GOTO — дорогие слова
АрхивПредставьте себе, что под рекламным банером, украшающим чей-то сайт, стоит надпись «5 центов за показ» или «15 центов за клик». Не правда ли, такого не бывает? А ведь эта информация была бы крайне полезной тем, кто эти банеры рассматривает. Увидев, например, изображение девушки с крупной надписью «Я люблю мужчин…» и посмотрев, что рекламодатель платит за показ банера, посетитель сайта, быть может, рассмотрел бы написанное мелкими буквами продолжение фразы «…которые много зарабатывают в Интернете!» и понял, что перед ними реклама не службы знакомств, а сайта, посвященного электронной коммерции.
Мне кажется, что надпись «5 центов за показ» или «15 центов за клик» рано или поздно будет стоять под каждым банером, как стоит сейчас надпись «Минздрав предупреждает…» под каждой рекламой сигарет. Более того, такие надписи уже есть в некоторых поисковых системах, самая известная из которых — GOTO (www.goto.com). На рисунке показаны результаты поиска в GOTO фразы «nesting doll» (матрешка).
Сайты, найденные GOTO, расставлены в порядке убывания цены слова или фразы. То есть хозяева сайтов участвуют в аукционе, где продаются слова и фразы. Фраза «nesting doll» стоит от одного (1 цент — минимальная цена перехода на сайт) до 22 центов, а слово «book» — больше доллара. Ясно, что хозяину сайта, торгующего русскими книгами, нет смысла покупать слово «book», — платя за каждый визит на свой сайт, он быстро разорится. Но если он купит фразу «russian books», цена упадет до нескольких центов, и, что особенно важно, среди посетителей будет гораздо больше тех, кто что-то купит на сайте. Замечу, что несколько центов — типичная цена показа банера. Так, показ сфокусированного банера в системе Yandex стоит 5 центов. То есть для многих слов и фраз GOTO позволяет купить клики (переход на сайт) по цене показа.
Многие испытывают предубеждение к таким поисковым системам, как GOTO, называемым PPC Search Engines (PPC = Pay Per Placement, плата за позицию) [1], из-за того, что первыми в списке найденных оказываются те сайты, которые за это заплатили. Но, как мы уже поняли, эти первые места похожи скорее на текстовые банеры, и на это четко указывает фраза «Cost to advertiser…». Но даже если бы этой фразы не было, результаты поиска все равно будут адекватны заданному слову или фразе, потому что оплачивать пустой трафик мало кто захочет, а тот, кто все же захочет, будет остановлен редакторами GOTO, пропускающими лишь те слова, которые соответствуют содержимому сайта.
Разбирая сильные стороны GOTO как рекламной площадки, мы до сих пор не коснулись самого важного — популярности этой поисковой машины. Но и здесь все более чем в порядке. GOTO занимает десятое место в списке самых посещаемых поисковых систем (см. top9.com/top99s/top99_search_engines.html). Каждый месяц ею пользуются около 12 миллионов человек. Более того, многие популярные сайты стали показывать у себя результаты поиска в GOTO. Это метапоисковые системы Dogpile (www.dogpile.com), Ask Jeeves (www.askjeeves.com), MetaCrawler (metacrawler.com), Mamma (www.mamma.com) и другие.
Теперь стоит сказать несколько слов о рекламной стратегии, которую разумно использовать при работе с GOTO. Очевидно, что для успешной рекламы нужно подобрать набор слов или фраз, которые характеризуют сайт как можно точнее. Если, скажем, магазин торгует русскими книгами, он может купить слово «book», но по очень низкой цене. Ему не занять с такой ценой первых мест, но главное — удержаться на первой странице результатов поиска (GOTO показывает на странице ссылки и краткие описания сорока сайтов) или хотя бы оказаться в начале второй.
Выбранные слова и фразы не только должны точно описывать сайт, они еще должны быть достаточно популярны, иначе на сайт никто не придет. Чтобы определить популярность слова или фразы, GOTO предлагает замечательное средство — поиск среди запросов, сделанных в течение предыдущего месяца посетителями GOTO. Попробуем, например, понять, насколько популярна фраза «nesting doll». Отправившись по адресу inventory.go2.com/inventory/Search_Suggestion.jhtml, выясним, что она встретилась в запросах 199 раз, фраза «russian nesting doll» — 135 раз. Выданные фразы показывают, что есть еще слово «matryoshka» и нужно посмотреть, как часто его используют при поиске, сколько оно стоит [2]. Так, слово за слово, и формируется нужный набор [3]. Обычно для рекламы на GOTO используются десятки и даже сотни слов и словосочетаний. Многие получают большой трафик за счет использования распространенных опечаток, например, покупая слово «millenium» (неправильное написание слова «millennium» [тысячелетие]).
Когда слова и фразы подобраны, нужно зарегистрироваться на GOTO, ввести слова, фразы, их цены, а также описания страниц, куда будет отравлен ищущий [4]. Далее нужно заплатить 25 долларов (деньги пойдут на оплату кликов) и ждать посетителей.
Осталось сказать, что GOTO, в общем-то, обычная поисковая система, и вслед за текстовыми банерами, снабженными фразой «Сost to advertiser…», идут такие же результаты поиска, как в «Альтависте». Проблема GOTO не в том, что первые места в результатах поиска куплены (в этом как раз ее преимущество и особенность), а в том, что для обычного поиска эта система не слишком велика и хороша. Простому обитателю Интернета имеет смысл искать с помощью GOTO только коммерческие сайты. А если нужно найти бесплатные лекции по игре на барабанах или тексты песен «Битлз», лучше использовать другие поисковые системы, ту же «Альтависту», например.
1 (обратно к тексту) - Таким поисковым системам посвящен специальный сайт www.payperclicksearchengines.com.
2 (обратно к тексту) - Чтобы посмотреть, сколько стоит слово, нужно поискать его в GOTO.
3 (обратно к тексту) - Можно еще использовать бесплатные услуги, предлагаемые на сайте Jimtools (www.jimtools.com). Там, в частности, есть средство, позволяющее «выпотрошить» сайт конкурента, то есть посмотреть, какие слова и фразы чаще всего там встречаются.
4 (обратно к тексту) - Очень подробную инструкцию по работе с GOTO можно найти на www.mamma.com.