«Последняя миля» мобильной связи
АрхивРазвитие систем массового обслуживания потребовало доведения линий связи до каждого человека — прокладки так называемой «последней мили» (см. «КТ» ##307–308). В старое доброе время проводной телефонной связи, радио- и телевещания эти вопросы стояли не так остро. Особенно в случае вещания: доставил сигнал на места с помощью наземных или спутниковых ретрансляторов и кричи «на всю Ивановскую», и все дела. Чем громче крикнешь, тем больше народу тебя услышит. И стоит это в пересчете на каждого слушающего и смотрящего сравнительно недорого: единственный передатчик с одной антенной на одной и той же радиочастоте работает сразу для всех.
Телефонные сети стоят дороже: к каждому абоненту нужно протянуть свою пару проводов от районной АТС, а это расходы меди, рытье траншей, кросс-поля… Поэтому «удельная» стоимость телефонии выше в сравнении с радио- и телевещанием даже при реализации последних с помощью проводов: при вещании на один провод можно «посадить» многих пользователей. Зато в проводной телефонии нет никаких проблем с радиочастотами. И вообще нет никаких технических проблем, — если есть деньги и есть люди, готовые их платить, то проводов можно намотать сколь угодно много и уложить кабель в землю. В этом случае проблема «последней мили» заключается в ненулевой стоимости ее прокладки и поддержания системы в рабочем состоянии.
Настоящая головная боль пришла, когда стали развивать системы мобильной связи для массового персонального обслуживания. А раз мобильной, значит нужно радио, ведь проводами человека не привяжешь. Тут уже нельзя кричать «во всю Ивановскую», а, наоборот, надо шептать тихо, на ушко, чтобы не мешать соседу, которому тоже что-то шепчут. Другими словами, с каждым абонентом нужно связываться по отдельному радиоканалу. А к тому времени, как это осознали, свободных радиочастот почти не осталось. Расхватали все подходящие диапазоны те самые радио- и телевещатели, авиация, космические системы, да и военные в стороне не остались, отхватив огромный кусок спектра. Тот, кто хоть раз листал нормативные документы по распределению радиочастот, может подтвердить: все частоты — начиная от десятка килогерц («сверхдлинные волны») и вплоть до сотен гигагерц («крайне высокие частоты») — застолблены и расписаны до последнего герца.
Казалось бы, радиочастот миллиарды герц и их должно было бы хватить всем. Тем более что с ними чего только не делают: и «уплотняют», и «режут», и набок кладут, чтобы выжать весь возможный ресурс. Но природу-мать не обманешь: выше некогда заложенного ею (и начальством) предела не прыгнешь. А потребности все возрастают… Задачка усложняется еще и тем, что люди имеют привычку скапливаться в одном месте, в городах, да к тому же хотят иметь связь одновременно и без задержек. И то, что есть благо для телефониста, оказывается серьезной проблемой для радиста. А еще кто-то придумал на свою голову беспроводной доступ к Сети, которого, по расчетам аналитиков, в 2004 году будут требовать до 300 млн. абонентов, притом что общее число абонентов мобильной связи, по данным Международного союза электросвязи, приблизится к 1 млрд. человек! (рис.1). И каждому потребуется свой персональный канал!
С другой стороны, понятно, что чем больше удастся охватить абонентов, тем дешевле для каждого из них будет связь. Пока себестоимость мобильных каналов связи остается довольно высокой, как за счет сравнительно дорогого оборудования, так и за счет расходов на поддержание сети. Подчеркиваю — себестоимость, а не только тарифы. Выходит, что каждому оператору выгодно иметь побольше каналов «последней мили», но каждый из каналов требует определенного ресурса радиочастот.
Возьмем для примера речь. Для ее качественной передачи по радиоканалу в аналоговом виде понадобится не менее 3 кГц в каждую сторону. Между соседними каналами надо оставить промежуток в несколько килогерц (в идеале — в 2,7 раза шире полосы полезного сигнала в обе стороны), поскольку, как ни крути, а идеального фильтра и трактов прохождения сигналов со строго прямоугольной частотной характеристикой не построишь. В результате для каждого канала выделяется по 30 кГц на передачу и столько же на прием (в самом крайнем случае — по 10 кГц). Таким образом, для передачи всего тысячи дуплексных каналов требуется 60 (20) МГц в полосе радиочастот.
