Linux выходит в мир 3D технологий
АрхивОфисные приложения (архив)Linux готов отдаться… в руки дизайнерам, художникам и прочим творческим личностям.
Если в течении последних нескольких лет вы безвылазно погрязли в рендеринге, то, возможно, удивитесь тому факту, что операционная система Linux вербует все новых сторонников, предпочитающих анти-Microsoft альтернативу. Причины этого перехода к Linux состоят в ее стабильности, независимости от платформы, большого количества freeware и shareware программного обеспечения и низкой цены (бесплатно или до 100$ для сокращенных версий с оболочкой от компаний типа Red Hat, VA Linux и Corel). Программисты любят Linux, и помимо того, что для этой ОС существует большое количество сетевых разработок, она начинает потихоньку проникать в сообщества разработчиков игр и во все остальные области применения компьютеров.
Что общего может быть между Linux'ом и трехмерной графикой? Некоторые компании, в том числе Xi Graphics и SGI начали переводить свои UNIX и NT-приложения на Linux, и от них наверняка не отстанут и другие производители. Одним из достоинств Linux является независимость от платформы. В приложениях 3х-мерной графики это преимущество оборачивается серьезной проблемой. Поскольку операционная система может быть запущена практически на любом компьютере, она не пользуется преимуществами, предоставляемыми конкретным аппаратным обеспечением, в особенности, графическими платами. Для многих 3D- разработчиков переход на Linux означает отказ от их дорогостоящих хай-энд графических плат, или ожидание, пока продавцы этих плат не напишут специальные драйвера для Linux.
Xi Graphics 3D
В конце 1999 года, на Comdex'е, компания Xi Graphics Inc. впервые представила свой продукт Accelerated 3D X Server для Linux. Компания поставляет две версии продукта, позволяющего пользователям Linux пользоваться возможностями существующих графических плат для 2D и 3D акселерации.
Имеются две редакции продукта - Entertainment Edition и Professional Edition. Обе они идут на большинстве наиболее распространенных разновидностей Linux, включая Caldera, Red Hat и SuSE. Entertainment Edition предназначено для разработчиков игр (и геймеров). Professional Edition включает дополнительные возможности и функции для визуализации данных, 3х- мерного моделирования, операций CAD/CAM.
3D X - сервер, поддерживающий аппаратное ускорение, может быть запущен на PC- совместимом настольном компьютере (Intel и AMD) и уже сейчас поддерживает более 30ти различных графических карт от ведущих производителей, включая 3Dlabs,ATI,Evans&Sutherland,Diamond,S3 и Matrox.
Accelerated 3D X Professional Edition ($249.95) и Entertainment Edition ($99.95) включают такие возможности, как кэширование текстур, поддержка tablets (Wacom и Summagraphics), поддержка Labtec Spaceball, поддержка 8-, 15/16-,24/32-битной глубины цвета. Оба продукта полностью совместимы с OpenGL 1.1.1.
SGI IRIX Performer 2.3
В начале января 2000 г. SGI представила Linux-версию пакета для рендеринга в реальном времени для систем на основе процессоров Intel, IRIS Performer 2.3. В соответствии с ценовой политикой Linux, пакет распространяется бесплатно. Сделав IRIS Performer доступным для Linux, SGI надеется, что это вдохновит разработчиков приложений на то, чтобы они перенесли свои продукты для моделирования и базы данных, основанные на Performer для IRIX на новую операционную систему.
Построенный на основе OpenGL toolkit фирмы SGI, IRIS Performer 2.3 для Linux поддерживает графическую библиотеку OpenGL и работает не только на современных Intel Pentium системах, но и предполагает поддержку будущих архитектур на основе IA-32 и IA-64.
Согласно сообщению фирмы SGI, международное сообщество разработчиков уже скачало 11 000 копий бета-версии пакета. MultiGen-Paradigm уже приступила к переводу своей системы моделирования Vega на Linux с использованием IRIS Performer.
Прошлым летом SGI объявила о готовящейся реорганизации, реструктуризации и установлении партнерства с другими компаниями. Грандиозный план включал в себя продажу подразделения суперкомпьютеров Cray, нахождение OEM- партнеров, которые взяли бы на себя выпуск и продажу некоторых графических чипов и двух рабочих станций NT (320 и 540), а также поддержку Linux всей линией продуктов. Компания nVidia сразу же подписала контракт о чипах, однако, на Cray покупателя не нашлось, также как не нашлось желающих на две злосчастные рабочие станции. Несколько недель назад SGI объявила о закрытии линий рабочих станций 320 и 540. Несмотря на это, они все еще рассчитывают прорваться на рынок NT и продолжают миграцию к Linux.
Поскольку SGI фактически приняла Linux в качестве стандарта, новый IRIS Performer, очевидно, является одним из многих шагов на пути к новой операционной системе. SGI обещала продолжать поддержку IRIX по крайней мере до 2005 года, однако, очевидно, что они уже сидят на чемоданах и начинают переезд.
Страна Linux
Linux сейчас пребывает в странном состоянии, и 3х мерная графика на Linux тоже пребывает в движении. Хотя все вокруг, кажется, уже поверили в то, что Linux похоронит Windows, даже самые отчаянные фанаты Linux'а вынуждены будут признать, что Linux - это отнюдь не дружественная система даже с самой большой натяжкой. Большинство инструментов и программ для Linux на сегодняшний день предназначены для разработки серверов и серверных приложений. Программисты также постоянно выпускают продукты общего назначения, включая игры вроде Quake. Программисты пишут варианты своего обеспечения для Linux по двум причинам. Во- первых, потому что им нравится Linux и они хотят самоутвердиться. Во-вторых, потому что они видят, что Linux- это сравнительно новый рынок, за который еще нет большой конкуренции.
3D - пользователи, в большинстве своем, вынуждены были в течение многих лет пользоваться тупыми, неуклюжими операционными системами, поэтому переход на Linux не составил бы для них труда, однако, все мы привязаны к своим любимым пакетам. Если вы пользуетесь Discreet 3D Studio MAX или SoftImage, то вам не важно, насколько хорош Linux и сколько для него написано утилит. Вы не можете перейти на него де тех пор, пока на него не переведут ваше приложение. Фанаты Linux быстро напомнят, что для него существует более 20 пакетов для моделирования (причем многие из них распространяются бесплатно), по крайней мере восемь коммерческих пакетов для рендеринга (включая такие серьезные, как Mental Ray, POV-Ray и PRMan от Pixar), а также множество инструментов, библиотек и 3D-Engine'ов. (Хорошим источником информации по 3D для Linux является сайт glide.xxedgexx.com). Но прежде чем радоваться, запомните, что большинства популярных пакетов для моделирования и рендеринга на Linux все еще нет.
Не секрет, что Linux сейчас набирает обороты, и продукты вроде Accelerated 3D X server или IRIS Performer 2.3 постепенно решают проблемы миграции. Фактически, Linux сейчас вполне подходит для широких слоев, однако, до тех пор, пока на него не будут перенесены основные пакеты для моделирования и рендеринга, эта операционная система не сможет завоевать признания среди сообщества, занимающегося 3D -графикой.