Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Компьютер и власть или власть компьютера

Архив
автор : Леонид Рейнгольд   01.09.2000

Попробуем представить, как может измениться ситуация в управлении страной через несколько лет, когда компьютеры и специализированные устройства доступа в Internet станут широко распространены. С появлением техники последнего поколения радикально меняется технологическая база управления в государстве, соответственно должны меняться и механизмы осуществления властных функций. На некоторой функционально-технической базе появляются предпосылки возникновения технологии. Сейчас наступил такой момент, когда возможны радикальные изменения в технологиях управления.


Функции власти и их реализация

Традиционные основные функции власти, реализуемые теми или иными управленческими технологиями:

1 Охрана территории государства.
2 Распределение ресурсов.
3 Управление производством в госсекторе.
4 Внеэкономическое распределение финансовых ресурсов и предметов потребления.
5 Разработка, принятие и контроль за выполнением нормативных документов.
6 Защита прав граждан (юридическая, социальная, военная).
7 Внешнеэкономическая деятельность.

Для реализации функций власти используются следующие основные традиционные механизмы управления:

1 Иерархическая территориальная структура.
2 Отраслевая иерархическая структура.
3 Выборные органы различных территориальных образований.

Имеется определенная "очаговость" применения компьютерных технологий, вызванная как объективными, так и субъективными факторами. До последнего времени компьютерная техника использовалась для ускорения и облегчения традиционных "ручных" способов осуществления управленческой деятельности.

Так, несмотря на новые технические решения и кажущиеся возможности сократить долю управленческого труда, в условиях наших реформ работники фабрик и заводов перекочевали в виртуальную сферу производства и обращения управленческих и финансовых бумаг. У нас до сих пор происходит эволюционное развитие государственных и муниципальных структур. Можно ли изменить эту тенденцию?

Продолжаются деления-слияния ведомств. Зачастую причины этого:
- субъективные;
- по аналогии с Западом;
- сиюминутные потребности.

Под любую управленческую "перестройку" разрабатываются новые и модифицируются старые решения в плане использования компьютерных технологий. Сейчас складываются технологические предпосылки, позволяющие "перевернуть" управленческую пирамиду, сделав первичными данные, которые обращаются в сфере управления, а не организационные структуры, призванные получать и обрабатывать эти данные.

Бюрократические структуры легко формируются и трудно ликвидируются. Поэтому нужны механизмы, отслеживающие эффективность управления, модифицирующие систему управления в обществе, стимулирующие внедрение новых технологий в этот процесс.

Виртуализация власти в обществе

Перспективные механизмы управления могут быть менее жесткими и не привязанными к конкретным организационным структурам. А так ли нужен человек на каждом руководящем месте в новых условиях (особенно это касается представительной власти)? Ведь технически вполне возможны руководящие виртуальные группы с нетрадиционными принципами выборности и принятия решений, возможно их иерархическое построение с более широким, чем обычно, кругом привлекаемого населения и с большей привязкой к их фактическому вкладу в дело управления.

Вполне реальны материализованные в различных информационных технологиях "руководящие алгоритмы" с привлечением людей на необходимых этапах (принятие решений, оценка проблемы, анализ информации и т. п.).

Возможно возникновение автоматизированных механизмов саморегуляции в управлении обществом. Конечно, есть области, где саморегуляция более эффективна и должна применяться в первую очередь.

Постепенно складывается новая ситуация.

1 Виртуальное рабочее место становится дешевле реального. Может быть, во многих случаях настала пора пересаживать чиновников не на "Волги", а к экрану монитора (и во многих случаях дома, а не в офисе)?

2 Возможны новые формы демократии (коллегиальности), менее формальные, более представительные. Новой представительной властью в той или иной форме вполне могут быть при некоторых условиях пользователи Интернета (возникшие естественным путем или добровольно-принудительно приобщенные к компьютеру управленцы).

