Web и мы — уже в квантовом мире
Архив
…и если ты не слышишь меня,
Наверное, ты на другой частоте.
Борис Гребенщиков. «Мой друг доктор»
Уверен, что нет нужды снова знакомить вас с Тимом Бернерсом-Ли, создателем протокола HTTP, а по сути — основы всего WWW. Тим сейчас работает в лаборатории компьютерных наук Массачусетского технологического института, одновременно занимая пост директора организации World Wide Web Consortium, отслеживающей статус и перспективы Сети. Предлагаю вашему вниманию соображения доктора Бернерса-Ли о нашем недалеком будущем, да поможет нам Бог все это пережить!
Не так-то просто подобраться к этой теме… Человеческий мозг мощнее любых компьютеров исключительно благодаря механизму распараллеленной обработки информации. Параллельность действия характерна и для общественных процессов. Да и Сеть работает эффективно только как система параллельной передачи и обработки потоков данных.
Интернет существовал и до WWW, и изначально в его основу была положена идея децентрализации ресурсов, чему способствовала и распределенная социальная организация участников глобального проекта. Структуризация Интернета началась спонтанно в группах новостей. После появления WWW в ней стали возникать списки «лучших» сайтов, которые создавались на основе конкуренции между их владельцами и немедленно последовавшей маркетингово-рекламной активности. Если начальная идея Интернета являла некую контрпозицию иерархии, то сейчас можно констатировать, что даже не очень жесткая иерархия позволила не изобретать все новые велосипеды. Совсем не обязательно строить строгие иерархические деревья. Просто не помешала бы некоторая упорядоченность, пусть даже в многомерном, даже нечетком пространстве.
В дальнейшем, думает Тим, нужно избегать двух крайностей: с одной стороны, не превратить Интернет в единую структурированную монокультуру, напоминающую забегаловки McDonald’s, а с другой — не допустить изоляционистских островков экзотических культовых социумов типа Heaven’s Gates, само существование которых таит опасность для цивилизации. Так или иначе, каждый день существования глобальной Сети делает свое дело. Образуется новый интеллект человечества: Интернет дает связующие нити для всех.
По мнению Тима, критическим фактором является то, что только незначительное число сайтов посещает изо дня в день множество визитеров. Большинство же сайтов остаются укромными уголками для единиц. То есть структура Интернета, мягко говоря, не оптимальна. Глобальной координации почти нет, и понадобится затратить немало усилий, считает Тим, чтобы что-то улучшить в этом отношении.
Тем не менее, классик не теряет надежды, а подспорьем ему — фундаментальные изыскания, которые возможны на гигантском техногенном феномене. Если бы посетители не проводили время на своих излюбленных десяти или ста сайтах, то распределение нагрузки на серверы выглядело бы примерно как фрактальные образы.
Более того, анализ, в свое время проведенный лабораториями Digital Equipment, подтверждает, что потоки данных в Сети обладают свойствами фрактальных объектов тогда, когда выделить образы очень сложно, и даже тогда, когда невозможно восстановить иерархическую структуру феномена.
Конечно, такие выводы пока не дают ответов на практические вопросы, однако предлагают чрезвычайно заманчивую почву для предположений. Только динамичные и многоэлементные системы могут вести себя подобным образом. Изумительное предположение было высказано Йоном Кляйнбергом (Jon Kleinberg) из Корнельского университета. Изучая матрицы региональной активности Сети, он пришел к выводу, что ее поведение подобно поведению квантовой системы. Отсюда следует важнейший вывод: Интернет начинает вести себя как независимая от человека креатура! И очень может быть, что мы переходим в иную фазу бытия, формируя непонятную нам самим среду коммуникаций друг с другом. Возможно, яснее этот тезис изложит доктор Бернерс-Ли, который обещал побеседовать со мной по возвращении с летних вакаций.
Аналогия между мозгом и Интернетом естественна, поскольку и мозг, и Сеть состоят из гигантского количества элементов. Кроме того, им обоим присущи структурированность и некоторая свобода выбора. То, что называется Богом данной свободой воли.
Однако есть одна особенность нейронной структуры человеческого мозга: при определенном уровне сигналов нейронов всякая способность к интеллектуальным занятиям утрачивается. Это своего рода «аварийный выход», без которого человечество вряд ли выжило бы в условиях естественной (или неестественной) эволюции. И благодаря тому же обстоятельству Интернет грозит образовать разум более высокого уровня.
По мнению Бернерса-Ли, сейчас начинают обрисовываться контуры Семантической Сети, начального уровня глобального разума. На этом пути немало препятствий. Как любая эволюция, этот процесс подвержен влиянию случайных факторов, таких, например, как финансовые кризисы или кризисы конкретных секторов рынка — серверного оборудования и др.
Дабы обеспечить стабильность, любая электронная система должна демпфировать атаки, и защитные механизмы предусмотрены в большинстве промышленно изготовляемых систем. Нужно задуматься о том, как встроить нечто подобное в структуру Семантической Сети, то есть создать средства для взаимовыручки серверов, а в более общем плане — для взаимовыручки людей. Конечно же, чтобы мы могли приходить на помощь друг другу не только, если настроение плохое, но и когда просто денег на хлеб не хватает…
Доктор Бернерс-Ли, разумеется, не считает, что структура и новые свойства Сети возникнут прямо-таки из нынешнего хаоса. Общественные институты формируются веками, даже учитывая нынешний ускоренный ход событий. Человек только начал постигать прелести персонального бытия, а его снова зовут в конгломерированную систему.
Если же удастся создать систему в виртуальном пространстве, которая позволит гармонично объединить чаяния людей, то свершится чудная метаморфоза: объединение интуиций множества индивидуумов и, как следствие, — порождение доселе невиданного интеллекта. Одновременно должны возникнуть новые этические, культурные и социальные структуры, свободные от тягот нынешнего материального бытия. Так бит за битом мы уже уходим в виртуальные миры. Как утверждает Бернерс-Ли, в этом и есть суть и право всякой истинной демократии.Новое видение Сети, по собственному признанию ее создателя, научило его раздвигать границы дозволенного. По сути, Тим перестроил все связи в собственном сознании и теперь ощущает себя другой личностью. По его мнению, люди в гораздо большей степени являются устройствами для коммуникаций, нежели обелисками для самовыражения. И когда что-то не так, это повод задуматься о том, все ли у нас в порядке с аппаратурой связи, а не о том, что кто-то нам отвечает не адекватно.