Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сайтисфакция

Архив
автор : Анатолий Левенчук   18.09.2000

Сайтостроительство, совершившее в середине девяностых вертикальный художественный взлет из грязной и нудной работы программистов в чистые дизайнерские выси, начало сегодня с шумом плюхаться обратно, заставляя менять языки, системы, подходы, но не решая извечных Программистских Вопросов. Я имею в виду именно вебсайты, которые разрабатывают, а не домашние странички, которые заводят наподобие домашних кошек или собак. Так или иначе, а общество практически любой страны сегодня явно хочет получить сайтисфакцию, и готово за это платить.

Онтологии

Когда я наконец-то засел за написание концептуальной статьи в сайтостроительную тему номера, я одновременно обрадовался и приуныл. Радость была по поводу того, что предметная область мне знакома и интересна: я начал делать вебсайты летом 1994 года, а одна из моих нынешних фирм (www.communiware.ru) и сейчас занимается коммерческим сайтостроительством. Печаль проистекала как раз из понимания всей сложности вопроса. Что же, к делу — несмотря на то, что каждый понимает дело по-своему.

В этом-то разнообразии пониманий и вопрос. Собственно, концептуальная статья предполагает обсуждение концептов предметной области. Сами же концепты (вернее, их наборы — онтологии) обычно используются для обсуждения проблем предметной области. Но у отрасли, как и у любого объекта исследований, очень много аспектов, требующих различных онтологий для своего обсуждения. Поэтому неплохо бы знать, какие именно проблемы будут обсуждаться в теме номера. Можно предполагать, что читатели «Компьютерры» будут особо интересоваться современными тенденциями в

  • вебтехнологиях: какие грядут архитектурные подходы, программное обеспечение, специальная аппаратура, тонкие серверы и т. д. Описание (декларативный подход) вебсайтов против их программирования (объект-ориентированный подход), как сделать из сайта-рекламного-буклета нормальный вебсайт с внешней Интернет-, партнерской экстранет- и внутренней интранет-частью;

  • экономике сайтостроительства: анализ рынков (кто, где и сколько платит за Web development) и связанный с анализом рынков обзор инвестиционных перспектив отрасли;

  • маркетинге вебдизайна и вебпрограмминга: какие аргументы и бизнес-модели используют лидеры отрасли, чтобы организовать поток заказов;

  • происхождении и потреблении контента: забавно, но на каждом вебсайте есть какой-то контент, и можно обсуждать вопрос, откуда этот контент берется; собственно, именно в этом аспекте я бы обсуждал b2b, b2c, c2g и прочие магические заклинания сегодняшних маркетологов. Рассматривать само содержание вебсайтов бессмысленно, оно ведь такое разное;

  • людских ресурсах отрасли: откуда в отрасль приходят специалисты, куда они из отрасли уходят (если уходят), какие еще в отрасли есть профессии, кроме webmaster, и кто учит профессионалов (и сколько времени нужно учиться), сколько платят в отрасли разным специалистам и т. д.;

  • социальных аспектах: от проблем privacy (приватности, что ли…) до проблем соблюдения смежных прав (копирайта) на визуальный дизайн. Уж больно велик вклад в это дело именно сайтостроительства.

Поэтому далее я опишу свое понимание концептуальных проблем, сообразуясь с приведенными предметными онтологиями и пытаясь уйти от традиционного бытописательно-исторического подхода.

Технологии

Вебсайты — это любые программные комплексы, имеющие Интернет-интерфейс. В полном соответствии с начальной семантикой: web site — место в паутине.

Все труднее сообразить, какие программные комплексы не имеют (или в ближайшие годы не будут иметь) этот самый Интернет-интерфейс. Поэтому программы становятся вебсайтами, а сайтостроительство и собственно прикладное программирование становятся неразличимы. Вебдизайнеры, наконец, займут свое законное место иллюстраторов программистской работы — как книжные художники заняли свое место иллюстраторов работы писательской. Очень быстро выясняется, что художников-оформителей не нужно много: было бы что оформлять…

Итак, динамика победила статику. Гипертекстовых страниц-файлов уже практически нет (если и есть — то только для заводящих домашние странички ламеров), а есть — в полном соответствии с политикой Консорциума WWW (w3.org), обеспечивающего технологический прогресс путем внедрения новых стандартов в одном отдельно взятом планетарном вебе — многоуровневый синтез вебстраниц.