"Организационным каркасом" в управлении взамен имеющихся жестких структур зачастую могут стать сетевые технологии, автоматизирующие накопление информационных параметров объекта управления и выдающие на их основе управленческие решения с участием человека, а в типовых ситуациях - и в автоматическом режиме.

Должны быть разработаны технологические решения, обеспечивающие работоспособность новых механизмов управления:
- защита от злоупотреблений управленцами и посторонними людьми;
- предотвращение несанкционированной модификации технологии;
- гласность использования в заданных и известных пределах;
- и конечно же, если необходимо, защита от происков зарубежных спецслужб и мирового империализма.

В перспективе функционирование механизма власти, определенного законодательством, будет поддерживаться информационными технологиями. Они уже сейчас создают пока почти неосязаемую колею, по которой перемещаются наши управленцы - определяют реальное информационное наполнение процесса управления и во многих случаях систему поведения, в том числе возможные поведенческие реакции управленцев. Создают своего рода "русло" для управленческих раздумий.
Компьютерные технологии становятся активными и адаптирующимися к респонденту. Документ, Web-страничка, индивидуально подстроенные под респондента, - это не то же, что газета или телевизионный канал, особенно если при этом учитываются специфические личные интересы и особенности человека. Ничто не мешает этим технологиям развиться в средства манипулирования сознанием нового поколения. Каждому будет предъявляться сверстанный именно под него кнут и пряник, а в результате организатор манипуляции получит нужный результат.

Internet - среда для новой ОГАС?

Ранее уже предпринимались попытки внедрения в управление глобальных информационных технологий, но они были во многом преждевременными и часто носили искусственный характер. В этой связи вспоминается идея академика Глушкова: разработка и внедрение в СССР общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС), которая не была лишена смысла несмотря на существенные технические ограничения, [1]. Подобные системы на подобной же технике существовали в 60-70-е годы в крупных западныхкорпорациях и решали основные задачи учета и планирования выпуска продукции. Но говорить о возможности "штучного" производства информационных (да и не только информационных) продуктов для "отдельно взятого индивида" можно только сейчас.

Унификация технологий

Сейчас еще встречается ситуация, наблюдавшаяся ранее в коммерческих фирмах, - когда почти каждая организация сама делала для себя все компьютерные приложения ("писала свою бухгалтерию"). Для успешного решения задачи необходима унификация не технологий в целом и программного обеспечения, которое их реализует, а данных, их структур и методов работы с ними, [2]. В этом случае мы будем иметь не одинаковые панельные информационно-технологические дома в виде готовых типовых программных комплексов, а одинаковые (совместимые) "информационные кирпичи", из которых можно собрать любую технологию.

Технологии власти - инструментарий и участие в управлении

Инструменты управления [1]

Возможность обоснования
решений для электората

Возможность участия электората в управлении

С голоса (оглашение), с регистрацией, например, в летописях.

Отсутствует.

Отсутствует.

Издание законов и решений для специалистов (управленцы, судьи, адвокаты).

Ограниченное участие специалистов в управлении.

Отсутствует.

Массовое тиражирование управленческих и нормативных документов.

Участие специалистов и электората во вторичных публикациях (отклики и обсуждение).

Обсуждение во вторичных публикациях. Посредник — адаптатор информации (средства массовой коммуникации). Принятие решений о назначениях основных управленцев по общему впечатлению электората.

Компьютерные средства и коммуникационные средства в технологиях управления.

Получение электоратом детальной информации об объекте управления с возможностью ее анализа на месте.

Участие в принятии решений — конкретные предложения и голосование по конкретным вопросам. Часть населения способна участвовать в управлении без посредника-адаптатора. Возможно уменьшение роли представительных функций в обычном понимании. Отсутствует необходимость наличия на месте для доступа к детальной информации, осуществления управленческих функций, обеспечения конфиденциальности. [2] Возможность непосредственного участия представителей электората в управлении.


1 (обратно к тексту) - Каждая строка отражает определенные уровни развития инструментария. Возможности более ранних уровней могут быть реализованы более поздними.

