифрового голосового канала (DCME) позволяет использовать паузы для передачи другого разговора и во многом сводит на нет «канальные» преимущества IP-телефонии. Оставляя, впрочем, все прелести, захваченные из мира IP, - открытые протоколы и интероперабельность.
Между тем, граница между IP и обыкновенной телефонией стирается чем дальше, тем больше. В конце сентября американская аналитическая компания The Phillips Group опубликовала отчет, сообщающий, что во втором квартале поставки учрежденческих автоматических телефонных станций (УАТС) упали в сравнении с тем же периодом прошлого года на 16,2% - случай за семь лет беспрецедентный: последние четыре года эти цифры характеризовали темпы роста отрасли!
Признавая наличие ряда других причин, Phillips Group основной считает все же развитие IP-телефонии: лица, принимающие решения о закупках, уже признают, что следующая станция должна быть либо полностью основана на IP-телефонии, либо содержать существенные ее элементы, но вместе с тем еще не считают технологию достаточно надежной. Сомнений добавляет и то, что, несмотря на ежегодный 50-процентный рост, IP-УАТС все еще занимают незначительную, измеряемую единицами процентов долю рынка.
Но это, как говорится, у них. О положении дел у нас можно судить, например, по материалам Пятой конференция по компьютерной и IP-телефонии [4], благо состоялась она совсем недавно - в конце ноября.
По оценкам Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса Comptek, объем российского международного трафика VoIP превышает 30 миллионов минут в месяц [5]; почти у всех региональных операторов связи IP-телефония либо уже есть, либо есть планы ее внедрения.
В этом свете представляются интересными отношения Ростелекома и региональных операторов телефонии: с одной стороны, последние ищут альтернативу бывшему монополисту, благо она появляется. С другой - Ростелеком стремится расширить спектр предоставляемых услуг.
Соответственно, местные «Электросвязи» внедряют решения IP-телефонии, а Ростелеком стремится напрямую выйти на конечных пользователей, делая на своих узлах абонентские окончания (физически продолжая пользоваться последней милей, предоставленной оператором местной связи). Правда, остается открытым вопрос, увеличивается ли в результате этой деятельности общая сумма вырученных денег у операторов?
Конкуренция очень жесткая, причем не только на рынке междугородней связи: трафик дешевеет, вводится повременная оплата местных разговоров, и, как следствие, становятся востребованы дополнительные услуги, - если раньше разработчикам решений компьютерной телефонии приходилось убеждать операторов в полезности предлагаемых решений, то сейчас на рынке сформировался устойчивый спрос, а базой для решений все чаще становится IP. В «Комптеке» склонны называть происходящее «бархатной революцией» и считают, что события будут развиваться очень быстро: одной конференции может не хватить.
[i37601]
1 (обратно к тексту) - Расчеты при использовании повременки были бы далеко не столь прозрачны, а здесь все честно - тет-а-тет с провайдером.
2 (обратно к тексту) - Ведь исходящий трафик бесплатен.
3 (обратно к тексту) - Правда, чтобы быть до конца честным, придется сказать, что местный, городской, трафик в обоих случаях бесплатен.
4 (обратно к тексту) - www.comptek.ru/news/news0034.html .
5 (обратно к тексту) - По данным, представленным в докладе ЗАО «МКС», международный трафик Ростелекома - 70 млн. мин./месяц.