Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Третья сила

Архив
автор : Максим Отставнов   01.09.2000

Пересечение множеств компаний, с одной стороны, обладающих здоровой технологической основой для реализации "цифровой наличности", а с другой - предпринимающих активные маркетинговые усилия для разворачивания систем Internet-платежей, оказывается на удивление узким.

Пересечение множеств компаний, с одной стороны, обладающих здоровой технологической основой для реализации "цифровой наличности", а с другой - предпринимающих активные маркетинговые усилия для разворачивания систем Internet-платежей, оказывается на удивление узким. Мы рассказывали на страницах журнала о каждой из них. Долгое время это пересечение было представлено вообще одной лишь 1) DigiCash (ныне ее технологии унаследовала Ecash Technologies, www.ecashtechnologies.com), наши читатели знают об 2) "Алкорсофте" с его PayCash (www.paycash.ru), а недавно об обладании достаточным пакетом патентов объявила также 3) Zero Knowledge Systems, Inc. (www.zks.net), воздерживающаяся, впрочем, пока от шагов на этом рынке. Характерно, что у всех этих трех игроков европейские корни. Ecash - детище голландца Дэвида Чома (David Chaum), оптимизм ZKS зиждется на вкладе голландца же Стефана Брандса (Stephan Brands), а PayCash сделали у нас, в Питере. Однако самым перспективным на сегодня является рынок американский, и у меня не было никаких сомнений, что за Чомом и Брандсом в Штаты потянутся и наши. В феврале этого года в Нью-Йорке зарегистрирована компания Cyphermint Inc. с офисом в Бостоне, которая и должна нести PayCash в американские массы. Ее акционеры - ЗАО "Алкорсофт" (Россия), компания Skitran (США) и офшорная компания AMDO. Сегодня на наши вопросы отвечает генеральный директор Cyphermint Пат Лалли, посетивший родину PayCash в августе.


Как вы оцениваете рынок платежей в Internet?

- В сегменте потребительских платежей (B2C) потенциальными клиентами платежных систем являются, в первую очередь, пользователи Internet в США. Их 50 миллионов, и ежегодно их число растет на 20%. Фактически уже сейчас пользователи электронных платежных систем составляют заметный процент от этого числа. Системы, входящие в первую десятку, привлекли уже более миллиона пользователей каждая (например, Paypal - 3 миллиона пользователей, nextcard - 2,5 миллиона и так далее).

Объем рынка микроплатежей, на который мы ориентируемся в первую очередь, - это около 1,4 триллиона платежей в год, суммой до 10 долларов каждый. В настоящее время этот рынок практически целиком обслуживается офлайновыми платежными средствами.

Что было причиной первых неудач на этом рынке (прежде всего, банкротства DigiCash)?

- Рынок был не готов (по запросам и объемам) принять систему, а система не была готова к выходу на рынок. Большую роль сыграли маркетинговые и менеджерские ошибки, а также недостаточно качественная реализация системы.

А чем изменился рынок сегодня?

- Основные изменения за последние пять лет заключаются в том, что протоколы TCP/IP стали общепринятой платформой для коммуникации, в распоряжении пользователей находится большая пропускная способность, и Internet получил признание как среда для ведения бизнеса. В Internet сегодня присутствуют уже более 50 миллионов потребителей в США, пользователи Internet выказывают большую заинтересованность в приватности, а электронные подписи получили в США легальное признание. Стало очевидно, что кредитные карты не приспособлены для Internet, и уже произошел целый ряд инцидентов, связанных с карточным мошенничеством. Разопосредование ведения бизнеса (desintermediation) стало ключевой тенденцией, и, в частности, банки вытесняются из своих традиционных ниш и ищут новые рынки.

В самое же последнее время кредитно-карточные ассоциации и банки ужесточили условия обслуживания для Internet-торговцев, а электронные платежные системы для Internet стали рассматриваться как альтернатива кредитно-карточным расчетам такими крупными компаниями, как America On-Line и Amazon.com. Кроме того, стандарт SET потерпел неудачу, что открывает дополнительные возможности на рынке для систем, подобных PayCash.

 
О фигуранте

Пат Лалли (Pat Lally) в 1971 г. с отличием окончил Fairleigh Dickinson University по специальности "Корпоративные финансы". Карьеру начал в IBM, где работал старшим торговым представителем до 1975 г., продолжил ее в Data General Corporation (1975-77, аккаунт-директор по национальным контрактам) и Honeywell Information Systems, Inc. (1977-80, директор по маркетингу мини-компьютеров). В 1979 г. прошел курс для высшего управленческого персонала в Гарварде.