2 (обратно к тексту) - По возможному достижимому уровню конфиденциальности компьютерные и обычные средства управления уже сейчас мало отличаются, и можно ожидать уменьшения зависимости степени конфиденциальности от местонахождения управленца.

Свобода и Интернет

Повсеместное внедрение Интернета постепенно создает такую ситуацию, когда невозможно что-нибудь запретить. Вместо запрета могут использоваться различные приемы приведения поведения человека в определенное русло. Они наглядно демонстрировались во время последних избирательных кампаний применительно к традиционным средствам массовой информации.

Похоже, технологии манипулирования могут развиться и в Интернете, если удастся управлять предпочтениями, но не запретительными мерами (поскольку они нигде кроме, возможно, Китая не сработают). Можно сделать не вполне очевидный вывод: чтобы избежать манипулирования сознанием людей, нужно стремиться не уменьшать разнообразие информационного наполнения Интернета. Как население в основном читает газеты и журналы, а не объявления на заборах, так и "жители" Интернета имеют тенденцию находиться в окрестностях крупных информационных порталов и рейтинговых систем. Может, государству нужно научиться вкладывать деньги в информационное разнообразие, дешевле обойдется?

Интернет - зеркало мира

В зачаточном состоянии находятся системы непосредственного ввода данных в Сеть. Пока они в основном ограничиваются уличными Web-камерами.

Святое дело - обеспечить трансляцию в автоматическом режиме открытых заседаний ООН и других международных организаций (благо во многих случаях есть синхронный перевод), Госдумы, Совета Федерации... Представим несколько автоматических Web-камер: докладчик, зал в целом, конкретные колоритные лица по выбору респондента. Зашел - взглянул, - а сидит ли на месте любимый депутат, чем занят... А если совместить все это с видеоархивом и архивом текстов стенограмм?

Интернет - добро или зло?

Интернет - источник дифференциации современного общества по информационному признаку (лица, имеющие и не имеющие доступ к Сети) и в то же время - средство, делающее более прозрачной социально-экономическую дифференциацию (может при определенных условиях позволить увидеть детальную информацию по любому интересующему человека объекту). А ведь есть люди, которым, как говорил классик-юморист, плохо, когда другим хорошо.

Имеет право на существование и такой парадоксальный взгляд на Интернет (а во многом - и на телевидение), как на склад мусора для мозгов. Причем заранее определить, что это мусор, порой невозможно: не загрузишь - не узнаешь.

Человек - система, сформировавшаяся в естественной среде с ограниченным по отношению к тому, что мы имеем сейчас, набором функций. Нужно ли расширять этот набор функций бесконечно, хотя это и технически возможно?

Непосредственное общение замещается виртуальным суррогатом. Осознать последствия такого замещения надо бы до того, как мы окажемся в искусственной "информационной пробирке".
Еще одна проблема: возможное обезличивание управления в нашей виртуальной перспективе. Люди для управленца, особенно на виртуальной "шахматной доске", - фишки в некоей шахматной партии. Этакая игра SymCity для мэра на реальных данных (иногда, если забежать в миссии вперед от реальности, то и с возможностью переиграть партию).

Однако во многих случаях это - зло. Живущий в виртуальной информационной среде управленец, ангажированный журналист, жующий информационное пойло обыватель...

Пример: бомбардировки Югославии. На экране игрушечный паровозик везет вагончики через мост. А мы его ракетой... Почти компьютерная игра... Приправа к вечернему кофе.

А что дальше? Нам нужны газ, медь, титан и другие полезные вещи, а плохие человечки, которые живут там, где всего этого много, продают их, на наш взгляд, слишком дорого. И дарить не хотят. Они плохие. Просчитаем на модели и передвинем фишки... Поможем займом на своих условиях, посадим руководить своего человечка, поссорим их между собой. Все просто и понятно. Глядишь, все тип-топ.

Управленческо-информационная машина провернулась. Организаторы довольны.

