Предсказатель прошлого
АрхивНичего парадоксального в заголовке нет. Предсказывать прошлое - вполне реальное занятие. Я даже как-то написал роман под таким названием.
Ничего парадоксального в заголовке нет. Предсказывать прошлое - вполне реальное занятие. Я даже как-то написал роман под таким названием.
Ведь прошлое это не только вещественные памятники, но и сумма памяти его свидетелей, восприятие событий и ложь, как нечаянная, так и сознательная, исторической правды в абсолюте не существует. Зато историческими фантазиями наш мир буквально наполнен. Недаром историческая литература так близка к фантастике.
Прошлое рождается на глазах. Пока я писал первый абзац, я уехал в будущее, и собака, которая бежала под окном в момент, когда я сел за машинку, сгинула бесследно. Вы мне не докажете, что она существовала.
На этом, в частности, основан успешный и прибыльный труд бригады математика Фоменко. Понимая, что за прошлым не угонишься, а предсказывать его - задача неблагодарная, эти бравые ребята создают альтернативную историю. Потом продают ее за большие деньги нашему соотечественнику, который был свидетелем стольких перемен в исторической науке, что понимает - все его дурят. А он предпочтет верить человеку, который кричит о том же: Вас дурят! Разрешите, я вас буду дурить супротив прочих!
Оппозиционность обывателя существует во всех странах мира, но у нас она переходит всяческие границы, потому что дурачили нашего обывателя у нас втрое энергичней, чем во Франции.
Обыватель полагает, что он страшно умный и хитрый. На этом его легко поймать. Я гарантирую финансовый и прочий успех новому учению, которое мы с вами назовем: «Земля плоская!».
К исходу первой недели мы с вами соберем миллиона три сторонников, а каждый третий из них заплатит нам членские взносы. Тень Рона Хаббарда удавится от зависти.
В ходе XX века человечество сообразило, что жюльверновско-тургеневский образ благодетельной науки больше не работает. Ученые перестали изобретать счастье, а занялись ипритом, танками и атомными бомбами. За профессиональную разработку проблемы светлого будущего взялись палачи.
Поколения и типы палачей сменялись так быстро, что история перестала существовать, а предсказание прошлого стало занятием рискованным, а порой смертельно опасным.
Прошлое потеряло осязаемость и стало зыбкой и поливариантной субстанцией. Уже сто лет назад в Париже вышла книга Ж. Переса, библиотекаря города Ажана, переведенная на русский язык в 1912 году. Называлась она так: «Почему Наполеона никогда не существовало».
Нашим современным изобретателям прошлого надо снять шляпу перед скромным библиотекарем. Ведь он отменил историю вековой давности, а не какую-нибудь классическую Элладу. Оказывается, Наполеон - это солярный миф, его двенадцать маршалов - знаки Зодиака. Даже имя Наполеона библиотекарь умело произвел от слова «Аполлон».
Впрочем, конечно же, наши с вами большевики многому научились у месье Переса. Разве не великолепна фраза предсказателя прошлого Иосифа Сталина, с которой он обратился к надоевшей ему Надежде Константиновне Крупской: «Если не замолчишь, придется подыскать Ильичу другую вдову»?
Время перестает существовать.
Величайший фантаст нашей эпохи долго рассматривает список ленинских приятельниц и сотрудниц в поисках достойной вдовы вождя.
Бумаги горят. Архивы исчезают. Борьба с прошлым переходит на личности, и тогда приходится убивать всех носителей памяти.
Затем на пустыре прошлого, под эгидой «Вопросов ленинизма», в которых предсказана победа нынешних победителей, начинается строительство фальшивой, но утешительной истории.
Оказывается, никакие немецкие разведчики не провозили в Россию смелых революционеров из Швейцарии. Они прошли по водам яко посуху, потом со штыками в руках прорвали фронт. А через год, 23 Февраля 1918 года, не нарком Дыбенко бежал со своими головорезами, за что угодил под партийный суд, а была создана Красная Армия, и мы до сих пор славим день Альтернативного защитника отечества. Много лет назад мой приятель, заведующий фондами музея Революции в Баку, показывал мне справку об эксгумации трупов 26 беженцев из Баку, ограбленных и выброшенных из поезда Красноводск - Ашхабад бандитами…
Прошлое можно предсказывать, изменять, заменять и отменять.
И это относится не только к временам древним.
Я обращаю внимание на то, что пока вы читаете эти заметки, идет процесс ликвидации или погребения того, что было настоящим неделю, день, минуту назад.
Знакомый мне полковник, обыкновенный обыватель со степенью, искренне убеждал меня, что евреи сами придумали гитлеровские преступления, чтобы с легким сердцем обижать арабов. А подводную лодку «Курск» погубил иностранный плохиш, сам отделавшись царапиной.
Оглянитесь сейчас же!
Через мгновение этого мира уже не будет. Он станет историей.
Сравните то, что видите, с тем, о чем расскажет ваш биограф.
У английского писателя Армстронга есть чудесная новелла о писателе, который, завершая путешествие по Италии, разбирает в гостиничном номере свой чемодан. Вот библия в кожаном переплете - хорошо, что не забыл купить ее тетушке, а то эта святоша лысину проест, вот табак племяннику. Вешал бы курильщиков! И трубка ему же. Вот идиотские серьги для первой жены… Ночью писатель умирает, и в том городе оказывается молодой журналист, который попадает в номер писателя. Он пишет очерк «Последний день», в котором говорит о том, каким набожным человеком был писатель, даже новую библию купил, каким заядлым курильщиком он оказался, как любил он серьги… И эта статья стала основой для официальной биографии писателя.
[i37318]