СУПовой набор
АрхивНеформальный справочник по системам управления проектами
Неудачное планирование - планирование неудачи.
Б. Трейси
Что такое проект? Очень многие рассматривают проект как набор чертежей, расчетов и технических текстов. То есть в смысле Design. И они правы. Мы же будем рассматривать проект в смысле Project, то есть как временное предприятие, направленное на достижение определенной цели. Сформулируем (формализуем) понятие «управление проектами» таким образом: это любые воздействия, помогающие достичь цели оптимальным путем.
Можно сказать, что управлению проектами (project management) столько же лет, сколько и человечеству. Только методы и средства управления проектами были разными. Точнее, они эволюционировали.
В основе современных методов управления проектами лежат методики сетевого планирования, разработанные в конце 50-х годов в США. В 1956 году М. Уолкер из фирмы «Дюпон», исследуя возможности более эффективного использования принадлежащей фирме вычислительной машины Univac, объединил свои усилия с Д. Келли из группы планирования капитального строительства фирмы «Ремингтон Рэнд». Они попытались использовать ЭВМ для составления план-графиков крупных комплексов работ по модернизации заводов фирмы «Дюпон». В результате был создан рациональный и простой метод описания проекта с использованием ЭВМ. Первоначально он был назван методом Уолкера-Келли, а позже получил название метода критического пути - МКП (или CPM - Critical Path Method).
Параллельно (1958 г.) и независимо консалтинговой фирмой «Буз, Аллен энд Гамильтон» для реализации проекта разработки ракетной системы «Поларис» был создан метод анализа и оценки (пересмотра) программ PERT (Program Evaluation and Review Technique). По заявлению фирмы, на его разработку ушло пятнадцать лет.
Идеи, сходные с идеями, положенными в основу системы PERT, еще в 30-х годах предлагались в советском капитальном строительстве (на строительстве Магнитогорского металлургического комбината), но в то время они не получили распространения и для них не были произведены необходимые математические разработки.
Однако это не означает, что в нашей стране идеи метода никого не интересовали. Благодаря усилиям С. П. Никанорова, в 60-е годы Министерство обороны в лице подведомственных институтов активно вело исследования в этой области.
Если вспомнить, сколько стоил в то время вычислительный ресурс, становится понятным, что только крупные корпорации и государственные учреждения могли использовать эти методики. С течением времени и удешевлением вычислительного ресурса системы управления проектами стали распространяться все более широко.
О чем пойдет речь в статье. Мы не будем касаться корпоративных информационных систем (КИС) и интегрированных систем управления предприятием, а рассмотрим более узкий круг систем, традиционно называемых системами управления проектами (СУП).
Обозначим перечень основных задач, для решения которых используются системы управления проектами:
-
разработка расписания исполнения проекта без учета ограниченности ресурсов;
-
разработка расписания исполнения проекта с учетом ограниченности ресурсов;
-
определение критического пути и резервов времени исполнения операций проекта;
-
определение потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании;
-
определение распределения во времени загрузки возобновляемых ресурсов;
-
анализ рисков и планирование расписания с учетом рисков;
-
учет исполнения проекта;
-
анализ отклонений хода работ от запланированного и прогнозирование основных параметров проекта.
Как правило, СУП делятся на системы начального уровня, к которым, учитывая их функционал, наиболее применим термин «системы календарного планирования и контроля» (СКПК), и на профессиональные системы управления проектами. И хотя в последние три года отмечается устойчивая тенденция приближения возможностей систем начального уровня к возможностям профессиональных пакетов, цены на системы из разных групп могут заметно различаться. Если СКПК попадают в диапазон 200-800 долларов, то профессиональные СУП могут стоить заметно больше 5 тыс. долларов.
В настоящее время существует несколько сотен систем, так или иначе реализующих функции СКПК. Однако на российском рынке присутствует не более десятка. Среди них есть и отечественные разработки.