Еще одна проблема - виртуальность ввода данных. Реальный источник данных в новой информационной инфраструктуре может быть легко подменен виртуальным.

Управленческие информационные технологии

Посмотрим, в каких основных направлениях развиваются управленческие информационные технологии.

1 Обслуживание производства и потребления товаров. Можно работать на "индивидуальный заказ" в значительной мере без посредников.

2 Информационные системы различного назначения. Они трансформируются, и в некоторых случаях станут в принципе ненужными многие естественные ранее информационные структуры в обществе. У любого желающего окажется свой Госкомстат на столе...

3 Выборные технологии. Очевидно, что роль телевизора и Центризбиркома в проведении выборов может сильно измениться с массовым внедрением Интернета.

4 Технологии сбора данных, выработки аналитических решений и управленческих воздействий нового поколения - где исходные данные вовсе даже не статистика, а результат детальной обработки информации из детальной базы данных по произвольному запросу.

5 Учетно-финансовые системы. Эпоха усложнения и доминирования финансовых институтов в обществе может закончиться, поскольку это как раз та область, где могут сформироваться замещающие их регулирующие механизмы.

6 Системы обучения. При наличии адекватной идентификации обучаемых и учебных курсов образование может быть намного доступнее и дешевле. Если бы еще научиться формировать стимулы к самообразованию у большинства населения...

7 Технологии развлечений. Здесь перспективы самые радужные и понятные. Главное, чтобы у их любителей крыша оставалась на месте. Хотя стоит задуматься о девиантных моделях поведения, которые могут формировать сетевые развлечения.

Многие люди уже сейчас большую часть рабочего времени действуют в виртуальной среде, пусть пока в Word, Excel, но уже не в реальном предметном окружении.

Не все люди имеют устойчивую психику и способность четко разделять реальные и виртуальные воздействия. Это не было нужно в естественной среде, и следует ожидать уменьшения для этой категории людей порога поведения, отклоняющегося от нормы.

А судьи кто?

Рано или поздно встанет вопрос о регламентации информационного поведения и сразу за этим - традиционный вопрос: а судьи кто? Если родители ограничивают детям доступ к контенту, это понятно. А если еще кто-то кому-то? И в то же время ограничивать девиации в социальном поведении, наверное, надо. Может быть, во внедрении компьютерных технологий приемлемо применение таких понятий, как сетевая идеология и самоцензура?

Можно обозначить приведенные ниже в таблице компоненты информационной технологии. Если с первыми двумя пунктами вроде бы все ясно, то наличие последних трех для многих спорно.
Информационные технологии - новый тип социального инструмента. Можно говорить о том, что возможность влиять на информационный контент - один из важнейших рычагов социально-экономического доминирования.

технический
программный

Условия, определяющие возможность и технический уровень реализации технологии.
ценностный
идеологический
политический

Выражение потребностей на индивидуальном и коллективном уровне, определяющее содержание технологии.

За последние годы мы неоднократно имели возможность убедиться, что рынок и реальные права человека заканчиваются там, где начинаются экономические и политические интересы, и пока не очень понятно, как новые информационные технологии впишутся в этот контекст.

Армейский командир вскоре будет мало отличаться от ментата с планеты Дюна - человека со встроенным в мозг компьютером из романов Ф. Герберта. Только компьютер у него пока еще не в голове, а рядом, и задействован оптический канал ввода данных в мозг: монитор - глаза.

Компьютерная демократия

Весь объем информации, накопленный человечеством, становится оперативно доступен каждому. И не просто доступен, а с возможностью почти произвольной семантической обработки своими личными средствами.

Может измениться не просто информированность человека, а сами необходимые для деятельности способы мышления. При наличии на рабочем столе совершенного "информационного протеза" становится ненужным запоминание фактов, а нужно эффективное управление их извлечением.