В больших городах с миллионным населением таких каналов надо много, очень много. Свободных же частот в приемлемом диапазоне (200–3000 МГц) нет. Вот и получается, что основным и самым дорогим ресурсом в системах связи «последней мили» является радиочастотный ресурс (недавно в Великобритании было продано с аукциона пять лицензий на сотовую связь на общую сумму более 35 млрд. долларов).
Но умные люди придумали сотовую связь — радиосистемы, разнесенные в пространстве таким образом, что одни и те же частоты «работают» в разных точках, не мешая друг другу. Структура сотовых сетей в идеале очень напоминает пчелиные шестиугольные ячейки, покрывающие заданную территорию. В каждой соте ставятся базовые приемопередающие станции (БС), зона действия которых ограничена [1]. Каждая БС использует набор частотно разнесенных каналов, отличный от используемого в соседних шести сотах. При этом соседние соты не создают помех друг другу. В удаленных сотах снова можно использовать частоты первой БС (см. рис. 2, разные наборы частот показаны разным цветом). Таким образом, получается, что сеть сотовой связи может иметь Q=(N/7)*K одновременно действующих каналов, где N — общее число выделенных для сотовой сети частотных каналов, К — число БС (сот) [2].
Отсюда вытекает простой, казалось бы, вывод: чтобы повысить потенциальную емкость сети (число одновременно действующих каналов), необходимо увеличивать количество сот, уменьшая их размеры. То же самое надо делать в местах возможного массового скопления граждан. Например, на стадионе, в бизнес-центрах, на рынках (рис. 3). Или в Японии, в которой куда ни глянь — везде массовое скопление граждан… Ах, как было бы хорошо операторам сетей мобильной связи, если бы люди равномерно расселились по Земле!
Теперь не надо объяснять, что число каналов является важнейшим ресурсом для любого сотового оператора. Чем больше каналов, тем больше можно привлечь абонентов, тем ниже можно установить тарифы, тем конкурентоспособнее становится бизнес.Однако эта логика верна лишь до определенного предела: следует учесть, что оборудование БС, расходы на его эксплуатацию, арендная плата и т. п. обходятся недешево. Например, средняя цена аппаратуры для системы AMPS/DAMPS составляет 500–850 долларов США на одного абонента при расчетном числе абонентов 10 тыс. человек. К тому же при уменьшении площади сот и увеличении их числа во столько же раз увеличивается среднее количество переходов абонента из соты в соту. Это усложняет операции по переключению каналов при смене сот (напомним, что в сопряженных сотах, кроме случая CDMA, частоты всегда разные) и требует увеличения числа служебных каналов. Последнее соображение не касается использования сотовых систем для работы со стационарными терминалами. Доля таких систем неуклонно растет, поскольку их построение зачастую обходится дешевле даже прокладки проводной сети.
Итак, далее речь пойдет о том, какими техническими средствами строили и строят «последнюю милю» в системах мобильной связи.
Первыми популярными системами сотовой связи стали системы с разнесенными по частоте (FDMA) каналами, передававшие модулированный по частоте (FM) аналоговый сигнал (см. рис. 4). Примером служат стандарты NMT400/450 (Nordic Mobile Telephone, диапазон 400 и/или 450 МГц), AMPS800 (Advanced Mobile Phone Service) и его американские варианты — NAMPS800 (Narrowband AMPS) и TACS (Total Access Communications System, все в диапазоне 800 МГц). В стандартах NMT и AMPS каналы нарезаются по 30 кГц в полосах шириной 25 МГц для прямого (передающего) и обратного (принимаемого) сигнала, в стандарте TACS каналам выделяется по 25 кГц, а в NAMPS — по 10 кГц. Наибольшее развитие у нас получили стандарты NMT450 и AMPS800.