Принципиальных отличий между разными СКПК начального уровня немного. Практически все они имеют сходный набор функций. Перечислим стандартный их набор:
-
поддержка расписания из неограниченного количества операций (вы встречали такое расписание в практике?) с учетом приоритетов операций, расчет критического пути, вычисление резервов времени; длительность в часах, днях, неделях или комбинированная;
-
умение работать с пользовательскими календарями для операций и ресурсов;
-
поддержка всех видов связей, типов работ (task, milestone, hammock), типов ресурсов (возобновляемые, не возобновляемые);
-
способность работать с иерархической структурой работ (Work Breakdown Structure - WBS);
-
возможность выполнения выборки, сортировки, группировки, суммирования по кодам WBS- и идентификаторам (ID) работ;
-
поддержка основных видов визуального представления (диаграмма Ганта, PERT-диаграмма, таблица работ/ресурсов, таблица связей, гистограммы ресурсов).
Для обмена проектными данными между СКПК очень часто используется формат mpx. По сути, он представляет собой структурированный текстовый файл с запятыми в качестве разделителя. Недостатком этого фор мата является невозможность передавать данные, которые не поддерживаются наиболее распространенным пакетом MS Project. Подробнее о некоторых СУП начального уровня можно прочитать во врезке на с. 29.
Профессиональные системы управления проектами по своей функциональности гораздо больше отличаются друг от друга, нежели СКПК. Это, как правило, уже не отдельные программы, а целые программные комплексы, в состав которых входят различные утилиты и модули, предназначенные для решения специфических задач. Несколько профессиональных систем управления проектами кратко представлены во врезке внизу.
По оценкам специалистов, основным недостатком зарубежных систем, с точки зрения российских традиций управления, является отсутствие понятия «объем работ». Планирование осуществляется в терминах продолжительности операции (original duration). И если в одних типах проектов (инновационных) это не проблема, то в других (в частности, строительных) создание модели проекта без применения понятия «объем работ» - заведомое признание того, что модель имеет большие допущения.
Если потребность бизнеса приведет вас к решению о внедрении СУП, перед вами встанет вопрос выбора той или иной системы.
Наилучшим методом представляется такой: построить матрицу, строки которой - необходимые вам функции и ваши требования к системе, а в столбцах - оценки рассматриваемых систем.
Требования могут быть разными, например, такими: «нам обязательно нужен русскоязычный интерфейс пользователя» или «поддерживает ли система формат обмена данными mpx?».
И, конечно, не стоит забывать, что СУП - всего лишь мощный инструмент, позволяющий заметно уменьшить количество рутинных операций по управлению проектами, а в некоторых случаях вообще их исключить. Но действительно управлять проектами все равно придется вам самим!
[i36930]
Системы управления проектами начального уровня
MS Project (разработчик - Microsoft) используют для планирования своих проектов около 3 млн. человек. Стандартный офисный интерфейс позволяет быстро освоить работу с продуктом. Пакет MS Project 2000 обладает обширными возможностями по интеграции с другим офисным программным обеспечением от Microsoft. Главное отличие Project 2000 от предыдущих версий - Microsoft Project Central. Это приложение для совместного управления проектами с помощью средств Web позволяет организовать обмен данными между всеми участниками проекта, а также предоставить информацию лицам, у которых Project 2000 не установлен. К примеру, обмен информацией с MS Outlook 2000 осуществляется следующим образом: менеджер проекта имеет возможность передать исполнителям данные о задачах, которые необходимо выполнить, а те, в свою очередь, могут информировать его обо всех изменениях в своем рабочем календаре. Кроме того, всю проектную информацию можно просматривать из MS Outlook 2000. К недостаткам последней версии MS Project 2000 можно отнести прекращение поддержки формата mpx.