  • Первый уровень — сбор необходимой для страницы информации внутри многочисленных информационных систем организации (например, вытаскивание на страницу вебмагазина только тех товарных позиций, которые есть на складе, а также имеющихся цен на товары и необходимых фотографий из базы данных, ведущейся отделом маркетинга).

  • Второй уровень — раскладка этой информации внутри шаблонов, фиксирующих текущий дизайн сайта.

  • Третий уровень — браузер вытягивает из того же вебсайта картинки (в том числе flash-анимационные).

  • Четвертый уровень — браузер вытягивает из других вебсайтов недостающие части страницы (например, банеры, счетчики, курсы валют).

Постинг (букв. отправка почты или вывешивание объявлений), как основная метафора в отношении вебстраниц, уходит в прошлое: реализация workflow (wfmc.org) для команды из главного редактора, выпускающего редактора, регионального корреспондента, корректора и литературного редактора уже мало имеет отношения к традиционно подразумеваемому паблишингу (публикации) в том смысле, в котором привыкли выражаться верстальщики газетных страниц. Действительно, движение журналистского текста на страницу онлайн-издания обеспечивается не столько вариантами desktop publishing system, сколько примерно той же технологией, которая движет описание товара на страницу торгового сайта.

Странички уже почти превратились в документы, давно известные айтишникам, как «контейнеры для всего, чего угодно», и скоро вебсайты будут стандартно перебрасываться до кументами друг с другом, перед тем как показать итоговый документ пользователю (w3.org/DOM/Activity.html). Вполне возможно, что некоторые вебсайты не будут непосредственно видны пользователю через его браузер, — но от этого они не становятся менее вебсайтами.

Соответственно, если программы становятся вебсайтами, то все инструменты традиционного программирования становятся инструментами вебстроительства. Это вызов современному программированию, которое явно не готово к такому повороту событий. У почтенной по возрасту софтверной отрасли по-прежнему нет ответов на вопрос о том, как многим желающим построить свой вебсайт неофитам быстро и безошибочно писать сложные многопользовательские и многозадачные приложения с графическими интерфейсами.

История наверняка повторится, причем в виде фарса: языки спецификаций вебсайта, экспертные вебсайты, и кончится все гипертекст-ориентированным программированием для тех вебсайтов, которые должны будут показываться человеку, а не другим программам.

Но в этой истории будут написаны и новые главы:

  • сочетание инфраструктурности (повсеместной доступности) и небывалой доселе стандартизации интерфейсов позволяет делать единый фирменный вебсайт, реализующий общедоступную Интернет-часть, партнерскую экстранет- и внутреннюю интранет-части (например, так устроен сайт www.communiware.ru);

  • криптографические протоколы позволяют ввести новые способы надежного взаимодействия людей и программ;

  • мультимедиа и распознавание образов добавляют видео и голосовой интерфейсы, теперь вебсайтам необязательно иметь страницы.

Изменение концепции компьютинга на сайтоцентрическую (с ресурсами, доступными по их URL, вместо программоцентрической c вызовами процедур) даст не только новые виды вебсайта, но и новые виды устройств и программ клиентской части. Новые клиентские программы и устройства быстро породят новое поколение онтологических (например, www.ontology.org) протоколов, которые породят новые поколения вебсайтов, и история получит очередную остросюжетную серию новых глав.

Экономика

Мир утягивается в Сеть, причудливо отражаясь миллионами (очень скоро — миллиардами) вебсайтов, и не только отражаясь, но и прирастая ими. Более того, в Сеть не хуже утягиваются и выдуманные миры. Поэтому не хочется приводить отдельные цифры для рынка сайтостроительства: они удовлетворят самых требовательных инвесторов. Да, в сайтостроительство можно вкладываться, только вложения эти необязательно будут в студии вебдизайна.

С одной стороны, коробочное программное обеспечение, включая типовой сайтостроительный инструментарий, будет стоить дешево (открытые коды, конечно, не подразумевают бесплатности, но бесплатность при этом как-то… так… подразумевается…). Аппаратура для поддержки сайтов дешевеет на изумленных глазах, а аппаратура для разработки вебсайтов — еще более дешева.

С другой стороны, каждый вебсайт становится дешевле, но число сайтов увеличивается стремительней. В эту сайтостроительную лихорадку втягивается все больше и больше людей — и вот уже нельзя отличить сайтостроителя от простого сотрудника. Все больше и больше разработкой вебсайтов будут заниматься просто сотрудники фирмы, получающие за это зарплату. Помните, как двадцать лет тому назад эту байку рассказывали про программистов? Как и тогда, можно уверенно спрогнозировать: скоро число требующихся сайтостроителей превысит число людей на Земле. Но можно уже сейчас корректировать эти прогнозы: все-таки не все пошли в программисты. Наверное, берегли себя для того, чтобы стать сайтостроителями.