Основной «системный» недостаток FDMA — малая эффективность использования полосы частот, а с точки зрения пользователя — «зашумленность» речи и случающиеся перерывы в связи при переходе из соты в соту. Другим серьезным недостатком, обнаружившимся только при эксплуатации, оказалась слабая защита от постороннего доступа, что привело к массовым случаям клонирования терминалов с целью воровства эфирного времени или подслушивания разговоров. Для борьбы с этим злом ничего лучше, чем милицейские операции, так и не придумали.
Развитием стандарта AMPS стал цифровой метод передачи — DAMPS. В этом случае аналоговые речевые сигналы преобразуются в стандартные для голосового симплексного канала цифровые потоки ИКМ с кодированием по а- или m-закону на скорости 64 кбит/с. При более сложном кодировании и при сохранении исходного качества передачи речи этот поток научились снижать сначала до 16 кбит/с, а затем и до 9,6 кбит/с. Наиболее «крутые» кодеки речи позволяют сузить канал до 4 и даже до 2,4 кбит/с, правда, при этом качество речи ухудшается, а сложность, энергопотребление и цена устройств возрастают.
Чтобы уменьшить расход спектра в многоканальных трактах передачи, придумали разделять каналы цифрового речевого сигнала на отдельные пакеты, размещаемые в циклически повторяемых временных промежутках — тайм-слотах. Метод назвали TDMA (пакетная передача с разделением по времени, рис. 5). В каждом из тайм-слотов содержится один речевой канал, а в составе пакетов кроме кода речевого сигнала передается служебная информация, временные синхронизирующие метки, а также схемы кодировки сигнала.
При таком методе не требуется устанавливать большие частотные промежутки между каналами, как в FDMA. Взамен тайм-слоты раздвигают во времени на некоторые защитные интервалы: сигналы мобильных терминалов, находящихся на разных расстояниях от БС, имеют разные задержки распространения, к тому же надо учитывать всегда имеющуюся нестабильность в синхронизации аппаратуры. И все же TDMA дает существенный выигрыш: в той же полосе аналогового тракта можно разместить в 3–4 раза больше каналов, чем при FDMA-методе. TDMA используется, к примеру, в американских сотовых сетях стандарта IS-54 (три канала в 30-килогерцовом канале AMPS или в 25-килогерцовом TACS).
Цифровая техника передачи (а TDMA — метод цифровой) дала заметные преимущества. Во-первых, втрое увеличилось число каналов. Во-вторых, цифровой сигнал был избавлен от шумов. В-третьих, сигнал может быть надежно защищен от постороннего доступа. И в-четвертых, каналы с временным разделением могут быть использованы для передачи как речи, так и данных. Наибольшее распространение метод TDMA получил в классической цифровой телефонии. Например, ISDN-сети построены именно на TDMA.
А в мобильных системах TDMA получил развитие в сетях стандарта GSM (Global System for Mobile Communications) и PDC (Personal Digital Cellular). В стандарте GSM восемь каналов размещаются в полосе 200 кГц. В выделенных диапазонах частот по 25 МГц размещается 124 такие полосы, что обеспечивает 992 канала связи (в AMPS в той же полосе всего 416 каналов, из которых 21 служебный). Скорость передачи сигнала составляет 9,6 кбит/с.
Стандарт GSM 900/1800 получил наибольшее распространение в мире и стал ведущим в группе стандартов второго поколения. Цифровая технология позволила легко расширить перечень услуг, предоставляемых абонентам. Операторы GSM-сетей предлагают следующие услуги: передача коротких текстовых сообщений (SMS), передача электронной почты, доступ к Интернету. Конечно, непосредственное применение GSM-связи для доступа к Интернету экономически невыгодно, поскольку стоимость доступа в несколько раз выше стоимости дайлапного модемного соединения. Да и с точки зрения оператора длительные сеансы связи уменьшают количество свободных каналов в системе, что приводит к снижению качества обслуживания абонентов, которым нужно лишь позвонить по телефону. Поэтому доступ к Интернету напрямую через GSM-терминал действующих сотовых сетей имеет смысл ограничивать малоинформативными каналами — новостными, почтовыми, справочными и платежными, а для более «емкого» трафика использовать каналы передачи данных типа HSCSD, GPRS и EDGE (об этом читайте в других материалах темы в одном из следующих номеров. — М. Б.-З.).
