К развитию нервных систем
АрхивПрофессор Винтон Серф общепризнанный отец Интернета. В 1974 году Винт (как он сам себя предпочитает именовать) вместе с приятелем Бобом Каном изобрел протоколы межсетевых взаимодействий, которые называются, правильно! — TCP/IP.
Профессор Винтон Серф - общепризнанный отец Интернета (почему именно так, я писал в «ИнфоБизнесе» №5 за 1998 год). Ну а чтобы не подталкивать уважаемых читателей к практически безнадежным поискам этого журнала в библиотеках, просто скажу, что в 1974 году Винт (как он сам себя предпочитает именовать) вместе с приятелем Бобом Каном изобрел протоколы межсетевых взаимодействий, которые называются, правильно! — TCP/IP. Отсюда и пошло само словечко Internet, или уже по-русски — Интернет. Но сейчас речь пойдет о новом проекте Винта.
Полгода назад Серф докладывал о первых результатах в деле распространения Интернета на космическое пространство и другие миры (InterPlanetary Internet — IPN). Мысль о необходимости межпланетной глобальной сети зрела по мере того, как возрастало количество всякого рода спутников, зондов и прочей выведенной в космос техники.
Идея, казалось бы, очевидная, но на пути ее воплощения стоит множество преград, в том числе и психологических. Четыре с лишним десятилетия освоения космического пространства породили немало стереотипов, которые теперь приходится ломать. И один из них тот, что экспансия человечества за пределы планеты возможна только путем посылки космических кораблей с экипажем на борту. Однако даже тем (и я из их числа), кто обожает фильмы «Babylon-5», «Star Trek», «Star Wars» и пр., ясна несбыточность мечты (по крайней мере в обозримом будущем) о постройке гиперпространственных дальнобойщиков из металла, электроники и органики.
В проекте же космического Интернета нет ничего фантастического. Суть его невероятно проста и гениальна: распространение (или же разрастание «нервной системы») нашей цивилизации за пределы Земли, а затем — и за пределы Солнечной системы посредством расширения сети коммуникаций.
На мартовской встрече заинтересованных сторон Серф доложил о состоянии и перспективах проекта, который совместно осуществляют Internet Research Task Force (IRTF) и Interplanetary Internet Research Group.
Задача, которую решает Серф со своей командой, куда более сложна, нежели просто обеспечение цифровой связи в космическом пространстве. На Земле, чьи размеры ничтожны по сравнению с межпланетными расстояниями, Интернет-протоколы работают вполне удовлетворительно, и время передачи сигналов невелико. К тому же существуют богатые резервы для совершенствования планетарных сетевых технологий. Что же касается коммуникаций между мирами, то здесь все сразу становится очень сложным. Проблема из проблем, которая еще долго останется неразрешимой, — конечная (и по космическим меркам не очень большая) скорость распространения электромагнитных волн. Дальше идет целая россыпь камней преткновения помельче: минимизация искажений в передаваемых широкополосных сигналах, построение сверхнадежных энергонезависимых приемопередатчиков, способных десятилетиями работать в жесточайших условиях открытого космоса, и т. д. и т. п.
В силу этих и других причин IPN не может быть слепком с земного Интернета. Ведь многие из возможностей, предоставленных нам на родной планете, в космосе реализовать не удастся. Вот пример: один человек находится на Земле, другой — на Марсе. Хватит ли у них терпения вести диалог, если учесть, что сигнал идет в одну сторону примерно полчаса? Вряд ли. Наверное, будет удобнее периодически обмениваться чем-то вроде e-mail-сообщений.
Как считает Серф, космический Интернет будет объединять сети, опутывающие осваиваемые планеты и искусственные объекты.
Идея создания InterPlanetary Internet впервые посетила Винтона года три тому назад, когда он размышлял о возможных тенденциях развития систем цифровой связи. Так случилось, что именно в эти годы США запустили к Марсу целую серию аппаратов. Злой ли рок тому виной, или материальные причины, но большинство из них, благополучно добравшись до цели, внезапно прекращали реагировать на команды с Земли, а то и вовсе умолкали. И есть основания полагать, что неудачи этих проектов, стоящих многие миллиарды долларов, не в последнюю очередь вызваны ненадежностью средств дальней космической связи.
Независимо от Серфа специалисты из NASA пришли к заключению о неизбежности построения сети коммуникаций для Марса — Mars Network. Она должна поддерживаться системой орбитальных микроспутников и одного или нескольких больших спутников, которые будут управлять меньшими собратьями и обеспечивать связь с Землей. Интернет для Марса позволит вести исследования планеты куда более эффективно. Прежде всего, существенно уменьшится вероятность потери очень дорогих роботов, что уже не раз случалось в марсианских хрониках человечества. А во-вторых, спутники и посадочные модули можно будет делать более легкими и миниатюрными, благодаря тому, что отпадет надобность в мощных источниках питания и радиосистемах с высокой энергетикой излучаемых сигналов и высокой чувствительностью приемников.
Возможности системы космической связи необозримы. Где бы вы ни находились, наберите нужный адрес в сети — и сервер из загадочной дали вас обслужит. Можно получать данные с Луны, Марса, со спутников Юпитера или, скажем, из Антарктиды. Уже сейчас живые изображения с ракет, запускаемых с космодрома имени Кеннеди, передаются на сайты Интернета. А со временем можно будет вести наблюдения на всех планетах, на всех космических объектах Солнечной системы!
Проект IPN разбит на три этапа. Нулевой, исследовательский, выполняется сейчас и продлится до начала 2001 года. Этап 1, включающий архитектурную разработку IPN, должен завершиться в 2003 году. И наконец, этап 2 — запуск первых серверов в космос — планируется начать в 2004 году.
Уже немало лет Винт Серф является старшим вице-президентом по вопросам архитектуры и технологий Интернета в MCI Worldcom. С его мнением считаются не только изыскатели, но и главы государств. И удивительно, но ядро IPN составляют энтузиасты, которые физически не могут уделять проекту все свое время. Помимо Винта в команде есть представители NASA, корпораций Mitre, Global Science and Technology, Sparta, ISOC, IRTF, IETF, университетских центров. Финансирует проект знаменитое агентство DARPA. Если не знаете, что значат названия корпораций и организаций, попробуйте сами найти ответы в Интернете. Кстати, проект ищет аспирантов и специалистов со степенями. Подробности смотрите на сайте Серфа.
В рамках моей скромной колонки не представляется возможным углубляться в проект IPN. Однако я рассчитываю еще не раз вернуться к этой теме. А напоследок — один любопытный факт. В рекламе «Форума Интернет-Россия», к своему изумлению, я обнаружил такую строку: «Всемирная паутина охватит Луну, Марс и Венеру». Есть, значит, и у нас знатоки проблемы?