Time Line (разработчик - Time Line Solutions). Многие компании в нашей стране начинали свой путь к внедрению систем управления проектами именно с этого продукта. Этот пакет начал продаваться еще в начале девяностых. Были локализованы две версии - 5.0 для DOS и 1.0 для Windows. Развитая функциональность и простота использования сделали его весьма распространенным пакетом. Очень важной по тем временам была возможность создания вычисляемых пользовательских полей. В дистрибутив пакета входит генератор отчетов Crystal Report.
В 1995 году, уже фирмой Symantec, была выпущена версия 6.5 этого пакета для Windows. Ее недостатком можно считать не очень хорошую реализацию WYSIWYG. На этом развитие пакета, к сожалению, остановилось. Локализированной версии 6.5 выпущено не было. Несмотря на то что продажи пакета Time Line прекращены около двух лет назад, он все еще широко используется.
SureTrak Project Manager (разработчик - Primavera, представитель в России - «ПМ Софт»).
Продукт начального уровня, самый дешевый в семействе Primavera (в России стоит около 700 долларов). Предназначен для управления несложными проектами в небольших компаниях. Умеет читать формат mpx и сохранять в нем проектные данные. Интерфейс - стандартный. Хорошо реализован принцип WYSIWYG и масштабирование временной оси при отображении диаграмм Ганта. Работает с MAPI-совместимыми системами электронной почты (умеет отправлять с их помощью данные проектов). Встроенный мастер (wizard) «Быстрый старт» помогает создать систему кодов для типовых проектов.
Минимальные системные требования: процессор 386 и выше, 4 Мбайт RAM, 15 Мбайт свободного дискового пространства, Windows 3.x, NT, 95 или OS/2. При установке под NT или Windows 2000 требуется дополнительно скачать и установить драйвер hasp-ключа. Пакет полностью локализован. В российском варианте поставки - русскоязычный интерфейс, система помощи и руководство пользователя. Из особенностей можно отметить удобную функцию «луч» (Progress Spotlight). При указании на временной оси (диаграмме Ганта) временного промежутка в таблице работ выделяются цветом операции, выполнение которых запланировано в этом временном интервале. SureTrak имеет собственный формат данных, а также без дополнительных настроек «понимает» формат P3. Текущая версия 2.0.
Primavera Project Planner (разработчик - Primavera, представитель в России - «ПМ Софт»).
Для построения интегрированной системы управления проектами компания Primavera предлагает несколько продуктов. Для использования на нижних уровнях управления - SureTrak Project Manager, для работы со сложными многоуровневыми иерархическими проектами - профессиональный пакет управления проектами Primavera Project Planner (P3), а также систему масштаба предприятия, работающую по технологии «клиент-сервер», Primavera Project Planner for the Enterprise (P3e).
Рассмотрим Primavera Project Planner (P3). Интерфейс - стандартный, оконный. Локализация коснулась всего, кроме системы меню (названия полей, встроенные отчеты, руководство пользователя). В версии 1.0 существовало ограничение на число одновременно открытых проектов - не более четырех, в следующих версиях это ограничение снято. В поставке - несколько десятков стандартных шаблонов представления проекта (в терминологии документации - макетов), пользователю предоставляется возможность создавать и сохранять собственные макеты. Поставляемый в составе пакета генератор отчетов Report Smith позволяет создавать любые табличные и графические отчетные формы. Отлично реализован принцип WYSIWYG при выводе отчетов на печать.
К услугам пользователя обширный набор инструментов, реализованы 9 типов работ (задача, веха, гамак, встреча и др.), все типы зависимостей между работами; 10 типов ограничений. Текущее расписание проекта может сравниваться с неограниченным числом базовых планов.
Развита функция глобальной замены для внесения изменений в данные проекта с использованием логических, арифметических и строковых выражений.
Для управления ресурсами и стоимостями есть все стандартные для такого класса продуктов инструменты. Стоимости ресурсов во времени, а так же пределы их потребления могут быть различными. Особенно интересна возможность создавать собственные профили использования ресурсов в дополнение к десяти существующим.
