Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Золотая лихорадка

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   24.10.2000

Каждый, кто следит за развитием информационных технологий, должно быть заметил, что в последние два года на рынке мобильной связи необычайно возросла активность американских и западноевропейских компаний. Создается впечатление, что за лавиной новых разработок, продуктов и идей последует качественный скачок в информационном обеспечении нашей жизни. Практически на всех международных конференциях, форумах и выставках последнего времени пристальное внимание уделяется проектам в области мобильных систем, ориентированных в основном на массового пользователя с его повседневными потребностями.

Все это происходит под флагом интернетизации нашей жизни. Некогда элитная Сеть Сетей для интеллектуалов становится предметом пользования обывателей. Ранее этот процесс сдерживался трудностью доставки услуг до каждого потенциального потребителя. Но мобильная связь открыла шлюзы — и «лед тронулся». В некотором смысле наше время напоминает годы золотой лихорадки, поскольку объединение достижений высоких технологий с информационными возможностями Интернета открывает безбрежный рынок, на котором будут крутиться очень большие деньги. Залогом тому миллионы и даже миллиарды пользователей, которых можно привлечь регулярным апгрейдом, очередными игрушками, продажей вместо бумажных постеров Web-картинок в рамочке, подключением стиральной машины к Интернету (чтобы та стирала строго по-научному и сама заказывала новую пачку стирального порошка).

В последние годы телекоммуникационный рынок стабильно приносит наибольшие доходы, и буквально все крупные компании, чувствовавшие себя достаточно спокойно в обжитых секторах, вдруг очертя голову и толкая друг друга локтями, бросились в погоню за миллиардами.

В 2004 году количество абонентов мобильной связи достигнет миллиарда! — Ура! Объемы электронной торговли возрастают ежегодно на 160%. — Вперед! К 2003 году фирмы собираются тратить 90 млрд. долларов в год на технологии CRM (Customer Relationship Management — управление обслуживанием клиентов). — Да здравствует! Заказы по электронной почте возрастут на 250% в следующие три года, суммарный объем рынка Интернет-телефонии вырастет до 9 млрд. долларов за следующие пять лет… Можно привести еще десяток таких же прогнозов — бум на дворе.

Вспомним. Cisco, выросшая на традиционных сетевых технологиях, рванула в беспроводные сети. Nortel Networks скупает все, что ни попадет под руку. Microsoft, почувствовав слабость позиций Windows CE, бросилась обниматься с фирмой Ericsson — конкурентом по развитию беспроводных стандартов. Сама Ericsson тоже хороша: то она формирует группировку Symbian, конкурирующую с Microsoft, то создает совместное с империей Гейтса предприятие; то разрабатывает стандарт Bluetooth для беспроводных соединений компьютерной периферии — в противовес системе HDR фирмы Qualcomm, то с Qualcomm же и сотрудничает. Давнишние конкуренты — Motorola и Lucent — проверяют на совместимость свои спецификации для сетей беспроводной связи третьего поколения (3G), построенных на базе CDMA. Аналогичные испытания Motorola провела в феврале вместе с компанией Nortel. А недавно и о четвертом поколении заговорили…

Sun, IBM, NEC, Alcatel, Lucent, Siemens, Philips, Motorola… ткните пальцем в любую крупную hi-tech-компанию, и вы обнаружите, что она проявляет повышенный интерес к беспроводным технологиям. И даже Intel, которая обычно «внутри», вдруг выпрыгивает наружу и объявляет о новых направлениях своего бизнеса в… телефонии, покупая компанию Dialogic, одного из лидеров рынка компьютерно-телефонной интеграции, и еще несколько сравнительно мелких софтверных компаний. Диверсифицируя свою деятельность, Intel строитпланы выпуска персонального устройства на базе Linux и браузера от Mozilla — объединенного с Интернет-PC телефона, который наряду с выполнением своих обычных функций позволит еще и бороздить Интернет по телефонным линиям.

