Behind the wall
АрхивSitting in a bunker here behind my wall
Waiting for the worms to come.
Эта «Голубятня» юбилейная — сороковая. Мои ламерские экзерсисы подобно канатоходцу полтора года балансируют между неутомимым брюзжанием пролетариев компьютерного труда и обидчивой доверчивостью неофитов. Где-то это уже было. Ах да — «Огород Козловского»! Он выдюжил целых сто выпусков, пока в конце концов не просел под жлобскими наездами все тех же «профессионалов», которые таки выкурили бородатого литератора с насиженных грядок. Теперь Козловский путешествует и пишет путевые заметки. Напоминает репризу Жванецкого об официанте, который оказался в Лондоне и жалеет очень.
Меньше всего хочется писать о компьютерных программах. От них уже тошнит. Хочется остановиться и задаться вопросом: «Все больше и больше нового и хорошего софта — это замечательно, но когда же наконец начнем работать?!» Вопрос риторический, потому как «проги» давно уже стали самоцелью, что-то вроде марок или спичечных этикеток. Не поленился и посчитал, сколько же программ использую постоянно: оказалось, 47! Просто невероятно. Почти два года в роли глобального координатора на моем компьютере выступает Windows Commander. Я так привык к этой оболочке, что уже не мыслю работу без нее. По большому счету Windows Commander выполняет все нужные мне функции, связанные с ОС: создание каталогов, просмотр и редактирование файлов, их копирование и перемещение, распаковку и упаковку, синхронизацию и сравнение директорий. Но самое главное назначение WC — стартовая площадка для запуска всех приложений.
Моя тетушка, замечательный литературный редактор с тридцатилетним стажем, использует компьютер для серьезной работы. По этой причине она пользуется «Вордом» и «Вентурой» под ДОС на черно-белом пассивноматричном ноутбуке с двумя мегабайтами памяти, которые не обладают возможностью расширения (и на этом реликте запускается Windows 3.1!). Можно представить ее удивление, когда, бросив взгляд на монитор моего компьютера, она увидела ряды убористых иконок WC:
«Это что за иконостас?!» — ужаснулась она, как и подобает человеку, неизбалованному графическим интерфейсом. «Это мои мучители», — ответил я. Сегодняшняя лирическая «Голубятня» посвящена стереотипам. Отсюда и маленькая цитатка из Pink Floyd в заголовке — «По ту сторону стены». По ту сторону стены наших упрямых предпочтений скрывается необъятное богатство незнакомых решений. Как часто, заглядывая в компьютеры ламеров, полупрофессионалов и профессионалов, я находил в них непотребное число совершенно бездарных программ, присутствие которых можно объяснить только инерцией мышления и цепкими привычками. Все самые замечательные софтверные открытия я совершал, только разрушая собственные стереотипы. Легко сказать! Для того чтобы сподвигнуть ленивое тело на поиск совершенства, нужно обладать необычным качеством, которое в поэтическом плане передается словом зуд, а на народно-бытовом уровне — фразой «у него шило в одном месте».
И в самом деле: нет ничего необычного, когда программа тебя откровенно не устраивает по той или иной причине либо у тебя вообще ее нет. Тогда поиск лучшего решения вполне закономерен. Ну а если кажется, что программа в порядке потому, что просто не с чем ее сравнивать? Тут-то и нужен зуд.
Я поведаю лишь о двух сломанных стереотипах: вьюере графических изображений и клиенте FTP. Испокон веков я пользовался программой ACDSee, которую прилежно проапгрейдил с самой первой версии до предпоследней — третьей. Я даже помню, откуда этот стереотип появился — из раннего Stroud’а. Как бы то ни было, все свои многочисленные gif, jpeg, tif и bmp я вскрывал исключительно с помощью ACDSee. Перед моими глазами прошел весь процесс заматерения легкой элегантной утилитки и ее медленного, но верного превращения в гиппопотама с неоправданной претензией на младшего брата «Фотошопа». Фриварность уступила место шареварности, а затем и полновесной commercial ware. Я бы, наверное, так и мотал пожизненную с ACDSee, если бы не внезапно возникший зуд. В свободную минутку я прополол знакомое как пять пальцев «Депо Давида» и, отбросив десятка полтора претенциозных кандидатов, вышел на маленький шедевр с, правда, дурацким названием (по имени австрийского разработчика) — IrfanView. Фриварный австрийский малыш просто очаровал мускулатурой и окончательно подсидел ACDSee.
Аналогичный зуд поднял меня на борьбу с другим перманентным авторитетом — ftp-клиентом CuteFTP. Пока CuteFTP существовал на протяжении нескольких лет в виде скромного творения несоветского человека с грузинским именем (уж не помню теперь точно: то ли Тотибадзе, то ли Тобидзе) — все было в порядке: программа работала очень устойчиво, багов было самую малость, и я не знал тревог и печалей. Затем Тотибадзе-Тобидзе успешно толкнул свое детище и, видимо, решил все свои бытовые проблемы. Однако его осиротевший ребенок, попав в алчные и грубые корпоративные руки (сегодня CuteFTP принадлежит Globalscape.com), наполнился мелкими, хотя и терпимыми багами и стал, как водится, кабанеть не по дням, а по часам. Зуд оторвал меня от стула и теперь на моем компьютере красуется замечательная альтернатива — LeapFTP — безупречный поджарый ftp-клиент с полным джентльменским набором: менеджером сайта, очередью загрузок, встроенным редактором, поддержкой прокси, кэшированием списка директорий, множественным chmod, поддержкой соединения при отсутствии активности (anti-idle), автоматическим разъединением соединения после окончания загрузки и т. п.
Мораль: почаще полагайтесь на зуд, и вам откроются такие дали! Либо читайте «Голубятню»!