Затем работал в Apollo Computer, Inc. (1980-84, директор по продажам в Восточных штатах), Proteon, Inc. (1984-88, вице-президент), CLSI, Inc. (1988-92, президент и генеральный директор), Cray Communications, Inc. (1992-94, вице-президент и генеральный менеджер), Bintel, Ltd. (1994-96, президент и генеральный директор). Последнее место работы - консалтинговая фирма, работающая с высокотехнологическими стартапами PFL & Associates, которую он возглавлял с 1996 г. до запуска Cyphermint, Inc.

Лалли женат и воспитывает двоих детей, увлекается путешествиями, спортом, автомобилями. Любит литературу и изобразительное искусство.


На какие особенности PayCash вы рассчитываете, выходя на рынок?

- Прежде всего, на масштабируемость системы и высокую скорость обработки транзакций при их безопасности и надежности: система полностью аудируется внутренними средствами при сохранении приватности клиентов. Свою роль должны сыграть присущие ей поддержка произвольного количества валют и банков, а также концепция "встроенного контракта", сопровождающего каждый платеж. Система устойчива к характерным для IP-сетей коммуникационным сбоям: стабильно работает на проблемных каналах, обрыв соединения не порождает конфликтов и коллизий в протоколе платежа и т. д.

Чем специфичны условия в различных регионах (Северная Америка, Европа, Россия) для вашего рынка?

- Россия обладает потенциалом быстрого принятия системы, поскольку в ней бремя унаследованных решений (прежде всего, кредитно-карточных расчетов) меньше.

Для целого ряда стран Европы характерно активное восприятие смарт-карточных систем (например, во Франции, где быстрое внедрение смарт-карт в телекоммуникационном секторе подготовило рынок), а в некоторых странах запущены пробные проекты платежных систем для Internet.

США представляют собой на сегодня самый большой рынок, но мы ожидаем там более медленного принятия системы. В Америке мы предлагаем наши решения как надежную и дешевую альтернативу кредитно-карточным и как "открывашку" для рынка микроплатежей (которые определяем как платежи суммой до десяти долларов). Cyphermint предстоит осваивать этот "самый медленный" рынок. Каковы ваши приоритеты?

- Для начала мы полностью сосредоточимся на втором - на нише микроплатежей. Это казино, лотереи, азартные игры...

А дальше?

- А дальше пойдут крупные компании, которые заинтересованы в использовании технологии PayCash для своих корпоративных платежных систем. В этом сегменте уже ведутся переговоры с Amazon, AOL, Staples и другими. Для них основным преимуществом PayCash является возможность микроплатежей, но и приватность имеет значение. Большой интерес к системе проявляют разработчики ПО для онлайновых казино. Здесь, наоборот, безусловная приватность является приоритетом.

 
PaycCash 1.0 beta



Пока интервью готовилось к печати, "Алкорсофт" объявила о выходе бета-версии следующей (1.0) версии PayCash (http://demo.paycash.ru/beta). PayCash 1.0 запущена в тестовом режиме, она несовместима с версией, эксплуатируемой в пилотном проекте.

PayCash представляет собой чисто программную реализацию платежной системы, состоящей из "банка" (эмитента "цифровой наличности" или специализированных платежных средств) и "клиента" (которым может пользоваться как продавец, так и покупатель; в этом смысле, система симметрична).

Система связывает стороны без требования предварительного доверия между ними (включая доверие клиента к "банку"): вся обязывающая стороны коммуникация осуществляется в форме обмена подписанными цифровой подписью документами, в частности, предмет сделки всегда представлен подписанным "контрактом".

Платежи в системе носят предъявительский (анонимный) характер. Помимо "кошелька" участники системы пользуются только штатными средствами коммуникации в Internet (WWW и электронная почта).

Клиентское программное обеспечение ("кошелек") реализовано как многонитевое 32-битное приложение под Windows 9x/NT/2000 на процессоре 486 или выше и занимает 4 Мбайт на жестком диске. Оно может использоваться в качестве собственно кошелька и в качестве кассового аппарата при WWW-магазине.

Серверное обеспечение ("банк") реализовано как многонитевое распараллеленное (его производительность эффективно зависит от числа процессоров в исполняющем оборудовании) 32-битное приложение под Windows NT/2000.

Протоколы, посредством которых клиенты коммуницируют между собой и с банком, неформально представлены на рисунке.


Будет ли поддержка для модных сегодня WAP-средств?

- Перенос на WAP не является приоритетом. По нашему мнению, в скором времени вычислительная мощность мобильных устройств (например, сотовых телефонов) будет достаточна для использования полноценных TCP/IP-решений. Очень интересным является рынок палмтопов, в том числе с беспроводным интерфейсом и интегрированных с мобильными телефонами.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.