В числе прочих последствий эта новая ситуация делает в перспективе архаичными традиционные формы демократии. Это не просто замена бюллетеня защищенной Web- страничкой. Появляется возможность совсем другого подхода к осуществлению демократии. Человек в новых условиях может выбирать управленца не только по внешности и предвыборным лозунгам, а по гораздо более глубоким критериям, и более продуманно и детально влиять на социально-экономическое управление в обществе.

Понятна тенденция "все выше, и выше, и выше..." в технических качествах окружающих нас артефактов, отсутствие реальной возможности запрета чего-либо в новых условиях (для любого запрета найдется технологический обход). Высокий уровень политического сыска царской России, когда революционеры носили друг другу прокламации, а полицейские их более или менее успешно ловили, может появиться только в розовых снах сотрудников спецслужб. Однако социальная система должна адаптироваться к такой ситуации, и желательно, чтобы результат адаптации был не похож на СОРМ и ее зарубежные аналоги.

Традиционная демократия часто чересчур примитивна в новых условиях. Чрезмерно простые вопросы она задает и слишком просто отвечает на них. При этом стимулы власти зачастую определяются не демократическими процедурами и общественными приоритетами, а опосредованы и неочевидны. Время от времени возникает вопрос, на который нет однозначного ответа: кто, в какой степени и куда направляет развитие России в последние годы - мы сами, продвинутый аналитический аппарат АНБ и ЦРУ, господь Бог?

Ресурсы реальные и виртуальные

Не развиваемся ли мы исключительно в направлении ускорения проедания ресурсов?

Иногда возникает мысль о повторении на новом уровне известной ситуации с освоением запасов сибирской нефти в застойные годы: добудем нефть - продадим - на эти деньги купим трубы - добудем нефть и т. д. Может быть, в долгосрочной перспективе выгоднее вложить в население? А ресурсы пусть пока полежат. Ими более эффективно распорядятся наши потомки.

Очевидна тенденция в приоритетах всех развитых стран: развивать и дорого продавать виртуальные ресурсы. У нас же до сих пор основные заботы руководства - о нефти, газе, металлах. Может, настало время задуматься о чем-нибудь вроде "валового виртуального национального продукта"?

Потребности населения постепенно перемещаются из сферы реальности в виртуальность. Реальные предметы потребления заменяются придуманными. Эти копии могут неузнаваемо видоизменяться ввиду отсутствия материальных ограничений.

Многие потребности искусственны (придуманы и не имеют объективной почвы). Поэтому в одних вариантах развития могут быть, а в других - нет. Не очевидно, что оптимальное поведение органов управления в этой ситуации - отпуск ее на самотек.
Намечается радикальное упрощение средств тиражирования артефактов и увеличение возможностей "тиражирования на месте". В перспективе возможна модификация транспортной инфраструктуры: реальные системы сообщения будут утрачивать свою значимость, а роль информационных магистралей будет возрастать. Но хочется надеяться, что до инфраструктуры из фильма "Матрица" дело все же не дойдет.

В новой, уже отчетливо просматривающейся среде человек (во всяком случае, многие из нас) становится своеобразным "инфокиборгом". Вместо материальных объектов, дающих средства к существованию, у него интерфейс с компьютером - пока чаще всего в виде мыши с клавиатурой и монитора, но на подходе средства, которые становятся как бы продолжением тела, расширяя возможности ввода/вывода данных.

Власть и ответственность

Вроде бы понятно: власть должна сопровождаться ответственностью. Чем больше власти, тем больше ответственности. Однако на деле мы часто видим обратное. Власть и ответственность разделены во времени и пространстве. Власть без реальной ответственности приводит к разбалансировке и деградации общества. Компьютерные технологии в принципе способны обеспечить детальный учет управленческих воздействий и их результатов как по реальным последствиям для системы управления, так и по изменениям в благосостоянии управленцев.

Кстати, пример власти с очень даже реальной ответственностью описан в повести Р. Шекли "Билет на планету Транай" [3]. Руководителю, переставшему пользоваться поддержкой оговоренной части электората, носимый на шее символ власти, начиненный взрывчаткой, отрывал голову, тем самым обеспечивая ротацию руководящих кадров и отсутствие избытка желающих поруководить. С учетом последних успехов в развитии беспроводных компьютерных технологий - вполне технически осуществимый путь, хотя, может быть, и слишком радикальный.

