Сказка о потерянном времени - II
АрхивНет, все-таки удивительная у нас страна. Всем до всего есть дело, этакая всеобщая заинтересованность во всеобщем же благе. Сказываются, видать, семьдесят с лишним лет целенаправленной селекции, дату начала которой празднует в эти дни страна.
Судите сами. Еду с приятелем в метро. Тут он мне и говорит: изобрел, дескать, вечный двигатель. - Как так? - Да очень просто. Сколько, говорит, народу кажный божий день ездит в московском метро? Миллионы. А теперь делаем простейшую вещь: приделываем к каждой двери электрогенератор. Люди входят, выходят, открывают, закрывают. Готово. Вечный двигатель. И людям польза, пускай развиваются и самосовершенствуются, и метрополитену. Будет, мол, получать электроэнергию из произведенной ими работы, продавать или тут же, на месте, использовать, и сказочно обогатится…
Пришлось, правда, мне его разочаровать. Опоздал, говорю, парень. Решена московским метрополитеном проблема Вечного Двигателя. Решена, притом радикально: научился он получать деньги за несделанную работу и за неоказанные услуги. Куда тебе со своим электрогенератором. Это ведь пока приделаешь, пока приучишь - разориться можно. А тут - просто и эффективно.
Довольно давно меня занимала надпись, появившаяся на московских жетончиках метро: «не более X поездок». Как человек осторожный и экономный, я предпочитал билеты на 10 поездок, практически всегда успевал их использовать в течение тридцати дней с момента первого прохода и посему смысл надписи был для меня покрыт мраком. В четверг, 26 октября, очередные 10 поездок были исчерпаны - после выпуска очередного номера «КТ» билет пришлось покупать в очередной раз. Пересчитав мелочь в карманах и прикинув варианты ночного возвращения домой, решил подстраховаться, приобретя билет на две поездки (но по пять). И уже в понедельник не смог по нему вернуться на работу! Три опробованных подряд турникета отказывались его принимать, пришлось обратиться за объяснениями к метрослужительнице, тут же радостно указавшей на надпись: «действителен в течение трех дней с момента продажи». Попробовал было, по студенческой еще привычке, напомнить ей про выходные дни, отсутствие денег на дорогу и т. д. Тщетно. Пять моих рублей были безжалостно, с лязгом и грохотом поглощены московским метрополитеном. Придуманный безымянным гением вечный двигатель сработал в очередной раз.
Лишь потом, уже по зрелому размышлению, тщетно пытаясь обнаружить на билете хоть какие-то признаки начинающегося разложения или иной порчи, которые - и на мой неискушенный взгляд, только они - могли подвинуть метрополитен на столь неочевидные проявления заботы о пассажирах [1], я все же обнаружил, что замысел, как и многое в этой стране, не доведен до логического конца: на билете отсутствовали хоть какие-либо сведения о самом моменте продажи! Будь со мной искушенный юрист, со служительницей можно было бы и поспорить…
Между тем интервал от четверга до понедельника оказался у меня до предела заполнен событиями. Я уже писал в «Лининиане» [2] о своем опыте использования надтональных модемов SBNI12-11 новосибирской компании «Гранч». Напомню, эти устройства позволяют передавать данные поверх обычной телефонной линии со скоростью до 2 Мбит/c. Тогда у меня осталось ощущение некоторой недоговоренности. Нет, в конце концов мне удалось добиться от этих устройств удовлетворительной работы, но - с некоторыми оговорками. Эпизодически, а то и по нескольку раз за вечер, мне приходилось опускать и поднимать интерфейс командами ifconfig sbni0 down/up [3]. Устройство оставалось для меня черным ящиком, средств диагностики не было, зато версий происходящего появлялось множество, вплоть до разных спектральных характеристик передаваемых данных и, соответственно, проблем при прохождении некоторых пакетов через разделительные фильтры. Через некоторое время я заметил, что интерфейс часто зависает при посещении определенных сайтов или даже при получении совершенно определенных, конкретных писем - вполне невинных по содержанию. Затем я обнаружил на сайте «Гранча» информацию о новом драйвере, в котором, как утверждалось, удалось побороть проблемы с кадрами определенной длины - 1014 байт [4].
Версия, впрочем, числилась в категории «бета», а периодические прогулки в коридор, где был установлен компьютерный мост, были не столь обременительны, чтобы требовать немедленных действий. Все изменилось, когда я выпускал предыдущий номер: у моего провайдера наконец-то появились клиенты в соседних домах, а перспектива бегать в коридор еще и для них, а потом еще и объясняться с провайдером меня, понятно, не радовала.
Пришлось вернуться к экспериментам, а для этого - вновь установить Linux на одном из разделов жесткого диска. Новые версии, Mandrake 7.2 b3 и Red Hat 6.2 Cyrillic Edition, хоть и порадовали простотой установки и наглядностью графического интерфейса [5], напрочь отказались компилировать устаревшее, по их мнению, ядро 2.0.38. Пришлось поставить менее разборчивый компилятор gcc и утилиты разработчика из Mandrake 5.3. Откомпилированная вскоре бета драйвера с ласковым именем Leticia отказалась работать в моем ISA-мосте, видимо, помешали встроенные в нее PCI-возможности, не помогла и помощь разработчика FREESCO Сергея Сторожевого, любезно согласившегося, дабы избавить меня от сомнений, откомпилировать драйвер в родной конфигурации. Несмотря на помощь Ярослава Полякова из «Гранча», ни Leticia, ни последовавший за ней Foodchain [6] так и не заработали с FREESCO и старенькой IBM Aptiva; я уже было приготовился изучать документацию на Linux Router Project, отменно, по утверждениям «Гранч», работающий с ее модемами. Но вовремя вспомнил, что со старым-то драйвером проблем, вернее - таких проблем, не было. В результате все закончилось заменой знака «<» в строке if(skb->len < 1014) процедуры sbni_xmit старенького Hangover’а на «<=». После чего поведение модемов преобразилось, и я с чистой совестью могу отчитаться о проделанной работе.
Правда, жизнь после этого потеряла некоторый «флер» [7] - я, по примеру россиян из известного анекдота про японскую лесопилку, уже приноровился было подсовывать своему модему сайт за сайтом, с нетерпением ожидая результата. Но зато появилось время для многих других вещей. Так, среди прочего я выяснил, что убийственные для модемов пакеты длиной 1014 байт приходили вовсе не с сайта www.zr.ru, попавшего было у меня в черный список, а с адреса 194.67.26.91, или - «Рейтинга 1000Stars»… Впрочем, теперь это уже совершенно все равно.
1 (обратно к тексту) - Тщетно. И сейчас, через неделю, билет - как новенький.
2 (обратно к тексту) - См. «КТ» #353.
3 (обратно к тексту) - Сродни упал, отжался.
4 (обратно к тексту) - Величины, подозреваю, связанной с размером аппаратного буфера этого модема.
5 (обратно к тексту) - Особенно - последняя.
6 (обратно к тексту) - Проследите, кстати, за сменой настроений разработчиков драйверов: Hangover (похмелье), Leticia (надо полагать, романтический период) и, наконец, Foodchain… Надо думать, дела идут хорошо.
7 (обратно к тексту) - Уровень ошибок за три прошедших осенних дня, с дождями и заморозками, - 10-6 (1 км, 1 Мбит/c).