Новый контент в поисках бизнес-модели
АрхивMojoNation ставит своей формальной задачей предотвратить перегрузку пиринговых сетей «паразитами» - пользователями...
«Трагедия общин» и MojoNation
MojoNation ставит своей формальной задачей предотвратить перегрузку пиринговых сетей «паразитами» - пользователями, которые готовы брать предоставляемый свободно контент, но ничего не дают сообществу взамен. В англоязычном мире широко используется выражение «трагедия общин», являющееся заглавием книги биолога Гаррета Хардена (Garrett Hardin), обсуждавшего экологические последствия общинного землепользования: пастухи пасут скот на «ничьей» земле, и пока никто не пытается увеличить стадо, ее естественный ресурс успевает восстанавливаться, однако как только слишком многие начинают ставить свои интересы выше общинных, ресурс истощается и страдают все (для людей с опытом жизни при социализме подробное объяснение того, к чему приводит «общественная» собственность на редкие ресурсы, пожалуй, не требуется).
Следует, наверное, подчеркнуть, что здесь речь идет не о защите так называемой интеллектуальной собственности (идеи, предполагающей произвольное придание качества «редкости» ресурсу, по своей природе таковым не обладающему, за счет ограничения на его одновременное использование), а о защите собственности реальной - действительно редких ресурсов (вычислительной мощности, дискового пространства, пропускной способности линий и т. п.), принадлежащих членам сообщества («пэрам») или арендуемых ими у третьих лиц.
Для решения этой задачи MojoNation опосредует предоставление этих ресурсов обращением специального платежного средства (Mojo), работать с которым «умеет» программное обеспечение, разрабатываемое в рамках проекта, - «брокер Mojo». «Брокер» выступает и в качестве клиента, и в качестве сервера; мы привыкли называть такую архитектуру «агентской» или «агент-агентской» (в отличие от «клиент-серверной», в которой части софта специализированы на той или иной функции).
С каждой операцией, выполняемой «брокером», ассоциирована определенная стоимость (в Mojo). Никто не запрещает выполнять любые функции бесплатно, но предполагается, что в общем случае пользователь будет платить за то, чтобы:
-
загружать контент из сети MojoNation;
-
подгружать контент в сеть и
-
пользоваться поиском в пространстве файлов, хранимых другими участниками сети (и, возможно, другими сервисами, которые начнут предоставляться позже).
В свою очередь, «зарабатывать» Mojo можно:
-
предоставляя в пользование свободное пространство для хранения файлов;
-
кэшируя популярный контент на своем компьютере для «расшивки» узких мест в сети;
-
предоставляя транзитные услуги (relay service) пользователям, находящимся за сетевым экраном или пользующимся анонимизаторами.
Поскольку количество Mojo, которые можно заработать непосредственно, зависит от вклада пользователя в развитие сети, выраженное в «натуральных ресурсах», считается, что Mojo - «ресурсная деноминация». Однако, в соответствии с идеологией проекта, должны появиться и сервисы, конвертирующие стоимость между Mojo и обычными валютами в различной форме; более того, после завершения бета-тестирования и перехода от BetaMojo, обращающихся сегодня, ко вновь эмитированным «настоящим» Mojo, компания собирается для обеспечения первоначальной ликвидности своего «деньготозоида» депонировать сумму от US$100000.
MojoNation - первый продукт компании Autonomous Zone Industries (AZI), зарегистрированной на Каймановых островах, которая полностью владеет другой компанией с замечательным названием «Злобные гении за светлое завтра» (Evil Geniuses for a Better Tomorrow, Inc.), инкорпорированной в США (Монэйт-Вью, шт. Калифорния) и являющейся очевидным кандидатом на IPO в случае успеха проекта. Бизнес AZI основан на модели разработки софта с открытыми исходниками.
Среди руководства и персонала компании «звездой» является автор идеи MojoNation, а по совместительству - основатель и генеральный директор AZI Джим Мак-Кой (Jim McCoy).
