Типичная америка
Архив«Comdex» - типично американская выставка, вернее - шоу, как его и называют сами американцы. Абсолютно по-американски же шоу было и организовано. Я имею в виду прежде всего отчетливо заметный на фоне европейских выставок беспорядок, если не сказать бардак: в который раз убеждаюсь, что никакие планы осмотра экспозиции, составленные загодя, здесь не срабатывают. Потому заранее хотел бы предупредить читателей, что обзор вовсе не претендует на полноту картины и отражает лишь то, что привлекло мое внимание во время беспорядочного блуждания по павильонам. Те, кто желает дополнить картину, могут обратиться к известным сетевым ресурсам типа Cnet, ZDNet, TechWeb или же организатора выставки компании Key3Media.
По сравнению с прошлогодними экспозициями «Comdex Fall 2000» несколько уменьшилась в размерах, и тем не менее, обойти все стенды за неделю оказалось очень и очень непросто. Надо заметить, что часть выставки, представляющая собой отдельную экспозицию - «Linux Expo», наоборот, выросла, переместившись в один из главных павильонов и отобрав значительное место у собственно «Комдекса». Мало того, мне показалось, что на линуксовой экспозиции царило гораздо большее оживление, нежели на остальной площади. Однако говорить о том, что открытые системы теснят Windows, пока рано - площадь всех Unix-экспозиций вряд ли превышала площадь Microsoft с партнерами.
Пожалуй, ключевыми для выставки можно назвать слова «беспроводной» и «карманный». Взрыв в области технологий беспроводной передачи данных - это и BlueTooth, и RadioEthernet, и продемонстрированный компанией Ericsson прототип EDGE, а достойное место беспроводные технологии заняли именно в карманных устройствах, причем уже не столько в компьютерном применении, сколько в бытовом.
Одной из компаний, постоянно попадающихся на глаза, является вездесущая Microsoft. Разумеется, и она не осталась в стороне от всеобщих веяний: в традиционном выступлении Билла Гейтса в день открытия выставки был представлен прототип новомодного компьютера завтрашнего дня, да что там компьютера - целого направления, уже поддержанного законодателями мод этого рынка. К сожалению, устоявшегося русского аналога понятия «Tablet PC» еще не появилось, но, думаю, самым близким будет перевод «планшетный компьютер». Именно такое изделие завтрашнего дня, полностью вписывающееся в новую концепцию Microsoft «.NET», и держал в руках Microsoft software architect Берт Кили (Bert Keely) во время выступления Гейтса. Аналог полноценного PC со 128 Мбайт памяти, 10-гигабайтным накопителем, возможностью рукописного ввода, беспроводным подключением, довольно емкими батареями и полным набором программ от Microsoft (в прототипе использовалась одна из первых версий Whistler) должен потеснить как привычные нам настольные компьютеры за счет малых габаритов и мобильности, так и карманные компьютеры за счет значительной функциональности. Что ж, надеюсь, время расставит все по местам.
Сравнивая нынешнюю выставку с прошлыми, могу с радостью отметить, что родная речь звучит в Лас-Вегасе все чаще. Нет, русские пока еще не заполонили Дикий Запад, но встреча с соотечественниками уже не вызывает столь бурных эмоций, как пару лет назад. В этом году (как, впрочем, и в прошлом) участниками «Comdex» стали всего две российские компании: Abbyy и «Лаборатория Касперского». Первая демонстрировала новую версию пакета FineReader 5, а вторая, естественно, - AVP. В отличие от прошлых лет разработчики не только не скрывали, что это продукты российские, но, наоборот, подчеркивали это обстоятельство. И, надо сказать, практичных американцев это вовсе не пугало. Возможно, словосочетание «российский софт» через некоторое время станет столь же привычным и уважаемым, сколь и «немецкий автомобиль» или «японская электроника». Российских же посетителей, осматривающих экспозицию, оказалось заметно больше, чем в прошлые годы, и это оставляет надежду, что и для России не все еще потеряно в компьютерном мире.
Любопытный сюжет: одну из уличных надписей двухметровыми буквами «Comdex» организаторы разместили, мягко говоря, не слишком удачно - на фоне надписи расположился дорожный знак «STOP». На третий день «лозунг» «Stop Comdex», видимо, попался на глаза кому-то из организаторов, и знак перенесли на несколько метров в сторону. Так что, надеюсь, последнее компьютерное шоу уходящего века не окажется последним.
Хочу выразить благодарность компании Abbyy, которая уже не в первый раз выступила спонсором нашей поездки на выставку, а также российскому представительству компании Nikon, предоставившему нам цифровой аппарат Nikon Coolpix 950, которым сделаны все снимки в теме этого номера. Кстати, не могу не отметить, что поворотная головка с объективом у CoolPix 950 оказалась чрезвычайно удобна при съемках некоторых эпизодов: будучи направлена в сторону (а то и назад), она не дает человеку, попавшему в кадр, заподозрить, что снимают именно его, при этом фотограф может наблюдать за объектом съемки через экран, дабы выбрать наилучший момент.