Всем GSM хорош, вот только с защитой данных вышел прокол: как сообщила в прошлом декабре «New York Times», два израильских гражданина (не бывшие ли, кстати, российские подданные?) сумели взломать алгоритм шифрования данных A5/1, используемый в стандарте GSM. Для этого взломщики, сумевшие обнаружить дыру в защите системы и получить доступ к чужим переговорам по сотовому телефону, воспользовались дорогим цифровым сканером, запрещенным к продаже во многих странах мира. В России наверняка с этим проблем бы не возникло — были бы деньги. Да и талантами, в том числе и криминальными, земля русская еще не оскудела.
В любом случае, в 1999 году в 120 странах мира было построено рекордное число GSM-сетей — 284, в которых зарегистрировано 183,3 млн. абонентов. На втором месте японский стандарт PDC: 42,3 млн. абонентов и 30 сетей. За ним следует TDMA: 24,3 млн. абонентов (большинство в США) в 104 сетях 34 стран мира. И наконец, CDMA: 31,5 млн. пользователей (большинство в Южной Корее) в 31 сети 12 стран.
КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ |
В теории телефонии используются два понятия — «Эрланг» и «GoS» (Grant of Service), характеризующие качество обслуживания абонентов. Упрощенно, они являются мерой вероятности того, что время ожидания абонентом свободной линии не превысит некоего допустимого значения. Очевидно, что качество обслуживания определяется соотношением числа каналов системы и количеством абонентов. Очень грубо можно определить, что допустимое качество обслуживания реализуется, если на один канал приходится не более чем 4–16 потенциальных абонентов (в сетях мобильной связи этот параметр выше — на ходу люди говорят меньше). Стандарты беспроводной связи обычно характеризуются интегральной единицей Эрланг/МГц/км2. Сравните емкости наиболее популярных систем (в Эрланг/МГц/км2): AMPS — не более двух, GSM — 10; DCS1800 — 100 и наибольшее значение достигается в системах стандарта DECT — до 500. |
1 (обратно к тексту) - Принята следующая классификация сот: пикосоты (радиус действия до 100 м, в помещениях), микросоты (50–300 м, в крупных городах), макросоты (1–20 км вдоль дорог), гиперсоты (более 20 км, вне городов).
2 (обратно к тексту) - Для охвата Москвы (площадь около 700 км2) в пределах МКАД, например, потребуется установить тысячу БС, что обеспечит для стандарта AMPS-800 максимально 56 тыс. одновременно действующих каналов (в стандарте AMPS-800 число рабочих каналов N=395), если выбрать радиус соты около 0,5 км.