Это настоящий Мак-Кой - у него репутация отличного «технаря», управляющего «между делом» информационными системами в университете Техаса в Остине и Северо-Западном университете, а также обеспечившего в свое время разворачивание и функционирование ряда массовых сервисов (с общей аудиторией более 50 млн. пользователей) в таких известных Internet-компаниях «первого призыва», как Yahoo!, Four11, Communities.com и IO.com. Мак-Кой также замечен в пристрастии к новой либертарианской идеологии и «безумным идеям» в области построения свободных контрактных юрисдикций. MojoNation - первый проект, целиком и полностью задуманный и реализуемый им.
Вот фрагмент из интервью с Мак-Коем, которое Демьен Кейв (Damien Cave) взял у него для журнала «Salon». Интервью опубликовано в номере от 9 октября этого года.
Кейв: Как плату смогут получать творцы контента - в чем привлекательность (incentive) для них?
Мак-Кой: Получать плату можно с использованием функции, которая еще не реализована, - в своей основе это механизм чаевых (tipping). Публикуя контент, можно сказать: «Вот цифровая подпись на «карте» (в MojoNation разделена публикация «тела» контента в виде зашифрованных фрагментов, разбросанных по сети, и «карты сборки», содержащей указатели на эти фрагменты и ключи для их расшифровки. - М.О.), я его опубликовал, и чаевые следует платить мне».
Эта функция позволяет участнику сети накапливать репутацию в качестве источника хорошей информации. Возможно, что и звукозаписывающая фирма опубликует песню с подписью, говорящей: «Это официальная запись, которую мы публикуем».
Подпись, конечно, вещь хорошая, но однажды приложенная к документу, она может воспроизводиться с такой же легкостью, как и сам документ. Более того, никто не мешает другому участнику сети снять ее и наложить взамен свою, как бы говоря: «Нет, это опубликовал я!» Никаких механизмов разрешения таких коллизий (например, централизованной фиксации и подтверждения даты подписи) я в MojoNation не обнаружил; скорее, мы имеем здесь дело с механизмом трансляции существующих «внешних» репутаций «внутрь» сети MojoNation, но не создания (накопления) новых.
Отвечая на вопрос о возможности юридической атаки на MojoNation, подобно той, которой подвергся Napster, Мак-Кой заявил, что «проблема Napster заключалась в том, что там невозможно избавиться от контента даже при желании это сделать. В MojoNation владелец [прав на] ресурс может предъявить их, и участники сети откажутся передавать «пиратские» файлы».
Здесь также остается вопрос о том, не будет ли соблазна использовать такую возможность для блокирования распространения ресурсов, не нарушающего ничьих прав, но не нравящегося кому-то по другим причинам (политическая непопулярность или нонконформизм и т. п.).
Однако подробнее останавливаться на этих вопросах мы не будем - проект налицо, софт доступен, вход свободный: www.mojonation.net. Локализацией MojoNet пока никто не занимался, так что есть шанс…
Осторожно: фантастический софт
Возможно, основатель компании OpenCOLA и автор одноименного проекта имел бы не меньше оснований считаться «настоящим Мак-Коем» в складывающейся отрасли, если бы его имя не было так известно само по себе. Это канадец Кори Доктороу (Cory Doctorow), на визитке которого значится: «самый довольный технарь на земле», но знаменит он больше своими фантастическими рассказами, за сборник которых успел (сейчас Доктороу 29 лет) получить престижную премию Джона Кэмпбелла.