Кстати, я недавно вычитал, что стоимость годового сопровождения вебсайта и стоимость его начальной разработки примерно равны. Как тут не вспомнить о программистском термине продолжающаяся разработка. Действительно, граница между сайтостроительством и сайтоподдержкой весьма условна. А это еще больший кусок рынка.

В общем, деньги в отрасли будут.

Маркетинг

Маркетинг в отрасли продолжает развиваться бурными темпами. От модных заклинаний про Интернет, интранет, экстранет перешли к не менее модным b2b, b2c, c2g. Очень забавно было недавно задавать на конференции вопросы представителю одной из ведущих (читай, денежных) компаний на Интернет-рынке, который пытался изложить аукционную технологию и соответствующую модель бизнеса, используя как первые, так и вторые концепты. Суть дела упруго сопротивлялась, но мода была сильнее: слова про eMarketplaces, вероятно, до докладчика еще не дошли…

Интернет-интеграторство — это маркетинговая новинка сезона. Немедленно вслед за принятием интеграторской модели пойдет дождь партнерских соглашений. Понятно, что за каждым словосочетанием стоит определенная бизнес-модель, но в сайтостроительстве мода на бизнес-модели меняется примерно так же, как в высокой моде: весной, зимой, летом и осенью.

Рынок стремительно дифференцируется — есть любители заказа самого крутого сайта, есть желающие заказать самый красивый, некоторые стремятся выпендриться (пардон, иметь оригинальный вебсайт), некоторые прельщаются функциональностью, некоторые — полнофункциональностью. Слава Великому Коннекту, люди бывают разные.

Все чаще и чаще на рынке услуги производства и «раскрутки» вебсайта объединяются. Если вы знаете, что вы построили, то и прорекламировать это будет легче. Эти высказывания относятся и к экстранет-, и к интранет-сайтам, только называется внутренняя реклама внедрением. А в связи с тем, что сами вебсайты удивительно интерактивны, границы профессионального различения в персональной коммуникации (как при внедрении) и массовой коммуникации (как при рекламе) становятся условными.

Сам маркетинг, как гибкая дисциплина, уже начал свою перестройку: в случае Интернет-ресурсов мы чаще слышим об управлении отношениями при помощи вебсайта, об опосредованных вебсайтом человеческих коммуникациях.

Маркетинговое видение, в котором вебсайт представляется как инструмент корпоративной коммуникации (общее название для всех рилейшнз — PR, IR, GR, CR, или public, investor, government, customer relations соответственно), представляется мне сегодня наиболее продвинутым. Я и сам сегодня этим пользуюсь. А что будет завтра, я расскажу завтра.

Контент

Читатели (покупатели, участники, партнеры, посетители, зрители и т. д.) вебсайта вовсе не ожидают получить на вебсайте контент. Если вебсайт — это программа, то они ожидают, что вебсайт выполнит для них ту или иную функцию (услугу): развеет тоску, ответит на вопрос или обработает их данные, добытые тяжелым умственным трудом в борьбе с другим вебсайтом.

Как и в случае любых других программ, вебсайт может добыть предлагаемый контент из своей памяти, вычислить или выступить в виде интерфейса к другой программе или даже человеку. И — как и в случае программ — быстро становится понятно, что на все случаи жизни контента в памяти не напасешься. Концепция вебсайта как централизованного распределителя производимого рядом гениальных людей (в быту — оплачиваемые авторы и редакция) интересного всем контента (эдакая тиражная машинка) трещит по всем швам, прежде всего, по швам экономическим.

Вебсайты, где нет оплачиваемых авторов, производящих контент, имеют шанс выжить. Да, вебсайты, где есть только редакции, фильтрующие графоманские потоки, провоцирующие авторов на выступления, безусловно, дешевле, чем вебсайты, публикующие только специально заказанные статьи. Это относится, замечу, и к внутрикорпоративному графоманству: если тексты пишутся только для вебсайта, то это экономическая смерть для соответствующего интранета. Если вебсайт служит только дешевым средством коммуникации между теми, кто пишет тексты, и теми, кому эти тексты нужны, то такой интранет выживет.