Одновременно с GSM появился стандарт для беспроводных учрежденческих телефонных станций — DECT (Digital European Cordless Telecommunications). Разрабатывавшийся для внутренних беспроводных сетей крупных предприятий, складов, супермаркетов и т. п. и имеющий радиус действия 100–300 м, DECT оказался подходящим стандартом и для местных телефонных мини-сотовых сетей. Правда, радиус соты при этом не превышает ста метров, но при использовании специальных направленных антенн БС может работать с терминалами на расстояниях до 5 км. В стандарте DECT используется полоса частот 20 МГц, речевой сигнал сжимается по алгоритму ADPCM до скорости 32 кбит/с, поддерживаются различные службы передачи данных, обеспечивается взаимодействие с сетями связи любого другого типа. DECT-сети работают в диапазоне 1880/1900 МГц, разбитом на десять частотных каналов, и потому являются мультичастотными (MC). В каждом частотном канале речь передается в 24 тайм-слотах (TDMA), то есть емкость одной БС составляет 120 речевых каналов (10 несущих помножить на 12 тайм-слотов). В первой половине тайм-слотов передается информация от БС к терминалам, а во второй — в обратном направлении (дуплекс с разделением по времени — TDD). Таким образом, DECT (подобно GSM, кстати) может быть определена как система MC/TDMA/TDD. Специальный алгоритм выбора каналов (Continuous Dynamic Channel Selection — непрерывный динамический выбор канала) позволяет нескольким БС работать «бок о бок», не координируя работу. Принцип таков: любой из портативных терминалов стандарта DECT имеет доступ к любому каналу (как к частотному, так и к временному). Когда необходимо установить соединение, терминал сам выбирает канал, обеспечивающий наиболее качественную связь. После того как соединение установлено, терминал продолжает автоматически анализировать весь диапазон, и если обнаруживается канал, дающий лучшее качество связи, терминал сам переключается на него. Старое и новое соединения перекрываются во времени, что обеспечивает незаметность переключения. В DECT предусмотрено шифрование сигнала и аутентификация пользователей. Системы DECT очень хороши в городах, где они экономически более выгодны, чем сотовые сети. «Критической» точкой считается плотность больше двадцати одновременно говорящих абонентов на 1 км2, после которой классические сотовые системы начинают «захлебываться».
Еще один очень интересный стандарт, Bluetooth, разработан для беспроводной связи компьютера с периферией на расстоянии до 10 м, его коммуникационный интерфейс обеспечивает работу до восьми устройств одновременно. Bluetooth-устройства работают на частотах, выделенных для безлицензионного использования (2,4 ГГц), и могут передавать сигналы со скоростью от 720 кбит/с до 1 Мбит/с. Строятся они на дешевых компьютерных чипах (приемопередатчик и модем). По своему назначению Bluetooth — нечто среднее между описанным выше стандартом DECT и инфракрасным iRDA (infra Red Data Association), давно и широко используемым средством беспроводного соединения компьютерной техники.
Продвигаемый компанией Ericsson (разработан вместе с Nokia, IBM, Intel и Toshiba), Bluetooth постепенно выходит за первоначальные рамки — связь в пределах одной компьютерной станции. Теперь он рассматривается как универсальная технология беспроводного соединения любых устройств — карманных компьютеров, мобильных терминалов и пр. — в локальной зоне диаметром порядка 10 м. Планируется также применение этой технологии в «бытовых» целях, например, для оплаты парковки, приобретения билетов в кассах, для автоматического включения света в доме при появлении хозяина и т. д. Рабочая версия Bluetooth была обнародована на конференции в Женеве «Телеком ’99», где были продемонстрированы оборудованные этой технологией лаптопы, смартфоны, карманные компьютеры и другая техника. На сегодня к альянсу Bluetooth присоединились многие компании, в том числе One2One, Motorola, Qualcomm, Compaq, Dell, 3Com, Palm, VLSI, Xircom, Psion, Dacom и Lucent.
