В эфире радеонстанция
АрхивРепортаж с мюнхенской презентации новых изделий компании ATI Technologies
аграница и 3D-графика начались прямо за посадочными воротами «Шереметьево-2». Волею «Аэрофлота», отказавшегося удовлетворять групповую заявку на перелет российской журналистской братии в Мюнхен на пресс-конференцию фирмы ATI, и благодаря нечеловеческим усилиям милейшего менеджера по продажам в Восточной Европе Киры Зайцевой, сумевшей-таки, прошерстив все европейские авиакомпании, в последний момент раздобыть билеты, мы летели на аэробусе A-320 авиакомпании SwissAir с пересадкой в Цюрихе. Как только пассажиры уселись поудобнее, потолок салона ожил и явил красочные жидкокристаллические мониторы, на которых крутился очаровательный трехмерный мультфильм, показывающий, как не сломать хитрющую швейцарскую авиатехнику и вести себя во внештатных ситуациях1. На протяжении всего полета там же отображалась обновляемая в реальном времени карта местности, над которой пролетает самолет, с указанием высоты, скорости полета, температуры за бортом и остающихся до пункта назначения времени и расстоянии. Когда лайнер пошел на снижение, появились и план аэропорта, и схемы пересадок, поэтому никаких проблем с ориентированием не возникало. Забавно, что расстояния исчислялись не от аэропорта назначения, а от некоей точки, находящейся где-то на уровне моря в центре Мюнхена, поскольку в момент приземления в мюнхенском аэропорту экраны показывали «distance to destination = 22 km, altitude = 420 m». Вспомнив столь же мягкие свои посадки в разнообразных флайт-симуляторах и пробормотав под нос «Game Over», мы отстегнули ремни и вышли в Европу. В Европе было солнечно, жарко, от таксомоторов Mercedes-Benz тянуло приятным запахом кожаной отделки. Почему-то не было ни одних «Жигулей».
Пресс-конференция, посвященная новым видеокартам на чипсете Radeon 256, проходила в Европейской штаб-квартире ATI и устраивалась специально (!) для группы из восьми российских журналистов и представителей двух российских дистрибьюторов. Об основных возможностях этого чипа «Компьюферра-Lite» уже сообщала (см. «КТ» #355), поэтому мы приводим те сведения, которые не вошли в июльский материал и были особо подчеркнуты на пресс-конференции.
История наречения графического ускорителя очень интересна. Ныне трудно найти яркое незарегистрированное название и при этом учесть предпочтения всех наций и народностей. Так, разработчики хотели подчеркнуть мощность и производительность видеопроцессора, используя слово, схожее по звучанию с «radiosity» и «radioactivity», которые, как выяснилось, очень милы сердцам североамериканцев. Однако выяснилось, что европейцы после Чернобыля к словам с префиксом «radio-» относятся прохладно, поэтому букву «i» сменили на «e». Добавили окончание, и дело было в шляпе. Почти. Английское представительство ATI с прискорбием сообщило, что в Великобритании выпускается стиральный порошок с таким же названием. Но не регистрированным. После недолгих раздумий все же решили, что английские домохозяйки вряд ли спутают стиральный порошок с видеокартой — в самом деле, какая уважающая себя домохозяйка купит порошок за две сотни фунтов стерлингов? Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Геометрический-процессор и рендеринг-архитектуру назвали Charisma Engine и Pixel Tapestry — вроде того, что искра божья да поможет соткать чудесное трехмерное полотно.
Презентация оказалась очень интересной и насыщенной. Несмотря на то, что все почти засыпали после бессонной ночи (вылет был столь ранним, что ложиться смысла не имело) и сверхсытного баварского обеда (естественно, с пивом), как только менеджер отдела технического маркетинга Норберт Куперьянс выключил проектор, российские акулы пера показали, что акулами их величают не зря, и попытались отмутузить специалиста, как Тузики — тряпку, задавая самые коварные вопросы — про Nvidia, про Apple, про OpenGL и так далее. Но парень оказался — кремень! Особенно подкупало то, что ответы были максимально развернутыми — Норберт изрисовал пояснительными схемами десяток стендовых листов.