Чтобы обеспечивать коммуникационную роль, вебсайту нужны уже не столько редакторы (пассивный фильтр), сколько модераторы (ведущие). Это значит, что литературная компетентность околосайтовых людей будет падать, а коммуникационная (умение общаться с людьми) расти. В процесс сайтостроительства начинает включаться новая составляющая, wetware (человеческое обеспечение). Нет людей — нет контента.

Записывать ли редакторские/модераторские коллективы в ряды сайтостроителей — не знаю. Но заказчикам я бы рекомендовал записывать.

Люди

Я работаю сейчас в Москве, в Интерграде — комплексе, где размещено полтора десятка Интернет-фирм. Основное население Интерграда — триста современных сайтостроителей. Вебдизайнеров легко отличить от вебпрограммистов: первые имеют длину волос ниже среднего (чаще — ноль), а вторые — выше. Люди с обычной стрижкой (и даже в галстуках) тоже встречаются — это бизнес-консультанты. Понятно, что они не простые люди, а — криэйторы, творцы, демиурги.

Вебсайт — это маленькая модель мира, поэтому нужны демиурги разного сорта. Если раньше кирпичики мира творили авторы, а обжигал эти кирпичики и укладывал их в кладку вебсайта один человек — вебмастер, то сейчас промышленный подход к миростроению привел к тому, что вебдизайнер задает стиль, бригада программистов — функциональность, системный архитектор и бизнес-консультант — общую концепцию, директор по маркетингу — блок партнерских ссылок. Менеджер в поте лица своего обеспечивает с демиурга по нитке — голому вебсайтик.

Тенденция к размытию позиции единого хозяина вебсайта, несомненно, только усилится. Более того, если сегодня условно можно разделить позиции поставщиков собственно контента, с одной стороны, и разработчиков вебсайта — с другой, то завтра будет размыта и эта грань. Бизнес-презентации в PowerPoint сегодня готовят непосредственно в подразделениях компании, не обращаясь к услугам «презент-дизайнеров». Завтра так будут готовить вебсайты — с использованием вебинфраструктуры, которую под давлением рынка предоставят разработчики-программисты. При этом одни программы будут проверять грамматические ошибки, другие проследят за наличием корпоративного художественного стиля, третьи проверят, нет ли утечки коммерческих тайн…

Важно, что все эти программы будут написаны, как уже написаны Интернет-браузеры и вебсерверы. Все, что у вебсайтов общего, будет вынесено разработчиками за корпоративные скобки. В скобках останется только зависящий от предметной области вебсайта контент. Весьма динамический и интерактивный контент. Вебсайтовых центров (по аналогии с вычислительными центрами), к счастью, не понадобится, как массово не потребуются и их сотрудники.

Для строительства вебсайтов в ближайшем будущем будут нужны обычные сотрудники обыч ных фирм, а сайтостроительную работу этих (возможно, находящихся в разных фирмах) сотрудников помогут объединить программисты. А приходящие раз в год дизайнеры будут им делать красиво (хотя и неудобно).

Но все-таки не нужно забывать, что сайтостроители (ровно настолько, насколько они настоящие Программисты) — это все-таки демиурги. А хороших демиургов много меньше, чем просто хороших специалистов.

Общество

Сайтостроители уже принесли в мир много нового и неожиданного. То результаты exit polls опубликуют, то предоставляют возможность собирать персональный компьютер из персонально выбранных комплектующих, то дают возможность анонимно провести весьма интимный разговор с не менее анонимным партнером. Это все цветочки. Даже digital divide (разделение на просто население, которое может испытывать только чувство глубокого удовлетворения, и Интернет-население, которое может получать сайтисфакцию) является цветочком.

Ягодки — это искусственный интеллект, который приветливо начинает общаться с нами из Сети. Боюсь ли я этого? Переиначивая известные слова Айзека Азимова про компьютер, «меня искусственный интеллект не страшит, страшит его отсутствие».

Сайтостроительство переживает свой пик, как когда-то пережило свой пик сельское хозяйство. Человечество хотело хлеба и зрелищ — и сейчас всего несколько процентов культурных (про дикарей, у которых в мозгах феодализм или социализм, умолчим) людей может дать всем ста процентам достаточно хлеба. Достаточно, чтобы объесться. Теперь пришла очередь зрелищ. У сайтостроителей их есть.

Другое дело, что сегодня комбайнер существенно отличается от давнишнего жнеца. Думаю, сегодняшний сайтостроитель примерно так же будет отличаться от завтрашнего. Но результат их работы будет один и тот же: полная сайтисфакция всех желающих. Причем за деньги.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.