Но, пожалуй, самым совершенным и перспективным способом передачи данных является стандарт CDMA (Code Division Multiplex Access, IS-95 — множественный доступ с кодовым разделением), предложенный компанией Qualcomm лет пять тому назад. В CDMA для формирования каналов используются специальные шумоподобные сигналы (ШПС), или сигналы с распределенным спектром (Spread Spectrum), которые ранее широко применялись в радиолокации, навигации и военных системах связи (рис. 6). Суть ШПС-кодирования заключается в том, что цифровые данные складываются с импульсными последовательностями (длиной N+1 на каждый бит), имеющими ортогональные корреляционные функции (рис. 7). Ортогональность корреляционных функций позволяет на приеме уверенно различать последовательности — при их детектировании в корреляционных фильтрах вырабатывается сигнал, амплитуда которого равна либо N (для «своей» последовательности), либо очень мала («чужая» последовательность). Известно несколько видов таких импульсных последовательностей, причем чем больше N, тем сильнее отклик на выходе фильтра и тем больше взаимно ортогональных (то есть однозначно различаемых) кодов можно сформировать в системе. Кодирование двоичных битов полезного сигнала импульсными последовательностями, которые можно легко разделять на приеме, позволяет передавать их в одном частотном канале с полосой, расширенной в N+1 раз. Зато в пределах этой полосы теоретически можно передавать столько отдельных каналов, сколько наберется в импульсной последовательности длиной N взаимно ортогональных кодов. А их могут быть тысячи…
В стандарте CDMA было взято N=127. Речь, преобразованная с помощью кодека речи в цифровой поток скоростью 9,6 кбит/с, кодируется последовательностью длиной 128 символов, и на выходе получается многосимвольный импульсный сигнал с частотой 1,228 мегасимволов в секунду, занимающий спектр в 1,25 МГц. За счет кодового разделения в одной и той же полосе передается в десять раз больше каналов, чем в стандарте AMPS, и в три-четыре раза больше, чем TDMA-каналов стандарта GSM. Теоретически можно передать и в сто раз больше, но другие факторы (допустимая вероятность ошибки, борьба с помехами и т. п.) заставляют вводить специальные кодовые промежутки. Это делается для того, чтобы искажение импульсов последовательности, вызванное ошибками при передаче, не приводило к неправильному детектированию кода.
Наверное, одно из главных достоинств CDMA — единая частота группового сигнала для всех базовых станций. Поэтому их можно ставить так далеко друг от друга, как позволяют «зоны видимости», а количество одновременно действующих каналов уже не определяется количеством БС. Значит, станций требуется меньше по сравнению с системами AMPS. На практике получается, что даже при двойном резервировании кодовых последовательностей можно устанавливать БС в три раза реже аналоговых и GSM-станций. При этом не нужны переключения частот мобильного телефона при переходе между сотами. Более того, сама природа метода — детектирование принятых сигналов на корреляционных фильтрах — позволяет складывать энергию сигналов в условиях многолучевого приема (при отражениях, при получении сигнала от нескольких БС и т. д.), что выгодно отличает его от других видов связи. Можно перечислить еще целый ряд объективных преимуществ CDMA (чистый от помех голос, хорошая защита от постороннего доступа, большая скрытность передачи, меньшая мощность выходного сигнала телефонной трубки, меньше потенциальный вред здоровью, больше время работы трубки без подзарядки и т. д.). Кроме того, в пересчете на одного абонента себестоимость канала связи в системах CDMA по крайней мере втрое ниже, чем у любого другого из рассмотренных стандартов. А раз так — то и тарифы меньше. Этот фактор и обусловил выбор CDMA в качестве стандарта для сетей фиксированной (стационарной) связи в России. Причем тарифы и абонентская плата ненамного выше, нежели у обычных телефонных линий, правда, сама трубка обходится недешево.
Конечно, как и всякое техническое решение, CDMA имеет свои минусы. Первый и, пожалуй, самый серьезный — сравнительная сложность аппаратуры, что тормозит широкое внедрение технологии. Второе неприятное свойство многоканальных CDMA-систем заключается в том, что в приемном тракте мобильного терминала сигналы от других терминалов оказываются помехами, причем все они складываются по абсолютной величине, тем самым повышая порог шума. При разных расстояниях терминалов от БС уровень их сигналов отличается на несколько порядков (пропорционально квадрату расстояния, как известно), то есть на десятки децибел. Для уменьшения этого эффекта применяют нормирование выходной мощности передатчиков в зависимости от расстояния между терминалом и БС, что требует передачи специальных управляющих сигналов.
О другом недостатке, свойственном любым системам с кодовой модуляцией, вспоминают реже. Речь идет об интерференционном пропадании сигнала при многолучевом приеме на движущийся (относительно среды отражения сигнала) приемник. Для того чтобы подобный эффект проявился на практике, необходимо, чтобы время запаздывания отраженного сигнала равнялось ширине импульса сигнала, то есть составляло около 0,8 мкс. Такая задержка соответствует расстоянию около 240 м (240 м = 3*108 м/с*0,8мкс » 3*108 м/с*1/1,228 МГц). Именно при таких условиях (когда, скажем, автомобиль движется вдоль длинного сплошного бетонного или металлического забора, отстоящего от трассы на 120 м) могут быть периодические перерывы в связи, но, с другой стороны, так ли уж часто встречаются подобные условия?
