До востребования
АрхивПервая статья из темы "To be continued" номера 364 бумажной "Компьютерры"
Нам уготовано, мальчик мой, нелегкое это бремя
Двигаться вдоль по одной прямой, имя которой — время…
Андрей Макаревич
Бежит, торопится секундная стрелка. Ее движение — эстафета новостей. Ее предназначение — отделять прошлое от настоящего, и для меня каждый следующий круг стрелки не похож на предыдущий. Закройте глаза и попробуйте угадать, где она окажется, когда вам надоест созерцать темноту. Подобная попытка и предпринята в первой статье темы. Не слишком многое, только суетливая секундная стрелка. Но где-то есть и минутная, глядящая на нее с высоты своей относительной неподвижности, и, словно замершая на относительные тысячелетия, часовая…
Между тем минутная стрелка бежит, чертя на ходу замысловатые кривые развития. С каждым следующим оборотом число транзисторов на чипе удваивается. Объемы памяти утраиваются. И так далее. Есть ли предел у этой спирали технологического прогресса? Хватит ли ресурсов, энергии пружины?
Но пока есть энергия, не перевелись кремний, алюминий и пластмасса. И не беда, если часы прогресса начинают спешить. Беда — если отстают. Прогресс не прощает даже четвертьчасовых опозданий. Малейшее промедление здесь подобно смерти, да еще с последующей продажей активов. Именно поэтому лучше прийти на рынок на пятнадцать минут раньше, нежели опоздать всего на одну, — встрече с клиентом может помешать пустяковая причина…
Щелчок — и секундная стрелка сравнялась с минутной. Вот оно — истинное сейчас, неуловимое острие момента. Точка, геометрический объект без размера. Кстати, квантовая точка, описанная в статье Георгия Жувикина, размер имеет, и вполне определенный. И это не мешает ей служить основной единицей измерения будущих квантовых чипов…
Совершенству нет предела. Самые точные в мире часы — атомные — помогают измерить длину световой волны. Но кто сказал, что оптика заканчивается там, где размеры носителей информации меньше длины света? Нанооптика отвечает: «Нет», запихивая все новые и новые биты в коммунальные объемы площадей, сравнимых с длиной световой волны…
Обычный бит имеет лишь два фиксированных значения. Часовая стрелка — целую степень свободы, непрерывное множество допустимых углов. А квантовый бит круче всех — его состояние определяется тремя непрерывными параметрами. Ну чем не поверхность тора? Тороидальная логика непроста и многообещающа. Посмотрите на часы, молодые люди, спешите записаться в квантовые программисты нашего светлого будущего…
А впрочем, какие, к черту, стрелочные часы в цифровом веке?