Cтудии web-декора
АрхивИз «доWebной» жизни мне помнилось, что дизайном в первую очередь называют обеспечение удобства и функциональности и лишь во вторую - красоты. Поэтому для описания того, что делает большинство Web-«дизайнеров», я много лет применял в письменной речи...
Из «доWebной» жизни мне помнилось, что дизайном в первую очередь называют обеспечение удобства и функциональности и лишь во вторую - красоты. Поэтому для описания того, что делает большинство Web-«дизайнеров», я много лет применял в письменной речи странное «визуальный дизайн», а в устной - грубое «раскраска». Максим Отставнов («КТ» #365) сказал точнее: декор.
Отставнов, похоже, первым (поинтересуйтесь у поисковых машин) нашел имя голого короля. В мире онлайна используется только «дизайн», а «декор» был оставлен офлайну.
Итак, отрасль ошибку заметила и назвала. Как теперь ее исправлять? Думаю, многое останется по-прежнему: студии Web-декора продолжат называться студиями Web-дизайна. Хотя настоящие студии Web-дизайна будут усиленно отмываться от своего декораторского прошлого. «РусАрт» уже открестился от «Арта» и стал «Индивидом», другие примеры не замедлят себя ждать.
Следствием станет и идеологическое и инструментальное отделение функциональности от декора. Вариант декора для программы-сайта назовут скином или темой, и для крупных Web-сайтов (читай: приложений) появятся выставки-библиотеки скинов, подготовленных третьими лицами - как это за последние три-четыре года произошло со многими программами (плейерами, браузерами, операционными системами и т. д.). CSS и XSL, творчески торчащие из почти каждого сервера Web-приложений (application server), обеспечивают почти полное разделение содержания и декора - было бы желание.
Массовая работа декораторов перестанет быть украшательством отдельных единичных объектов (страниц, окошек, экранов), а сведется к заданию визуального стиля. Декораторы станут стилистами (хотя не прекратят называть себя Web-дизайнерами).
Скачок в понимании и технологиях в ближайшие два-три года приведет к следующему очередному шагу в расщеплении ремесленной сущности Web-мастера на ряд промышленных профессий:
-
Системного аналитика, глубоко копающегося в дебрях предметной области заказчика. Он понимает, чего на самом деле хочет заказчик, и определяет содержимое Web-сайта на логическом (то есть формализованном, но еще понятном заказчику) уровне. Выучился терпению и любви к клиенту, работая в системных интеграторах, потом с болью и кровью отучался думать в терминах реляционных СУБД. Грешит концептуальной клиент-серверностью, корпоративный Web ему доступен только на уровне литературы.
-
Программиста-разработчика, задающего машинные структуры данных и их обработку. Пришел из программистов клиент-серверных систем, поэтому долго отучался от Delphi, но уже освоил парочку серверов Web-приложений. Ему все равно, линух или винды, - лишь бы платили. Хочет стать системным аналитиком и прекратить кодировать - но недостаточно любит клиента, чтобы подолгу разговаривать о клиентских проблемах. Зато корпоративный Web, пиринг и т. д. для него естественны: он знает все эти RDF и DTD не понаслышке. Собственно, дизайн получается из диалогов системного аналитика, который понимает что, и программиста-разработчика, который знает как.
-
Стилиста (декоратора), который делает клиенту красиво. Выходец из студий Web-дизайна, из всех языков программирования лучше всего владеет Photoshop. В формальных языках (CSS, XSL, SMIL и какие еще там появятся) разбирается не слишком (хотя очень хочет разобраться, но как-то некогда) - поэтому программист (то есть дизайнер) устанавливает ему визуальную среду декорирования и приглядывает за тем, чтобы графики на одной странице было не более 0,1М. В итоге все довольны: получается не просто дизайн, а стильный дизайн. Конкурсы - это в основном для стилиста, ибо иначе нельзя понять, сколько ему/ей платить, уж больно различаются художественные вкусы. У остальных участников уровень работы обычно виден и без конкурсов.
-
Сисадмина, который следит, чтобы сайт всегда работал. Сколько ему ни плати, все равно тяготеет к *nix. Пользователей и программистов не любит, потому что они мешают работать. Суть его профессии не меняется уже много лет, меняются только названия программных систем, для которых он ждет новые версии. Раз в неделю хочет плюнуть на все и пойти в разработчики - но слишком не любит возиться с офлайновыми предметными областями.
-
Администратора (не путать с сисадмином!), который следит, чтобы содержимое Web-сайта было актуальным и целостным. Вырос из сисадмина, который (чудеса бывают!) понимал язык юзверей и поэтому мог найти ошибку не в программе, а в данных.
-
Модератора, который пасет стада пользователей сайта. Пользователь давно перестал быть только читателем, поэтому слово «модератор» (ведущий, буквально «умериватель») прижилось. В модераторы вырастают только из самых заинтересованных пользователей, из программистов туда путь заказан. Модераторы в основном озабочены тем, что на сайте должно быть, в то время как администраторы думают в основном о том, чего быть не должно. У модераторов ценится общительность, умение лидировать в коллективе, а у администраторов ценится подозрительность, повышенная бдительность, усидчивость, аккуратность и решительность.
Живут все описанные околосайтовые персонажи в разных местах. Системный аналитик, программист-разработчик и стилист обычно кучкуются в специализированных фирмах-разработчиках сайтов, а вот сисадмин, админ и модератор - это штатные сотрудники фирмы-владельца сайта.
Кажется, что для традиционных айтишников добавка стилистов и модераторов ничуть не меняет традиционного для них околокомпьютерного (вернее, околоСУБДприложенческого) мира. Но это только кажется. Стильный и богато декорированный мир современного Web’а привлечет (как минимум - не оттолкнет) миллионы пользователей, привыкших к роскоши красивой жизни в красивейшем из миров. Ранее эти пользователи не любили пользоваться безликими и некрасивыми полнофункциональными интерфейсами, несмотря на всю их usability. Айти было явно не попсой.
Web дал компьютерщикам шанс: с приходом декораторов и модераторов появился вполне денежный призрак попсы. Недаром ругаемый Отставновым малофункциональный и бессодержательный, но обильно декорированный Web имеет гораздо больше пользователей, чем многие другие сочащиеся содержанием и функциональностью компьютерные приложения.
Миллионы новых пользователей, привлекаемые умельцами из студий Web-декора, привлекут миллиарды долларов для настоящих программистов, до «поСинения» пишущих на Яве. Так что все идет правильно. Появились популярные художники Web’а. Скоро появятся и популярные модераторы.
Один вопрос: хороших стилистов уже сейчас можно найти в студиях Web-декора. А из каких студий брать хороших модераторов?