Структура статей затрат поддерживает неограниченное число счетов. Реализован анализ отклонений хода работ от запланированного графика методом освоенного объема (Cost/Schedule Control System Criteria - C/SCSC) и прогнозирование значений основных параметров проекта. В качестве средства анализа рисков предлагается продукт Monte Carlo, позволяющий оценить вероятность выполнения проекта в заданные сроки в пределах бюджета.
Р3 умеет читать формат mpx и сохранять в нем проекты, а также экспортировать данные в форматы dBase и Lotus. Для обмена данными с удаленными пользователями предназначена функция Primavera Post Office.
Open Plan (разработчик - Welcom Software Technology. Представитель в России - департамент управления проектами холдинга «Ланит») - профессиональная система управления проектами масштаба предприятия, выпускается в трех версиях: Enterprise, Professional и Desktop.
Интерфейс весьма оригинален: рабочее пространство представлено в виде нескольких рабочих столов, на которых помещаются ярлыки и к стандартным объектам (файлы проектов, календарей, ресурсов, кодов, шаблонов), и к любому файлу. При открытии проекта появляется «записная книжка проекта» - набор рабочих столов с ярлыками к файлам, непосредственно относящимся к проекту. В поставку входит несколько десятков распространенных шаблонов представления проекта. Применение шаблона к проекту осуществляется перетаскиванием нужного ярлыка на записную книжку проекта. Отдельного упоминания заслуживает функция «Директор управления проектами» (ДУП), позволяющая автоматизировать повторяющиеся процессы при управлении проектами. Объектами ДУП могут быть не только стандартные формы, представления и процедуры Open Plan, но и объекты из других приложений, например, текстового редактора, электронных таблиц, CAD. Весьма развита система ресурсного планирования. Реализовано два базовых метода расчета расписания:
-
ресурсное планирование при ограниченном времени. Приоритетной является необходимость придерживаться общей даты завершения проекта при попытке минимизировать степень перегрузки ресурсов. В результате ресурсы могут быть перегружены;
-
ресурсное планирование при ограниченных ресурсах. Приоритет отдается предотвращению перегрузки ресурсов, даже если это приведет к выходу проекта за рамки расписания. При этом дата завершения проекта отодвигается настолько, насколько необходимо для избежания перегрузки ресурсов.
Следует особо отметить, что функция анализа рисков встроена в систему, тогда как в некоторых других продуктах она поставляется как отдельный модуль. Вводятся оптимистическая и пессимистическая оценки длительности избранных или же всех работ проекта. Далее по методу Монте-Карло определяется вклад вероятностей в соблюдение графика проекта.
В состав Open Plan входит модуль Web Publisher, с помощью которого осуществляется публикация данных проекта на Web-сервере.
Spider Project (разработчик - компания «Технологии управления „Спайдер“»). Одна из лучших отечественных систем управления проектами. Версия под DOS появилась еще в 1992 году. С каждой версией заметно улучшался интерфейс системы и расширялась ее функциональность. Текущей является версия 7.23 под Windows 9x/NT/2000.
Рабочее пространство главного окна разбито на три функциональные зоны. В левой находятся ярлыки к открытым проектам. В средней - 16 ярлыков на шаблоны представления и данные проекта. В правой - ярлыки на открытые документы проекта. Документ проекта можно создать из текстовых файлов, html-файлов или файлов баз данных.
У этого продукта много отличий от западных собратьев, однако основным из них является подход к определению длительности операций. В большинстве известных пакетов операции характеризуются длительностью их исполнения. В Spider Project наряду с длительностями можно задавать физические объемы работ на операциях. Длительность определяется пакетом в процессе составления расписания работ в зависимости от производительности назначенных ресурсов.
Для анализа исполнения проекта, а также для анализа типа «что, если» очень важно иметь возможность сохранять прежние версии проекта, сравнивать и анализировать отклонения текущей версии проекта от предыдущих. Spider Project позволяет хранить неограниченное число версий проекта и анализировать ход исполнения работ не только по сравнению с базовой версией, но и с любой другой.