Неизвестно, останется ли у Доктороу время на писательство после того, как его проект получил на волне интереса к пиринговым технологиям первые серьезные инвесторские деньги - $15 млн. «на раскрутку», которые ему и его компаньону Джону Хенсону (John Henson) - с ним на пару Доктороу в прошлом году основал OpenCOLA - предстоит освоить в ближайшем будущем. Пока он среагировал очень ироничной критикой отношения к тематике пиринга в P2P Work Group, инициированной корпорацией Intel, и если критика, исходившая из «О’Рейлли» (см. подробнее «КТ» #366, с. 37) была во многом «критикой справа» - против монополизации, то Доктороу в своем эссе «Моя встреча с лос-анжелесскими гномами», опубликованном в MindJack, выступает со скорее по-левацки выглядящем тезисом о том, что «пиринг» не может и не должен сводиться к узкокоммерческой тематике:
«Целые космологические трактаты рисовались в PowerPoint по поводу B2B и B2C, а для того, чтобы объяснить AWATITM, спешно перекраивались учебные планы бизнес-школ. Грязные торгаши схватили идею, выжали из нее миллиарды в операциях с раздутыми акциями на NASDAQ, а потом с отвращением объявили о смерти B2B и B2C. Превращение пиринга в P2P явно демонстрирует наследственность».
Несмотря на «антикоммерческий» задор своей недавней публикации, в своем проекте Доктороу весьма прагматичен, и если что-то можно назвать «манифестом P2P», так это маркетинговые материалы OpenCOLA.
OpenCOLA - это пиринговая система обмена файлами с наложенной поисковой системой. Поиск и оценку ресурсов в компании считают «проблемой №1» пиринговых сетей. «КОЛА» в названии проекта - это «коллаборативная архитектура словарей объектов» (Collaborative Object Lookup Architecture), на чем Доктороу, впрочем, не настаивает, соглашаясь, что, в зависимости от настроения, аббревиатуру можно расшифровать как «коров, выведенных на низкую орбиту» (Cows Orbiting at Low Altitude) или даже «Кори, доигравшегося с кислотой» (Cory On Lotsa Acid). Open однозначно указывает на открытость проекта и открытость разработки софта.
Как и MojoNation, OpenCOLA предоставляет пользователю агентский софт, только совмещение функций сервера и клиента здесь принято называть не «агентом», а «клервером» (client+server=clerver, созвучно с clever - «умный»).
Вот как это должно работать: «Например, вам интересно читать про альпинизм. Вы вводите в клервер OpenCOLA пару статей на эту тему или просто сообщаете ей ряд ключевых слов. OpenCOLA в ответ порождает специализированного робота, который начинает искать в Сети материалы, которые могли бы быть вам интересны. При этом он не только работает как обычный «паук» (spider - «движок» поисковой машины. - М.О.), но и сотрудничает с роботами других пользователей OpenCOLA… Это распределенная версия механизма поиска «книг, которыми интересуются читатели этой книги», представленного на сайте Amazon.com.
Робота можно «вознаграждать», побуждая его подбирать похожие материалы, или «наказывать» за неудачно подобранный контент, однако это чисто символические действия, не имеющие монетарного эквивалента. В конце концов, сеть сотрудничающих роботов может принести самые неожиданные результаты: например, тексты, которые не относятся к альпинизму, но которые нравятся многим альпинистам».
Подобные механизмы до сих пор было принято называть «коллаборативными фильтрами», наиболее известными примерами которых являются упомянутый сервис Amazon.com или движок Slash, на котором основан известный новостной сайт Slashdot.org.
В OpenCOLA встроены механизмы публикации, как бесплатной, так и требующей от потребителя платы, а также поддерживающей концепцию «чаевых». Такие свойства, как считает Доктороу, и отличают OpenCOLA от более простых прототипов - пресловутых Napster и Gnutella. Основной своей аудиторией он называет «независимых» поставщиков контента, то есть авторов, исполнителей и программистов, не связанных эксклюзивными контрактами с публикаторами и не достигших пока широкой известности. И, возможно, не стремящихся к ней, предпочитая творить для узкого круга ценителей и, тем не менее, иметь возможность получать вознаграждение, если результаты творчества нравятся аудитории.
Так же, как и в случае с MojoNation, мы опускаем подробности, апеллируя к открытости софта и документации: www.opencola.com, но считая, тем не менее, уместным повторить предостережение лидера проекта: осторожно, часть софта написана писателем-фантастом.