[i37124]
Компания EDS, занимавшаяся организацией связи на выставке (в сотрудничестве с Nortel Networks, EMC2 и Hewlett-Packard), конечно же, постаралась на славу: между двумя павильонами, находящимися на расстоянии около километра друг от друга, было проложено оптоволоконное кольцо пропускной способностью 320 Гбайт/с, а ширина канала в Интернет составила около 30 Мбит/с (если я правильно запомнил цифру). Сеть поддерживала прямое Интернет-вещание потокового аудио- и видеосигнала, обеспечивала работу веб-камер, передачу голосового трафика по IP, передачу файлов, обнаружение несанкционированного доступа и пр. При том, что реклама EDS постоянно крутилась на местных телеканалах, компания не забывала капать на мозги и посетителям выставки, намеренно установив стойки с коммутационным оборудованием у всех на виду.
Впрочем, за солидной внешностью скрывались не только гигабайты, но и откровенная халтура: за все время работы выставки я так и не воспользовался сервисом EDS - это был не сервис, а сплошное издевательство. На весь пресс-центр компания сделала всего четыре (!) Ethernet-линии, к которым можно было подключить ноутбук, да и те были предназначены для принтеров и прочих устройств. Тем же, кто хотел воспользоваться связью, предлагались десктопы с предустановленной ОС, на которых работал только браузер. Никаких почтовых программ, ICQ и прочего баловства, как, впрочем, и возможности переписать файл через какой-либо носитель типа флоппи-диска, не было. С тоской я вспоминал прошлогоднюю обстановку: PC или «Мак» на выбор, ряды плоских мониторов, накопители вплоть до DVD, солидный набор софта, телефонные линии для доступа в Интернет… Телефон, видимо, американцы больше не рассматривают как средство доступа к сети. Журналисты же с ними не согласились и использовали по максимуму все телефонные кабинки в пресс-центре: в разгар выставки мне не удалось найти ни одного подключенного аппарата, все «джеки» были извлечены и использовались владельцами ноутбуков. И все бы ничего, если б рядом с телефонными кабинками имелись электрические розетки. Розетки были на столах в нескольких метрах от телефона, но не у всех хватало длины проводов и желания перегораживать проход, чтобы работать в сети, не беспокоясь о батареях.
Четыре же Ethernet-линии, упомянутые выше, даже после долгого ожидания в очереди использовать оказалось невозможно: мало того что EDS не потрудилась установить DHCP-сервер (явно не из соображений безопасности - на каждый провод были повешены бирки с IP-адресом), и адреса пришлось набирать вручную, так еще и не работало авто(10/100 Мбит/с) на коммутаторах. У меня, конечно же, было решение и на такой случай - в виде запасного адаптера, но переставлять каждый раз адрес оказалось выше моего терпения.
Выход был найден, и так же, как в прошлые годы, благодаря компании Novell. Для тех, кто читает о «Комдексе» впервые, скажу, что Novell традиционно организует в обоих павильонах несколько так называемых Connecting Points, где есть компьютеры, подключенные к сети, и минимальный софт. Регистрация пользователя осуществляется с помощью бэджа (пропуска) с магнитной полосой. В прошлые годы в дополнение к этому можно было получить бесплатный dial-up-эккаунт на время выставки, чтобы пользоваться им как со стендов, так и из пресс-центра или из отеля. На этот же раз эккаунтов не было. На мой вопрос представитель Novell ответил, что, по данным прошлого года, процент использования посетителями телефонного доступа оказался чрезвычайно низок, посему телефон заменен возможностью проводного Ethernet-подключения (по витой паре) и беспроводного - по стандарту RadioEthernet 802.11b. Для владельцев карт радиодоступа была установлена соответствующая базовая станция, а для «невладельцев» - несколько десятков сетевых «хвостов» в комплекте с электрическими розетками. И именно этим подключением можно было пользоваться без проблем: полный DHCP, скорость прокачки данных с американских серверов в Интернете около 60 Кбайт/с, плюс постоянно готовые прийти на помощь специалисты технической поддержки.
О последних хочется сказать особо (сисадминов прошу не смеяться - это американские реалии). Специалист EDS, работавший в пресс-центре, долго пытался понять, чего я от него хочу: вот ведь на бирке написан IP-адрес и маска подсети (класс B)… Мне же хотелось получить еще и адрес гейта. Осмотр специалистом бирок на всех «хвостах» результата не принес, и он удалился для консультации. За это время я успел посмотреть результат программы IPconfig на соседнем десктопе и установить связь, а вернувшийся специалист через пару минут объяснил мне, что это невозможно - «хвосты» предназначены для принтеров, никакого адреса гейта у них нет, и с нотбуком это все работать не будет…
На Novell Connection Point дела пошли гораздо лучше. Мне, правда, пришлось объяснять тамошнему представителю техподдержки, для чего нужен SMTP-сервер, после чего он сказал: «а, помню, что-то я такое слышал», и тоже убежал для консультации. Но результат оказался лучше, чем у EDS: адрес был найден, хоть и цифровой. По всей видимости, за знание указанной аббревиатуры я был признан крутым специалистом, и каждый следующий мой подход к Connecting Point неизменно сопровождался широкой улыбкой, персональным приветствием и вопросом, не хочу ли я узнать что-нибудь еще.