Похоже, однако, что у фирм нет четкого понимания, как строить выигрышную стратегию, поэтому каждая из них, хватаясь за все подряд и создавая совместные «таскфорсы», рабочие группы и форумы, просто пытается угадать верную линию. С одной стороны, это хорошо для нас, потребителей: мы получим новые услуги и устройства по приемлемой цене. Но с другой стороны, при такой пестроте продуктов и протоколов — мобильника с видеотерминалом, многодиапазонного мобильника, простого или крутого палмтопа, мобильника с компьютером, беспроводных мультимедийных терминалов на Windows CE, Palm ОS или EPOC, Jini, Jili, Bluetooth, IMT2000 — можно растеряться и купить совсем не то, что нужно. Например, видеотелефон, наручные часы-калькулятор или автомобильные телевизоры так и не прижились, мелькнули и пропали, а обычные часы и домашние телевизоры живут и еще долго будут жить. Сегодня же налицо несовпадение реальных потребностей покупателя с предлагаемыми продуктами и услугами  [1].

Пока неясно, какой должна быть структура массового мобильного сервиса, устоявшаяся в традиционных телекоммуникационных системах — телефонии, телевидении и радиовещании. Например, насколько правильным является соединение в «одной коробке» мобильного телефона и развитого компьютера с полным набором прикладных программ? Надо ли стараться везде вводить речевое управление, или это необходимо только специализированным терминалам, например, автомобильным устройствам? Стоит ли ограничить доступ к средствам Интернета с мобильника текстовой информацией, отказавшись от музыки и видео, или — пусть их — черпают «по полной»? И т. д. и т. п.

Как разобраться в том, что нас ждет, что нам действительно пригодится и чего ждать от этой безудержной гонки? Попробуем рассмотреть только часть картины, которая преимущественно касается сферы технологий мобильной связи и беспроводного доступа к Интернету, придерживаясь конкретных фактов и избегая восторженных прогнозов.

Хотя… Создание информационной инфраструктуры «для всех и каждого» станет действительно революционным событием нового тысячелетия. Именно беспроводные системы в прямом и переносном смысле развяжут нам руки. Но для воплощения этих перспектив в жизнь надо, чтобы рынок выбрал стандарты (наличие стандартов непосредственно влияет на стоимость услуг — через совместимость конкурирующих решений), решил проблему «последней мили» (влияет на стоимость услуг, да и вообще на сам факт их предоставления) и проблему защиты каналов от постороннего доступа (влияет на область применения мобильных сервисов). За исключением криптографии, которая что в мобильной, что в любой другой связи остается все той же криптографией, именно стандарты и каналы составят основное содержание темы  [2].

В общем случае в комплекс пользовательского беспроводного терминала (устройства) входят следующие компоненты:

  • само устройство (аппаратная часть),

  • операционная система и прикладные программы,

  • радиоканал (транспортный протокол в структуре сотовых систем связи).

Меньше всего проблем с железом, вопрос только в том, как быстро «правильное» устройство может быть выпущено на рынок и сколько оно будет стоить. С операционной системой пока определенности нет, а в качестве протокола связи с Интернетом в существующих сотовых сетях де-факто был принят WAP. Хотя есть еще пара протоколов-претендентов: SIM Application Toolkit (SAT) и MexE, да и WAP наверняка дождется новых версий и новой функциональности. Ясно, что в перспективе для выхода в Интернет в подавляющем большинстве случаев будут использоваться сети стандартов GSM и CDMA (и их разновидностей — W-CDMA, CDMAone, CDMA2000), а также сети стандартов третьего поколения (дальнейшее развитие CDMA и GSM)  [3].

Самое интересное, что на этом неопределенность не кончается, поскольку победителя в соревновании по перетягиванию «мобильных» канатов назовет самый важный ее участник — пользователь. А он еще не сказал своего окончательного и весомого слова. Что же ему действительно нужно от информационных служб, что будет пользоваться устойчивым спросом, а что отомрет? Вполне возможно, что широкополосные сети доступа к Интернету, которые сегодня строятся в массовом масштабе, и не найдут достаточного спроса… А может, и сами вебовско-мобильные технологии потребуют кардинальной перестройки. Поживем — увидим.


1 (обратно к тексту) - Подобный разрыв между спросом и предложением стал главной причиной краха проекта «Иридиум». Та же судьба может постигнуть и «Глобалстар», если в нем будет сделан упор только на обслуживание спутниковых телефонов. Причем проблема не в цене минут, а именно в отсутствии системы.
2 (обратно к тексту) - Рекомендую также обратиться к теме «Подвижный в подвижной среде» («КТ» #353). А Роману Косячкову, принявшему в ней непосредственное участие, моя благодарность за помощь в подготовке сегодняшней темы.
3 (обратно к тексту) - Хотя предпринимаются попытки использовать и другие стандарты, даже аналоговый AMPS!
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.