В частности, мы уточнили, что ATI, как водится, не собирается поставлять новый чип третьим фирмам и будет производить видеокарты самостоятельно, причем в широком ассортименте2. 64-мегабайтные карты с VGA-коннектором выпускаются только с DDR-памятью в коробочном или OEM-варианте, причем лишь первый оснащается чипом ввода/вывода видео ATI Rage Theatre (как и в случае с Rage Fury Pro ViVo, кодирование MPEG-1/2 официально не заявлено, но подразумевается). Карты с двойным интерфейсом — VGA и DVI-D — будут отгружаться только по OEM-соглашениям. В сентябре начнутся поставки 32-мегабайтных DDR-версий (ориентировочная цена около 260 долларов), на октябрь запланирован выход экономического варианта с 32 Мбайт обычной SDRAM, который будет продаваться по цене ниже 200 долларов. Мобильный вариант чипа появится, по словам Норберта Куперьянса, не раньше чем через полгода.
В октябре же, как ожидается, увидит свет фирменный суперкомбайн на новом чипе — Radeon All-In-Wonder. Здесь мы отметили две характерные особенности. Во-первых, карта будет выпускаться только с DVI-I-коннектором, в котором интегрированы аналоговый и цифровой сигналы (обычный VGA-монитор с 15-контактным разъемом будет подключаться через прилагаемый адаптер). Во-вторых, силами программистов ATI аппаратному MPEG-2-кодированию, реализуемому чипом Rage Theatre, найдено давно витающее в воздухе (см., например, материал «Гримасы милитаризма» в «КТ» #348) и, тем не менее, потрясающее применение, которое компания называет «TV-On-Demand». Любую неотложную телепередачу (скажем, спортивную трансляцию) теперь можно «поставить на паузу»: тотчас включается видеозапись на диск, а как только вы сможете вернуться к экрану, одновременно с дальнейшей записью включится воспроизведение. Продолжительность паузы зависит от емкости жесткого диска.
ATI очень активно разрабатывает профессиональные OpenGL-драйверы для карт на базе Radeon (признавая, правда, что отстает в этом от ELSA, уже разработавшей профессиональную OpenGL-поддержку для своих ускорителей на чипах Nvidia GeForce2) и планирует к «CeBIT’2001» пройти сертификацию на ведущих CAD/CAM- и 3D-приложениях. Будут ли комплектоваться ускорителями на Radeon 256 новые компьютеры Apple? Норберт сказал, что драйверы в принципе готовы, и видеокарты для Macintosh появятся в самое ближайшее время, но вот относительно планов самой Apple предпочел не распространяться, памятуя, видно, о недавнем скандале, связанном с просачиванием в пресс-релизах ATI информации о новой линейке PowerMac до официального их представления на «MacWorld».
Часа через три, когда с Radeon было покончено и россияне подзаправились кто крепким кофе, а кто сигаретой (многие предпочли коктейль из того и другого), Норберт неожиданно продолжил пресс-конференцию рассказом о новых направлениях, в которых работает ATI. Нетрудно догадаться, что это рынок игровых и телевизионных приставок, куда компания намеревается поставлять свои графические чипы. Однако рассказывать о прототипах (на фото слева внизу — интерфейсная панель одного из них) — дело неблагодарное, поэтому будем ждать ганноверской выставки и следить за новинками.
Выходные в Баварии — о чем еще может мечтать отравленная «Балтикой» печень российского журналиста! Еще раз благодарим европейский офис ATI за чудесную программу поездки. Помимо архитектурных и гастрономических достопримечательностей нам запомнился потрясающий политехнический музей Мюнхена (Deutche Museum), который не оставит равнодушным ни одного естественнонаучника или инженера. Напомним, что в Мюнхене расположены штаб-квартиры таких гигантов, как BMW, MAN, Siemens. Ну, а посещение австрийского Зальцбурга, родины Моцарта и крупнейших музыкальных и театральных фестивалей, вспоминается просто как сказочный сон.
1 Я попытался раздобыть копию этого мультика для своей коллекции 3D-кино, но пока безуспешно. — Scout.
2 Чипы компания производит на трех тайваньских фабриках. Производство всех новых карт сначала осваивается на заводе в Канаде и только затем передается в другие страны.