Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Удовольствие подудеть в дудочку, или Частичная амнезия

Архив
автор : Мария Добровольская   04.09.2000

Аннотация к диску "Атлас древнего мира" (Maris Multimedia)

Атлас древнего мира
Разработчик: Maris Multimedia (Великобритания),
распространение в России — ЗАО «Новый Диск»,
ISBN 5-89267-023-6, 1 CD

 За последние десять лет всевозможные атласы, энциклопедии, летописи древнего мира в бумажном и цифровом воплощениях просто навязли в зубах. Лакированные пирамиды, египетский макияж, античные торсы… Дети смотрят про то, как Геракл устанавливает азы христианской демократии в скандинавском пантеоне… «По Голгофе бродит Будда и кричит „Аллах акбар“» (Б.Г.). Раскрашенная древность стала примерно тем же, что и карты таро или народные целители из газетных объявлений. За короткий срок свободы говорить, писать и читать общественное сознание съехало к архаичным формам и абсолютно мифологизировалось. Что ни встречный — всё архетипы на лбу. Завидую психологам.

Но я не психолог, а антрополог, поэтому мне хуже. Сегодня я слышу от респектабельного гражданина средних лет: «а правда, что человечеству семь тысяч лет?», и мой ответ, что примерно на сто тысяч лет больше, его не повергает в изумление, будто за эти сто тысяч лет не произошло ничего более важного, чем за его пятьдесят; от общественника-русофила: «что тут делают евреи, когда русские вообще здесь живут последние три миллиона лет!» Конечно, в известном смысле мы все приматы…

Все это забавно лишь на первый взгляд, так как отсутствие серьезного отношения к прошлому означает, что ускользает осознание каузальной связи между событием вчерашнего и завтрашнего дня (года, века и пр.)… Но это все только к слову пришлось, в связи с тем, что я уже трое суток пребываю под впечатлением от нового диска Maris Multimedia, распространяемого в нашем отечестве компанией «Новый Диск» (www.nd.ru) под академичным, чтобы не сказать блеклым, названием «Атлас древнего мира».

Диск действительно принципиально новый. Все мультимедийные энциклопедийно-атласные диски, попадавшиеся мне на глаза прежде, были ориентированы на то, чтобы мультимедийными возможностями показать всем давно известные картинки с пирамидами, воротами Иштар, одноглазой Нефертити и пр. Для большей доходчивости туда включали кусочки из голливудских фильмов про фараонов и гладиаторов. В целом, создавалось впечатление, что авторам пришла в голову идея выпустить такой диск не потому, что они могут рассказать что-то новое, а потому, что они могут сделать так, чтобы те же самые картинки из книжки выпрыгивали по требованию кнопки, а не перелистывались. Ну и весит диск, конечно, поменьше, чем большая книжка…

«Атлас древнего мира» имеет простую, удобную для мышления и ручного пользования структуру рабочей картинки. По своей воле вращая Землю во все стороны, вы можете выбрать интересующий регион. Перед вами разостлана шкала времени длиной в пять миллионов лет. Верхней границей традиционно остается крушение Великой Римской империи. У вас, как это обычно и бывает, несколько возможностей попасть в интересующее время и место. Основу структуры составляют многочисленные и очень емкие карты атласа, в которые впущено огромное количество всякой информации. Не даром же в авторах числится целая группа создания карт и их редакторы.

Есть в атласе и непременные для мультимедийных дисков виртуальные сцены — реконструированные памятники, по которым можно пропутешестовать и окрестности которых осмотреть. Всякий раз экскурсию сопровождает ненавязчивый, почти незаметный звуковой фон: стрекот цикады, шум моря. Это не попытка приделать «звуки прошлого», это то, что бы вы услышали, доведись вам попасть туда на самом деле. Эти естественные звуки создают очень странное реальное ощущение древности.

Довольно любопытная попытка приобщения «смотретеля» изображения какого-нибудь археологического памятника к раскопкам. Мышка как бы снимает слои или участки поверхности, и можно пробраться вглубь. Хотя мне эта идея понравилась меньше, чем виртуальные сцены, потому что на раскопки это совсем не похоже, а скорее на рисунки Антуана де Сент-Экзюпери к «Маленькому принцу»: удав со слоном в разрезе.

Куда больше мне понравилось, что в программе есть жанровые картинки с большим числом действующих лиц, с первого взгляда воспринимающиеся, как древние росписи. Но это стилизация, в которой использованы элементы настоящих изображений. По мышиному приказу они оживают и сопровождаются пояснениями. В этом случае визуальный ряд с маленьким пояснением рассказывает куда больше, чем страница убористого текста.

Самой приятной для меня «развлекалкой» стала специальная глава про древние музыкальные инструменты. Их можно не только посмотреть, но и потрогать, можно подудеть, постучать, сыграть простенькую мелодию. Особенно хороша дудочка о четырех дырочках, выделанная из грифовой косточки 25 тысяч лет тому.

Все эти и некоторые другие милые добавления очень приятны, но не они составляют суть атласа. А суть его в том, что это фундаментальный, без всяких скидок на популяризацию, сводный исторический труд, представленный в наиболее удобном для понимания виде. В нем нет сложных терминов, но он обсуждает исторические проблемы, которые действительно являются предметом научной дискуссии, и содержит информацию очень хорошей, так сказать, первой свежести.

Текст лишен привычных в прежнем искусствоведении скуловоротов в стиле «глядя на эти величественные стены» или «время не пощадило великого творения безвестных зодчих прошлого». Излагается информация. Но то, с какой тщательностью подобраны сведения, как корректно предположения отделены от фактов, лучше всяких слов говорит об уважении авторов к предмету.

Английский вариант атласа опубликован в 1997 году. Русский вариант вышел в 98-м. Вероятно, авторы русского варианта стремились сохранить свежесть информации и торопились с выпуском диска: кое-где проскальзывают опечатки, можно встретить непереведенное слово, но, уверяю вас, ценители формальной безупречности: это ничтожный налог на удовольствие уже вчера и сегодня пользоваться этим объемом сведений.

И не просто объемом сведений. Обозначая свою политику, издатели акцентируют внимание на том, что стремились представить историю, «исключив неоправданное внимание к тому или иному региону». Поэтому с равным уважением изложены классические сведения о Шумере, Египте, Греции и еще очень непривычные для нашего уха сведения о североамериканских курганных традициях, позднем каменном веке Японии, освоении Австралии. За этой издательской политикой стоит новый, современный взгляд на историю человечества.

Поэтому, как мне кажется, «Атлас древней истории» в большей мере начало истории, чем подведение ее итогов.

Не страдайте потерей памяти! Всего доброго.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.