Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вихри враждебные

Архив
автор : Сергей Леонов   01.09.2000

Как и любая другая революция, компьютерная не обошла Россию стороной. Может быть, влияние ее на наше государство и его властные структуры пока не столь разрушительно, сколь революции октябрьской, но кто знает, чем все обернется через несколько лет… Ведь очередная революция в России только началась.

Мировой империализм, как обычно, нас опередил, и сейчас, глядя на Запад, мы можем угадывать в их прошлом и настоящем свое недалекое будущее. Но только угадывать, не более: Россия всегда шла своим путем, нет сомнений, что таковым она будет идти и впредь. Наша государственная машина, пожалуй, является последней структурой, которая оценит выгоды компьютеризации на реальных делах, а не на игре в «Тетрис».

Российский президент, предлагающий сегодня японцам общаться по электронной почте, смотрится на общем фоне весьма наивно — он опоздал минимум на шесть лет: эта идея еще в 1994 году пришла в голову шведскому премьер-министру Карлу Бильдту (Carl Bildt), который отправил электронное письмо президенту Клинтону с поздравлением по поводу отмены Соединенными Штатами эмбарго на торговлю с Вьетнамом и предложением использовать современные средства коммуникации для политических контактов.

По некоторым данным, те же американцы не стесняются отправлять около пяти тысяч писем в неделю на адрес president@whitehouse.gov, будучи, видимо, уверенными в том, что после некоторой фильтрации письма дойдут до получателя. До получателя письма эти по преимуществу не дойдут, но сохранятся в компьютерной сети администрации президента и будут использоваться как материал для контекстного поиска по ключевым словам, чтобы узнать «мнение народа».

Путь, пройденный Западом, конечно, показывает, чего следует ожидать нам. Однако относительно результата «информатизации всей страны» для России пока еще можно строить оптимистические предположения и разрабатывать проекты, которые, впрочем, вряд ли будут реализованы. Сколько писем приходит на адрес president@kremlin.ru, мне не удалось узнать даже приблизительно — наверное, это военная тайна, а уж в том, что письма эти попадут в первую очередь не к президенту, а прямиком в ФСБ, уверен практически каждый. Но если российские и китайские чиновники имеют методы и опыт влияния на традиционные СМИ, то против глобальных сетей радикальных средств пока нет, и, надеюсь, в обозримой перспективе не будет. Разумеется, способы борьбы с конкретными сайтами найти можно, и технологии, подобные «глушилкам» семидесятых годов, можно применить тоже, но бороться со всей мировой сетью средствами одного государства просто глупо: проникновения информации все равно не избежать, а ярлык нарушителя прав человека заработать легче легкого.

Сама по себе компьютеризация не решит большинство политических и государственных проблем, особенно если учесть обычное для нашей страны сопротивление чиновников внедрению любых новых технологий.

Что же ждет нас в сфере государства и политики в ближайшие несколько лет?

Появятся новые политические партии, функционирующие преимущественно в виртуальном пространстве с использованием сетевых технологий (см. тему номера в «КТ» #349). Это приведет к усложнению ситуации на политической сцене и развяжет многочисленные политические «войны» в киберпространстве. Впрочем, это, возможно, и к лучшему: по крайней мере виртуальный мордобой и виртуальный стакан сока в лицо оппоненту лучше, нежели то же самое в реальности, да еще транслируемое телевидением в реальном времени. Для особо приверженных подобным средствам политических деятелей можно даже создать специальные виртуальные аналоги подобных действий.
Национальные правительства будут использовать Интернет, как инструмент для управления государством. Несмотря на то, что многие правительственные организации имеют сегодня собственные сайты, этим сайтам в основном отводится роль «доски объявлений» при входе. Впрочем, правительства Перу и Эквадора, довольно развитых в технологическом отношении стран, уже сейчас официально используют Интернет при международных дипломатических контактах. Разумеется, Интернет — это вовсе не замена диппочте и прямым телефонным каналам, но дополнительная среда передачи данных никому не помешает. Использование Интернета в государственных целях неминуемо вызовет и увеличение интереса к средствам криптографии.

Интернет будет играть значительную роль при разрешении международных конфликтов. Средства непосредственного ввода данных, такие как Web-камеры, должны способствовать получению объективной и неподцензурной информации о происходящем, а отношение населения к проведению или непроведению тех или иных акций будет формироваться еще до того, как руководители государств смогут выработать и огласить свою позицию по отношению к ним. Хотя, не стоит преувеличивать роль таких источников: современные технологии позволяют моделировать видеоизображение достаточно сложных объектов, и где гарантии, что наблюдаемая картинка является реальностью, а не компьютеризированной «мыльной оперой»?

Политические деятели и правительственные структуры в ответ на кампании по их компрометации, разворачивающиеся в киберпространстве, будут неминуемо вынуждены вступать в виртуальные дебаты и дискуссии. Впрочем, российская действительность и здесь может внести свои коррективы: наша Интернет-аудитория сосредоточена по преимуществу в крупных городах и составляет относительно небольшой процент населения, разбросанного по бескрайним просторам страны. Традиционные СМИ имеют гораздо большее влияние на этих просторах, и скорого изменения ситуации ожидать не приходится.

Будет постепенно уменьшаться доминирующая роль традиционных средств массовой информации. Это не означает, что СМИ останутся не у дел — функция донесения информации до населения останется за ними, но функция получения информации вполне может быть отобрана у них сетевыми информационными службами, что наблюдается уже сегодня. Опять же, сама технология получения информации еще долго останется такой, как сейчас, и государственным структурам ничего не стоит запретить корреспондентам, независимо от того, для кого они собирают информацию, доступ к таковой либо просто подсунуть дезу.

Снижение стоимости передачи единицы информации в глобальных сетях, а также падение цен на устройства ввода аудио- и видеоинформации приведут к тому, что текстовые системы обмена сообщениями — электронная почта, чаты и форумы — будут вытеснены системами обмена аудио- и видеосообщениями.

Но все вышесказанное — пока предположения, а как отразится очередная революция на истории России, это еще вопрос, и ответ на него даст только время.

Карта уровня использования различными штатами компьютерных технологий и Интернета в процессе выборов (представлена американской общественной организацией Digital Sunlight). Конечно, имеется в виду не электронное голосование — для этого потребуется изменение законодательства, а процесс выдвижения кандидатов и публикация сведений о них. Светлые тона означают высокий уровень использования компьютерных технологий, темные — соответственно низкий. Россия, будучи нарисованной на этой карте, должна представлять собой черную дыру — до уровня американцев, оценивающих в баллах качество онлайновых форм для заполнения кандидатами и оперативность опубликования информации о них, нашей политической системе еще далеко.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.