В России CDMA особого признания пока не получил. Почему — читайте во врезке.
В заключение скажем, что в ближайшее время в системах беспроводной связи цифровая передача полностью вытеснит аналоговые стандарты ввиду явного превосходства в эффективности использования частотных ресурсов (см. статью «Молчание —золото») и в качестве передачи, причем стандартам, основанным на кодовом разделении, будет отводиться все большая роль. До тех пор, пока очередные умные головы не придумают еще более экономичного и дешевого способа построения «последней мобильной мили».
СУДЬБА ФЕРМЕРА |
Почему же CDMA не получил в России широкого распространения, подобно GSM, и почему всемирно признанный в качестве стандарта второго поколения и, более того, положенный в основу принятых Международным союзом электросвязи трех из четырех стандартов на беспроводную связь третьего поколения, CDMA находится у нас на положении Золушки? Почему Министерство связи упорно не хочет дать возможность операторам CDMA-сетей использовать преимущества этих сетей для мобильных абонентов? Отвечаем. Во-первых, потому, что CDMA вышел в свет позже других и, несмотря на свои явные преимущества, экономическую и организационную эффективность, пока не смог вытеснить имеющиеся сотовые системы с насиженных частот. Пока не смог. Представьте реакцию человека, который только что построил дом, завел хозяйство, развел кур и овец и вдруг слышит: «Знаешь, парень, дом надо сломать, зверей разогнать и все начать заново — вот тебе отличный новый проект, он тебе обойдется в три раза дешевле, у тебя будет в шесть раз больше кур, а твои овцы дадут в пять раз больше шерсти». Догадываетесь, куда хозяин (читай, оператор и владелец действующей сотовой сети) пошлет советчика? Или другой, еще «лучший» вариант: вдруг появится новый сосед, который заведет свое новое хозяйство, а вкусной пищей переманит всех кур и овец первого хозяина. Что тому останется делать? Гнать не в меру инициативного соседа палками. И, наверное, он будет по-своему прав. Но не прав тот руководящий орган, который, планируя хозяйство, учитывает интересы только «первого» хозяина-фермера. По идее, он должен больше думать о тех, кому требуется увеличение поголовья кур и собранных тюков шерсти, — о потребителях. Можно сделать так, чтобы наряду со старыми хозяевами (операторами), чьи интересы подкреплялись бы льготами или субсидиями, внедрялись и новые технологии, тарифная политика для которых не давала бы соблазна всем абонентам старых систем немедленно перебегать к новым. За счет повышенных тарифов могли бы набираться компенсации для старых систем. Но для этого нужно желание правителей делать для других благо и разумение, как это делать. Правда, это сложнее, чем просто «не пущать». Мудрые китайцы сделали внедрение стандарта TD-SCDMA национальной программой, южные корейцы уже полностью перешли на эти технологии и только совершенствуют их для развития широкополосных каналов. Новые стандарты на беспроводную цифровую связь — связь третьего поколения — предусматривают построение каналов с пропускной способностью от 384 кбит/с до 1,5 Мбит/с, а также несимметричные каналы, позволяющие более эффективно работать с Интернетом. Есть, впрочем, еще два свойства системы, которые ужасно не нравятся нашим предписывающим и охраняющим органам. Первое: сам псевдошумовой широкополосный CDMA-сигнал, мощность которого, как правило, находится на уровне шумов, а значит, труднее поддается не только подслушиванию, но даже обнаружению. И второе: для синхронизации используется общий для всех БС временной сигнал глобальной навигационной спутниковой системы GPS Navstar, которую наши власти упорно не хотят признать действующей в нашей стране. Вспомните, например, историю со «шпионом», который занимался настройкой CDMA-сети в Ростове-на-Дону и для этого, разумеется, использовал GPS-приемник Navstar. |