Новая экономика

Благополучие в нынешней экономике на различных уровнях часто строится не на равноправном обмене, а на обмане, или, говоря мягче, на неполной информации сторон, а также на исторически сложившихся диспропорциях. Может быть, с точки зрения общества более выгодна "прозрачная" экономика, обеспечивающая большее равноправие людей, групп населения и государств в различных измерениях?
Государство в конкурентном окружении должно выявлять лимитирующие факторы для других государств и использовать их в интересах своего населения. Такими факторами в ближайшем будущем наряду с компьютерами и информационными технологиями будут отдельные виды полезных ископаемых, потребность в которых растет, а запасы ограничены.

Виртуальная вертикаль власти

Традиционный путь построения системы управления в человеческом обществе - иерархия. Это один из основных принципов в управлении, вызывающий неодинаковое отношение как у любителей авторитаризма, так и у демократическо-анархической общественности.

Как иерархия может быть реализована в виртуальной среде управления?

- если решение принимается голосованием, то по степени охвата принимающих решение (референдум в стране выше по статусу, чем опрос жителей города);

- по уровню компетентности (конвенциальному) принимающих решение по вопросу (мнение специалистов выше уровнем, чем мнение обывателя);

- по фактическому месту в реальной иерархии данного профиля;

- на основе успешности предшествующей деятельности управленца в виртуальной управляющей среде, выраженной соответствующими критериями (определяем критерии, смотрим результат деятельности, двигаем вверх-вниз субъектов иерархии).

Концепция власти

Власть реализует некоторую концепцию взглядов на мир, общество и их идеальное состояние, а также имеет определенные возможности для претворения этой концепции в жизнь. Может быть, настал момент, когда следует осознать необходимость формирования такой концепции?

Противоречие между индивидом и обществом вступает в новую фазу. Общество и формируемая им предметная среда становятся более разнообразными, но в то же время более прозрачными.

Сложившаяся правовая система предполагает презумпцию анонимности поведения человека в обществе. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Новые технические возможности позволяют гибко дозировать анонимность индивида в социальной и экономической сфере в зависимости от различных условий.

В частности, например, малоэффективные традиционные наказания за экономические преступления могут заменяться ограничением анонимности наказуемого в заданных пределах. Мошенника рациональнее наказывать не отсидкой в тюрьме, а предоставлением расширенных возможностей в получении информации о нем его потенциальным жертвам.

Наступает эпоха всеобщей потенциальной доступности информации и всеобщей доступности средств ее анализа.

Существующие корпоративные и государственные интересы в значительной степени строятся на управлении доступом к информации за счет:
- явных запретов;
- управления фильтрами доступа к данным (прямом или косвенном);
- зашумления информационных потоков ложной или второстепенной информацией;
- формирования у населения предпочтений и неприятия определенных видов информации (как по форме, так и по содержанию).

В той или иной степени в видоизмененной форме эти приемы переходят и в новую технологическую среду. Хорошо бы осознать последствия и минимизировать негативные явления.

В статье намеренно опущены такие вопросы, как криминальность политики и экономики, теневой бизнес и прочие подобные актуальные категории - при нормальном развитии общества и обслуживающих его технологий значимость этих явлений должна уменьшаться.

Литература

[1] Малиновский Б. Н. История вычислительной техники в лицах. Киев, 1995. - 380 с. (или по адресу: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/GLUSHKOV.HTM).

[2] Рейнгольд Л. А. За пределами CASE-технологий, или О семантической стандартизации метаданных. "КТ" ##342-344.

[3] Шекли Р. Координаты чудес: Романы, повести / Пер. с англ.; сост.
Г. Белов. - СПб.: Северо-Запад, 1993. - 639 с.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.