Wunderwaffe a-ля Андре Глюксман
АрхивНовейшие технологии способны оказывать значительное воздействие на социальную жизнь обществ. Что это - самоочищение или катализатор внешней зависимости и внутренней резни?
Летом 2000 года мятежную, но вроде бы усмиренную российскую территорию под названием Чечня посетил французский философ Андре Глюксман. Гостил он там, правда, не совсем обычным образом, а точнее, совсем даже не обычным. Проще говоря, видный ученый и общественный деятель гулял по Кавказу «по подлоге», пользуясь фальшивыми «ксивами». Ему пришлось прибегнуть к такому приему, поскольку из-за его крайне негативного отношения к действиям федерального правительства России на Кавказе у него, по его словам, были какие-то проблемы с визами.
Впрочем, проникнуть на территорию нашей страны по поддельным бумагам Глюксману не составило труда. Да уж… Напоминай наше государство Пруссию Фридриха Великого, шефы погранохраны и тайной полиции уже побывали бы с извинениями у главнокомандующего, а потом, когда президентская охрана вернула бы им оружие, в приемной прогремело бы два выстрела… Но с такими представлениями о профессионализме и офицерской чести можно построить авторитарное государство лишь на манер Глегле — африканского царька, правившего в конце прошлого века в Дагомее, — государство военизированное, но опасное лишь для своих граждан! Ну да вернемся к нашим баранам.
После визита в Чечню антикремлевская позиция мосье Глюксмана еще усилилась. Он предлагает (а его голос, голос человека, шагнувшего к известности на волне событий 1968 года, очень авторитетен для его сверстников, бывших участников студенческих бунтов, пришедших к власти во всей Европе) усилить нажим на Россию. Некоторые формы этого нажима крайне радикальны: он, в частности, намекает на то, что Чечне могли бы поставляться системы оружия, обеспечивающие поражение бетонных бункеров, в которых несут дозоры федеральные войска, подобно тому, как афганским моджахедам поставлялись ПЗРК «Стингер». Это серьезное заявление, ведь господин Глюксман — один из членов консультативного органа, решающего вопросы безопасности Французской Республики! Но другое его предложение гораздо серьезнее и может повлечь куда более заметные последствия для нашего общества. К тому же его реализация тесно связана с тематикой «Компьютерры». Поэтому воспользуемся поводом и рассмотрим его поподробнее.
Андре Глюксман предлагает следующее. По его мнению, почти каждый более или менее заметный чиновник российского режима эпохи Ельцина обзавелся скромным счетом на Западе. Счет, конечно, анонимный, но…
Но господин Глюксман исходит из того, что современные технологии Data mining, раскопок данных, способны однозначно установить связь между счетом в три миллиона «зеленых» где-нибудь в Цюрихе и его владельцем — каким-нибудь вечным замом или помом с зарплатой в три тысячи «деревянных».
Компьютерные технологии такого рода действительно существуют и, кстати, довольно давно находятся на вооружении правоохранительных органов и спецслужб НАТО. Не касаясь пресловутой системы Echelon, можно сослаться на известные в криминалистической практике дела, связанные с деятельностью B.C.C.I. — Bank of Credit & Commerce International. Сообщения о них в начале 90-х заполняли первые полосы газет и выносились на обложки крупнейших журналов. «The World’s Sleaziest Bank», «The Dirtiest Bank of All»!!! Орудовал тот, крупнейший в мире ислама, банк, по-крупному. Это была величайшая в мире «прачечная» для денег, работающая по схеме, ранее изобретенной итальянцем Ponzi. «Отмывались» в этом заведении монетки таких популярных персон, как Мануэль Норьега, Фердинанд Маркос, Саддам Хуссейн, не говоря уже о всеми любимых колумбийских наркобаронах и афганских моджахедах. Деятельность B.C.C.I распространялась на все континенты. «Грязные» миллиарды растворялись среди сотен тысяч и миллионов транзакций, рассасывались по конторам во всем мире и особенно в офшорных зонах. «Крыша» тоже была солидной: только в оперативном офисе в Карачи, Пакистан, трудились 1500 специалистов по шпионажу, похищению людей, убийствам.
Кончилось это тем, что деятельностью B.C.C.I заинтересовался слегка освободившийся от холодной войны U.S. National Security Council. Были задействованы Defence Intelligence Agency, известное в российской терминологии как РУМО — Разведывательное управление Министерства обороны, и прочие службы.
Конечно же, не обошлось и без внедрения агентов ФБР, но все же в этой операции большую роль сыграли не шпионы, а программисты и финансовые и системные аналитики, правда, работавшие на правительство. Им удалось, проанализировав движение средств на сотнях тысяч счетов, восстановить схему движения «грязных денег», «вычислить» их владельцев и предоставить эти данные Генеральной прокуратуре США.
Дальнейшая судьба деятелей B.C.C.I. нам мало интересна. А вот ассоциации с Россией могут быть забавными. Мощность систем Data mining за прошедшее десятилетие возросла неимоверно. Российские чиновники вряд ли компетентны в сокрытии своих наворованных авуаров. Следовательно, установить связь между чиновником и человеком, покупавшим в Ницце галстуки по 400 баксов, расплачиваясь платиновой кредиткой, для правоохранительных органов или спецслужб Европы не составит труда. Далее произойдет следующее. В первом случае наворованные деньги будут заморожены, а на чиновника выписан ордер местной прокуратурой. Это происходит уже сегодня, в более или менее крупных масштабах. И это еще полбеды. Хуже будет, если эту информацию получат спецслужбы. Тогда российский чиновник будет поставлен перед выбором: превратиться в шпиона или агента влияния или расстаться сначала с наворованными деньгами, а потом и с честным именем и свободой… Понятно, что выберет большинство!
В результате реализации программы Глюксмана может возникнуть одна из двух ситуаций. Или российское коррумпированное чиновничество будет, спасая свои «бабки», послушно выполнять указания, поступающие из Европы; в этом случае политика России станет довольно миролюбивой, но, боюсь, все мы с вами будем работать на оплату долгов, которые «накошляли» в Европе и вороватые коммунисты, и вороватые демократы…
Другой вариант не лучше. Если российская власть захочет сохранить суверенитет, ей придется произвести массированное устранение с государственной службы и с ключевых экономических постов всех, кто по роду предыдущей деятельности может подозреваться в наличии счета за рубежом. Учитывая возможное сопротивление, затея эта попахивает 1937-м…
Бесспорно одно. Новейшие технологии, в данном случае компьютерные, способны оказывать значительное воздействие на социальную жизнь обществ. В одних, развитых, они способствуют самоочищению. Для других, отсталых, они — катализатор либо внешней зависимости, либо внутренней резни!