Шаг в призрачный макрокосм
АрхивВы уже утонули в потоке информации? Или еще держитесь на плаву? Все равно, спасения нет! Во всяком случае, пока. И уж совершенно определенно, человек не способен переварить за год, да и за всю свою недолгую жизнь, два с лишком эксабайта данных.
Вы уже утонули в потоке информации? Или еще держитесь на плаву? Все равно, спасения нет! Во всяком случае, пока. И уж совершенно определенно, человек не способен переварить за год, да и за всю свою недолгую жизнь, два с лишком эксабайта данных (экса — мера кратности, равная миллиарду миллиардов, или же 1018).
Это примерная оценка объема информации, генерированной человечеством в течение 1999 года. Исследование, которым руководили профессор Питер Лаймэн (Peter Lyman) и профессор Хол Вэриан (Hal Varian), проведено в Школе информационных систем и управления при Калифорнийском университете в Беркли. Результаты работы, выполнявшейся по заказу и при финансировании корпорации EMC, крупного производителя систем хранения данных, нашли отражение в отчете «Все же, сколько информации?».
С первого взгляда, оценка общего объема новой информации кажется неформализуемой задачей. Но исследователи постулировали, что в наши дни любой человек потенциально обладает возможностью получать двунаправленный доступ к любой физической среде хранения данных. Тогда вопрос формулировался уже конкретнее: сколько же информации вообще зафиксировано? После этого можно было еще сузить рамки: а каков объем хранилищ для накопления всей генерированной информации?
Более или менее адекватный ответ на последний вопрос нашелся. Собственно, можно получить достоверные сведения об объемах контента, содержащегося в четырех главных средах хранения информации: бумаге, пленке (films), оптических и магнитооптических дисках (CD, CD-R, DVD…) и магнитных носителях.
Взять, к примеру, пленки. По данным Министерства торговли США (Department of Commerce), ежегодно на планете делается более 80 млрд. фотоснимков. ЮНЕСКО оценивает количество ежегодно снимаемых во всем мире кинолент цифрой 4250. Кроме того, ежегодно делается примерно 2 млрд. рентгеновских и флюорографических снимков.
Участники проекта исходили из того, что каждое фото занимает 5 Мбайт, фильм — 4000 Мбайт, каждая рентгенограмма — 8 Мбайт, и, выполнив элементарные вычисления, получили суммарный объем информации, зафиксированной на пленках.
Некоторые выявленные тенденции и структуры глобального информационного потока удивили даже самих исследователей, отнюдь не дилетантов в предметной области. Первое — то, что они назвали эффектом «демократизации данных», а именно: гигантские объемы уникальной информации создаются и накапливаются отдельными лицами. Например, 56% емкости магнитных носителей принадлежит владельцам домашних компьютеров. Таким образом, сравнительно небольшое число индивидуумов порождает и накапливает львиную долю общего объема информации — примерно 0,74 эксабайт в 1999 году. Вся печатная продукция за тот же год содержит всего лишь 0,000285 эксабайт.
Второй, довольно показательный вывод: насколько невелика доля печатной продукции в общем объеме всей генерированной информации. Это не означает, что печать умерла. По мнению авторов работы, скорее наоборот: она по-прежнему остается самой эффективной и концентрированной формой представления данных.
Еще одним интересным фактом, хотя, возможно, и не способным вызвать изумления, является то, что информация все больше предстает в цифровом виде. Никакие другие способы запечатления данных не распространяются столь быстро. В то время как объем ежегодно генерируемого контента на бумаге и пленках растет весьма медленно (не более чем на 2%), продажи оптических и магнитных носителей информации удваиваются каждый год. Даже без учета того, что данные, как правило, тем или иным образом сжимаются, общий объем носителей цифровой информации в 1999 году составил 1,4 эксабайт.
Именно экспансия «цифры» является главной причиной «демократизации», поскольку цифровая информация потенциально доступна везде, а ее универсальность гарантирована возможностью легко трансформировать форматы.
Исследователи постарались выяснить, какие объемы информации генерируются такими средствами коммуникаций, как электронная почта, радио и телефон, — поскольку очень вероятно, что все эти данные в скором времени будут автоматически архивироваться. 610 млрд. посланий e-mail, ежегодно рассылающихся только по США, привносят в общий котел всего лишь 11 терабайт (тера — 1012), что просто не сопоставимо с объемом информации, которой обмениваются разговаривающие по телефону люди: 0,567 эксабайт!
Конечно, можно, заняв известную позицию, раскритиковать все эти цифры, назвать их малозначащими. Однако при этом (sic!) сами критики способны только увеличить объем ими же критикуемого информационного хлама.
Если же взглянуть на цифры отчета серьезно, то между ними можно обнаружить немало интересных фактов. К примеру, знаете ли вы, что человечество ежегодно выпускает примерно 1 млн. книг, каждая из которых содержит в среднем 300 страниц? Что принтеры, копиры и прочие печатающие на бумаге устройства (без учета полиграфического оборудования) выдают примерно 15 трлн. страниц? Что в 1999 году было продано примерно 2,5 млрд. CD?.. Пожалуй, хватит.
Как утверждают авторы отчета, насыщение информацией уже наступило. По крайней мере, в США ее потребляется столько же, сколько восемь лет назад, несмотря на то, что объем публикаций вырос во много раз. Общее время, которое американец проводит, читая печатные издания, глядя в телевизор, разговаривая по телефону или оперируя в Интернете, в 1992 году составляло 3324 часа, а в 2000 году составит, по прогнозу, 3380 часов. И сколько же информации он потребляет за это время? Примерно 3,3 терабайта. Теперь понятно, почему мы все (в среднем) так неэффективны в этом мире? Возможно, кроме тех, кто ничего не читает, не смотрит телевизор, не говорит по телефону и, конечно, не заходит в Интернет.
Управление информацией на всех уровнях — индивидуальном, корпоративном, общественном — вот средство совладать с близкой угрозой Информационного Потопа. Как выразился Лаймэн, «это просто следующий уровень грамотности».
Интересно, но отчет не был издан на бумаге по принципиальным соображениям авторов. Они считают, что исследование будет продолжено, а его результаты останутся «живым» документом, который будет дополняться и изменяться. По словам Вэриана, это лучший способ пресечь пустые дискуссии о том, что такое информация. Нет поводов, чтобы рассуждать на подобные темы, поскольку информация пребывает в непрерывном изменении. А Лаймэн добавляет: в прошлом об информации говорили в терминах объемов, форматов и среды: например, книга в 300 страниц in folio или же широкоформатный фильм продолжительностью два часа в сопровождении Dolby Surround. В будущем и объем, и форма, и среда представления будут гибко меняться, подстраиваясь под нужды и предпочтения потребителя.
Подробнее ознакомиться с весьма объемистыми данными об исследовании можно на сайте www.sims.berkeley.edu/how-much-info.